Зачем государство разрешило создавать инвестфонды? — И кому позволят вкладывать деньги в самые прибыльные активы?

Изменения в законодательстве с июля этого года позволяют создавать в нашей стране инвестиционные фонды (ИФ) и открывают возможности обращения новых финансовых инструментов – инвестиционных паев.
Как это все будет работать и какую пользу принесет белорусской экономике, рассказывает директор Департамента по ценным бумагам Минфина Алексей КРАСИНСКИЙ.
– Какие категории инвесторов заинтересует деятельность ИФ? Стоит ли вводить в Беларуси понятие «квалифицированный инвестор» и ограничивать право остальных на совершение рискованных вложений, как это сделано, например в США?
– Владельцами ценных бумаг белорусских ИФ могут выступать физические и юридические лица. Учитывая, что такая схема коллективных инвестиций является абсолютно новой для Беларуси, стоит с особой внимательностью относиться к выбору конкретного фонда. Отличительной особенностью инвестиционных паев от классических способов сбережений (например, банковского депозита) являются как более высокая доходность, так и более высокий риск убытков.
Любому инвестору, желающему приобрести акции или паи ИФ, необходимо помнить, что стоимость таких ценных бумаг может как увеличиваться, так и уменьшаться, а результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Ни в одной из стран государство не гарантирует доходности инвестиций в такие инструменты.
Минфин на постоянной основе проводит работу по совершенствованию законодательства в этой сфере. И действительно, в республике уже планируется создание института квалифицированного инвестора.
Также предполагается упростить процедуру эмиссии облигаций, в т.ч. в части требований к эмитентам и к обеспечению, в тех случаях, когда их покупателями могут стать только квалифицированные инвесторы, профессионально рассчитывающие риски и управляющие ими (профучастники рынка ценных бумаг, банки, инвестиционные фонды, страховые компании). Решение этой задачи находится в русле аналогичных механизмов, которые применяются в рамках международной практики, и способствует росту объема венчурных инвестиций.
ИФ будут востребованными, как с точки зрения формирования «длинных» денег, способных трансформироваться в инвестиции для реального сектора экономики, так и с точки зрения альтернативных объектов инвестирования. Ведь реализация указанных механизмов создаст условия для привлечения финансирования через фондовые инструменты малоизвестными, но растущими и потенциально успешными компаниями.
– Могут ли белорусские ИФ вкладывать средства в зарубежные ценные бумаги? Не окажется ли, что инвестиции за рубеж станут для них приоритетом?
– Принимая во внимание, что целью создания и деятельности таких фондов, в конечном счете, является получение прибыли, они могут вкладывать свои средства в различные активы (ценные бумаги резидентов и нерезидентов, валюту, драгоценные металлы и камни, недвижимое имущество и имущественные права на него, в том числе на земельные участки и т.д.).
Но размер денежных средств, направленных на приобретение финансовых инструментов, эмитированных (выданных) нерезидентами, не должен превышать 30% стоимости имущества ИФ.
Тут еще стоит отметить, что Беларусь приняла обязательства по договору о создании Евразийского экономического союза, предусматривающему свободу движения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов государств – участников ЕАЭС. Это означает увеличение уровня открытости финансового рынка для нерезидентов, включая [российские, казахские, армянские, киргизские и другие] ИФ. Если они предложат населению и организациям Беларуси привлекательные условия, то могут получить значительные ресурсы, которые будут работать за пределами нашей страны.
– Ценные бумаги каких белорусских предприятий могут быть привлекательными для ИФ? Какой доходности можно ожидать?
– Департамент по ценным бумагам не имеет права давать рекомендации относительно инвестирования в ценные бумаги конкретных белорусских или иностранных предприятий.
В Беларуси создан и функционирует единый информационный ресурс рынка ценных бумаг – единый портал финансового рынка (ЕПФР), который осуществляет информационное обеспечение участников рынка ценных бумаг и госорганов.
На этом ресурсе эмитенты раскрывают информацию об эмиссии ценных бумаг и об итогах своей деятельности. Информация и позволяет принять взвешенное решение о приобретении ценных бумаг конкретных эмитентов.
Как показывают общие данные ЕПФР, в стране имеются АО, которые могут быть достаточно привлекательными для институциональных инвесторов.
– Не помешает ли успешной работе ИФ отсутствие национального рейтингового агентства?
– В Беларуси отсутствует система присвоения и использования рейтингов по национальной шкале. Но работа по ее созданию ведется уже длительное время.
Юридически отсутствие национальной рейтинговой индустрии не является препятствием для развития института ИФ. Как уже было отмечено, в этом случае инвестору необходимо самостоятельно осуществлять оценку эффективности инвестиций или прибегать для этого к консультативным услугам профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Но, конечно же, появление в республике национальных рейтинговых агентств будет способствовать ускоренному развитию как ИФ, так и финансового рынка в целом.
СПРАВКА «ЭГ»
Кто такой квалифицированный инвестор? По законам многих зарубежных стран, самые рисковые и потенциально прибыльные инвестиции доступны только для квалифицированных (аккредитованных) инвесторов. Зачем это надо? Чтобы небогатые люди не вкладывали последние или даже одолженные деньги в чужие бизнес-авантюры. И чтобы государству не приходилось потом спасать таких бедолаг и их семьи от голода, лишения крыши над головой и других последствий неудачи.
Например, в США статус квалифицированного инвестора может получить как компания, так и физическое лицо. Главный критерий – размер собственного капитала или доход.
Чтобы стать аккредитованным инвестором, житель США должен последние 2 года зарабатывать не менее 200 тыс. USD в год. Или доход его вместе с супругом должен быть не менее 300 тыс. USD за тот же период. Или он должен располагать чистыми активами стоимостью не менее 1 млн. USD.
Что такое «чистые активы»? В данном случае это рыночная цена всего его имущества за вычетом суммы долгов и стоимости основного жилья – дома или квартиры, где он проживает большую часть времени.
Для юридических лиц главный критерий признания их квалифицированным инвестором в США — стоимость активов не менее 5 млн. USD. Речь идет именно об общей стоимости имущества (total assets), а не об оценке чистых активов, как происходит с физическими лицами.
Статус квалифицированного инвестора в США также доступен компаниям, в которых каждый акционер соответствует критериям квалифицированного инвестора.
Если житель Беларуси или любой другой иностранец решит вложить деньги в какой-то бизнес или активы (недвижимость, ценные бумаги) на территории США, на такого человека тоже распространяются все эти требования и правила.
Аналогичные нормы, но еще более сложные, действуют в странах Евросоюза и России.