Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
COVID-19
14.04.2020 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №28 (2327) от 14.04.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Заход на второй круг. Власти разрабатывают новые меры поддержки бизнеса. Но ранее обещанные в жизнь никто так и не воплотил

Фото: z_wei/Getty Images

Крупнейшие бизнес-союзы критикуют правительство за промедление в принятии мер поддержки экономики в связи с пандемией COVID-19. Несмотря на то что с момента утверждения Совмином проекта первого антикризисного пакета решений прошло почти три недели, ясности по срокам его принятия, как и по содержанию, до сих пор нет.

Напомним, пакет документов был рассмотрен и поддержан правительством 26 марта. С тех пор в качестве антикризисного принято только одно решение – о продлении сроков внешнеторговых операций до 100 дней.

Известно также о разработке решений по отсрочке арендных и налоговых платежей для наиболее пострадавших отраслей. Госкомитет по имуществу подготовил проект указа, который коснется собственников и арендаторов госимущества. По частным объектам конкретных предложений нет – местные органы власти обращаются к их собственникам с просьбой снизить арендные ставки, не предлагая ничего взамен.

 

Пора делать встречные шаги

Но у собственников недвижимости есть, что ответить. Через бизнес-союзы они направляли в правительство предложение о снижении налоговой нагрузки, хотя бы в части повышающих коэффициентов к налогу на землю и ухода от авансовых платежей за электроэнергию.

В соцсетях популярностью пользуется ответ местным властям руководителя полоцкого ООО «Торговый дом «Стрелец» Владимира Захарова, который заявил о готовности снизить аренду после того, как власти предпримут меры поддержки бизнеса.

«Когда вы хоть что-то сделаете, тогда мы легко сможем уменьшить арендаторам их обязательства перед нами», – написал в своем ответе бизнесмен.

Руководителей деловых объединений пригласили на встречу с министром экономики Александром Червяковым 9 апреля. Глава ведомства на ней заявил о готовности регулярно встречаться с бизнесом, поскольку предприниматели «наиболее близко расположены к проблемным вопросам, которые требуют решения». Однако участники встречи, по крайней мере те, кто поделился впечатлением с прессой, остались ею разочарованы.

Председатель высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин в беседе с «ЭГ» отметил, что в министерстве начали работу над вторым и третьим по очередности пакетами мер, но так и не ознакомили официально бизнес-союзы с содержанием первого. Также не были названы хотя бы приблизительные сроки его принятия.

Руководитель РКП считает, что в правительстве необходимо было как можно раньше создать полноценную рабочую группу для выработки антикризисных мер с участием бизнес-сообщества, принимать и обсуждать предложения централизованно.

«Пока происходит бесконечная бюрократическая чехарда, ответы на предложения поступают медленно, – отметил Владимир Карягин. – Хорошо, что Минэкономики взяло на себя роль координатора этой работы, но бизнес-союзы вынуждены повторять то, о чем мы уже ранее писали в ведомства».

По его мнению, фактор времени при подготовке решений упущен – бизнес теряет свободу в принятии дальнейшей стратегии из-за неопределенности: приостанавливать ли работу, пролонгировать ли сроки платежей контрагентам или уходить в банкротство. Что важно, бизнес-ассоциации рассматривают увольнение персонала только как крайнюю меру.

Понятно, что лишних средств в бюджете на поддержку предпринимателей нет, но нужно принимать меры, которые позволят как-то минимизировать воздействие кризиса, – заключил эксперт.

 

Само не рассосется, придется помогать

По мнению председателя Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александра Швеца, бизнес-союзы не получили на встрече в Минэкономики внятных ответов о дальнейших действиях правительства.

«Дальше молчать уже просто неприлично, – считает эксперт. – Все цивилизованные страны давно озвучили и реализуют различные по масштабности, исходя из своих возможностей, меры по поддержке экономики в этот непростой для всего мира период. А Беларусь все чего-то выжидает – может, само рассосется».

Александр Швец поддержал инициативу Минэкономики о продолжении сбора предложений от бизнеса, однако призвал его сотрудников быть принципиальнее в отстаивании своей позиции в правительстве. Вместе с тем он высказал опасения, что итоговый пакет мер может быть направлен не столько на поддержку малого частного бизнеса, сколько на решение проблем госсектора, который власти «в беде не оставят».

Ранее премьер-министр Сергей Румас заявлял, что на поддержку экономики из-за эпидемиологической ситуации планируется направить 110 млн руб. Много это или мало? Грубо округляя, по 280 руб. на каждое зарегистрированное юрлицо или ИП.

Бизнес-союзы со своей стороны предлагают помощь в перераспределении бюджетных расходов. Строго говоря, о необходимости большей прозрачности бюджетного процесса и повышении участия в нем предпринимателей они заявляли еще в 2016 году. Но нынешняя ситуация этого просто требует.

О гипотетических источниках средств для помощи экономике мы писали ранее (см. «Россия, Казахстан и Украина поддержат национальный бизнес. А мы?» в «ЭГ» № 21 от 20 марта).

 

Имбирь, лимон – выйди вон!

Пока же основные экономические решения правительства последнего времени и известные проекты документов говорят о том, что мы движемся в сторону жесткого административного регулирования. Либерализация условий ведения бизнеса в Беларуси заканчивается там, где начинаются серьезные внешние и внутренние вызовы.

Речь о постановлении Совмина от 30 марта № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке», который запрещает субъектам хозяйствования на всех уровнях повышать цены выше 0,5% в месяц. Сделать это можно только по согласованию с соответствующей комиссией. Пока МАРТ, который отвечает за эту работу, ее решений не публиковал.

Устремления правительства отчасти понять можно. Инфляция за три месяца с начала года уже составила 2,7% при годовом прогнозе 5%. Но там, на наш взгляд, должны понимать, что прямое ценовое регулирование, пускай и на разрешенные в ЕАЭС 90 дней, в условиях нестабильности валютного курса может привести к оскудению прилавков.

Импортерам проще отказаться от завоза некритичных товаров, чем доказывать обоснованность роста цен. А розница уже идет по этому пути – отказывается принимать от поставщиков подорожавшие наименования.

Несколько дальше пошел Комитет государственного контроля. На недавней коллегии ведомства председатель КГК Леонид Анфимов возмутился значительным подорожанием продовольствия, в первую очередь овощей и фруктов и лидеров по росту спроса – лимона и имбиря.

«Если где-то в розничных торговых сетях начнется вольница с ценами, особенно на товары, пользующиеся повышенным спросом в этот период, реакция будет вплоть до возбуждения уголовных дел», – заявил он.

Хотя, как мы писали ранее, нарушение указанного постановления влечет только административную ответственность.

Известно также о подготовленном проекте Указа «О дополнительных мерах по наведению порядка на потребительском рынке», на основании которого может быть введен режим массовых внеплановых проверок на потребительском рынке с возможностью закрытия объектов.

***

То ли это, что нужно экономике и хозяйственной деятельности сейчас?

Устойчивость любой системы определяется в т.ч. ее способностью реагировать на внештатные ситуации. И от того, на какие меры пойдут власти, зависит скорость выхода из нынешнего кризиса.

Предприниматели не остались в стороне от проблем: кто-то разрабатывает новые средства защиты для медиков или бесплатно доставляет им еду, кто-то закупает и передает в больницы расходные материалы. И не ждут, пока им это делать разрешат.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by