$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Закон вызывает Uber

05.04.2016

Поступившие в Палату представителей поправки в Закон от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» содержат нормы, которые усложнят условия работы в нашей стране сервису Uber и другим аналогичным мобильным приложениям.

Значительные изменения в случае принятия поправок ожидают сферу перевозок пассажиров автомобилями-такси – в первую очередь они на­правлены против нелегальных перевозчиков. В Законе также появится отдельная статья, регулирующая деятельность диспетчера такси, чего в последние годы настойчиво добивались перевозчики.

Согласно законопроекту ор­ганизация перевозок должна осуществляться местными ис­полнительными и распорядительными органами либо оператором такси в случае его создания (определения). На них возлагается обязанность заключать с перевозчиками договоры, анализировать качество и пол­ноту обслуживания пассажиров, разрабатывать схемы размещения терминалов и стоянок, специально предназначенных для автомобилей-такси.

Автомобильный перевозчик не имеет права работать без заключения договора об организации перевозок пассажиров автомобилями-такси либо договора об оказании услуг диспетчера такси. В свою очередь, диспетчер такси до оказания услуг обязан заключить договор об оказании организационных услуг с местным исполнительным и распорядительным органом либо оператором такси.

И если согласно действующему законодательству диспетчер такси – это юридическое лицо, оказывающее услуги по приему и передаче заказов на перевозки пассажиров автомобилями-такси, то теперь предлагается данную формулировку изменить. Функции дис­петчера такси, осуществляющего прием и передачу заказов на выполнение перевозок, справочно-информационные, кон­сультационные и иные сопутствующие услуги, в т.ч. с использованием средств элек­тросвязи и сети Интернет, смогут выполнять только юридические лица Республики Беларусь или иного государства – члена ЕАЭС. Такая норма, по мнению разработчиков законопроекта, поможет устранить с рынка «нелегалов», повысить качество услуг и обеспечить надлежащий кон­троль за деятельностью диспетчеров так­си, в т.ч. учет их доходов и рас­ходов.

Американская компания Uber, создавшая самое популярное в мире одноименное мобильное приложение для заказа такси, уже не­сколько месяцев работает в Минске. Этот сервис связывает клиента с водителями, находящимися рядом, и больше рассчитан на частных перевозчиков, которые хотят подработать на личном авто и кого-то подвезти. Пассажир может офор­мить заказ через смартфон, а в пункте назначения с его банковской карточки, данные которой вводятся при регистрации, автоматически спишут деньги. Квитанция об оплате придет на электронную почту клиента. Приложение отслеживает весь маршрут перемещения авто.

Некоторые минчане, уже успевшие воспользоваться новшеством, оценили и безопасность – средний возраст автомобилей составляет 3,5 года, – и экономию времени – машина приходит через 3–5 минут.

Но уже в самом начале работы в Беларуси Uber столкнулась с рядом препятствий. Представители компании уверяют, что в отличие от классической слу­жбы такси Uber не нанимает водителей и не имеет в собственности автомобилей, а лишь оказывает услуги через мобильное приложение. Поэтому на нее не должны распространяться требования к такси: обязательная оклейка, желтые номера и т.п. Контролирующие органы с этим не соглашаются и считают, что водители предприятий-перевоз­чиков и ИП, со­трудничающие с Uber, должны не только иметь лицензию, но и проходить техосмотр дважды в год, независимо от возраста автомобиля, заполнять договоры с клиентами перед каждой поездкой (с указанием их фамилии, паспортных данных) и др.

По поводу фискальных претензий представители компании заверяют, что налоги уплачивают в соответствии с белорусским законодательством все перевозчики-партнеры, которые с ней работают.

Пока деятельность организаторов перевозок пассажиров с помощью мобильных приложений законодательно не урегулирована. Юристы Uber пытаются отстаивать ее интересы. Однако после принятия находящегося в Палате представителей законопроекта такая возможность исчезнет. Ведь на транспортное средство и на его водителя будут распространяться те же требования, что и для традиционных такси. А главное – функции диспетчера такси смогут выполнять лишь юридические лица РБ или стран ЕАЭС.

Правда, законопроект еще должен быть рассмотрен в Палате представителей в первом и втором чтениях. В ходе подготовки к ним некоторые статьи могут измениться.

Автор публикации: Анна РАДЮК