$

2.0391 руб.

2.2758 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Рейтинги

Зачем Беларуси свои рейтинговые агентства

23.08.2019

19 августа 2019 г. на Национальном правовом интернет-­портале было опубликовано постановление Совмина и Нац­банка от 12 августа № 530/14 «О порядке проведения аккредитации рейтинговых агентств». Этот нормативно-правовой акт направлен на регулирование деятельности национальных рейтинговых агентств и определяет порядок их аккредитации со стороны главного финансового регулятора с включением сведений о рейтинговых агентствах в специальный реестр.

Что это такое

По сути, речь идет о возникновении нового финансового института – национальных рейтинговых агентств, создание которого было запланировано еще стратегией раз­вития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 г., которая была принята еще в 2017 г.

Что же такое рейтинговые агент­ства и для чего они нужны?

Справочно:
Рейтинговыми агентствами называют специальные организации, которые в соответствии с определенной методологией присваивают кре­дитные рейтинги эмитентам цен­ных бумаг – организациям, выпустившим на рынок акции, облигации, векселя и т.д.

Эти рейтинги отражают способность эмитентов своевременно выполнять свои финансовые обязательства и являются своеобразными «дорожными знаками» для инвесторов, определяющими степень риска инвестиций в ценные бумаги, которые выпускает эмитент.

Наивысший кредитный рейтинг означает, что ценные бумаги обладают низким риском для инвестора. Поэтому эмитент, получивший такой рейтинг, может рассчитывать на привлечение финансирования по более низкой ставке.

Таким образом, создание института рейтинговых агентств призвано, в первую очередь, размежевать раз­личные ценные бумаги по рискам и обосновать градацию процентных ставок таким образом, чтобы более устойчивые эмитенты смогли получить финансирование по более низким ставкам, а инвесторы смогли бы соотнести доходность долговых бумаг с кредитным риском конкретного эмитента.

Зарубежный опыт

В настоящее время в мире существует около 100 рейтинговых агентств, но наиболее широкое признание получила так называемая «большая тройка» – международные рейтинговые агентства, кредитные рейтинги которых признаны мировым инвестиционным сообществом (главным образом, из-за их олигополистического положения на рынке) – Standard & Poors, Moody’s, Fitch Ratings.

В Беларуси кредитным рейтингом от международного рейтингового агентства могут похвастаться только отдельные эмитенты из числа банков и страховщиков. За пределами финансового сектора кредитный рейтинг имеют только лизинговая компания ИООО «Микро Лизинг» и ООО «Евроторг».

Наличие рейтинга от международного рейтингового агентства – это, безусловно, престижная оценка, однако вряд ли она может быть достаточным основанием для принятия решения национальным инвестором. Дело в том, что кредитный рейтинг отдельного предприятия не может быть выше кредитного рейтинга страны, который у Беларуси довольно невысокий (Standard & Poor’s – «В», прогноз «стабильный», Fitch Ratings – «В», прогноз «стабильный»).

Кроме того, эксперты указывают, что рейтинговые агентства «большой тройки» часто оказываются заложниками собственной оценочной методологии, которая строится на использовании US GAAP (стандарта бухгалтерского учета, принятого в США) и МСФО, и не всегда способна в полной мере оценить национальные аспекты ведения бизнеса.

Также не стоит забывать, что рейтинговые оценки даже от таких титулованных игроков не являются 100%-ной защитой от неисполнения обязательств перед инвесторами. Известен целый ряд случаев, когда эмитенты, получившие довольно высокие оценки от «большой тройки», допускали дефолты по своим ценным бумагам. Достаточно вспомнить скан­далы с банкротством извест­ных корпораций Enron, WorldCom, Parmalat, серьезные ошибки в оценке становых рисков накануне финансового кризиса в Азии в 1997 г., России в 1998 г., Аргентине в 2000 г., Уругвае в 2002 г. Особенно острую полемику вызвали недопустимо высокие кредитные рейтинги, присвоенные ипотечным ценным бумагам в США, что стало одной из причин, вызвавшей кризис 2007–2008 гг.

Почему нам нужны
собственные рейтинги

В свете указанных выше недостатков международных игроков рейтингового рынка создание института национальных рейтинговых агентств выглядит логичным и по­следовательным шагом по развитию отечественного финансового рынка.

Национальные рейтинговые агент­ства смогли бы обеспечить более широкое рейтинговое покрытие белорусских эмитентов, учесть особенности национального стандарта бухгалтерской отчетности, обеспечить некоторый плюрализм мнений. Такой вывод можно сделать, если провести аналогию с развитием этого института в РФ, где национальные рейтинговые агентства – «Эксперт РА», Национальное Рейтинговое Агентство, АК&M и RusRating – проделали большую работу по присвоению кредитных рейтингов национальным эмитентам.

В Беларуси необходимость создания национальных рейтинговых агентств вызвана активным развитием рынка долговых ценных бумаг – облигаций государственных органов и корпоративных эмитентов. По состоянию на 1 августа 2019 г. по данным Республиканского центрального депозитария ценных бумаг были зарегистрированы 81 выпуск облигаций Минфина, 17 – Нацбанка, 67 – муниципальных и 863 выпуска от 256 эмитентов – юридических лиц.

В такой ситуации необходимость создания института национальных рейтинговых агентств не вызывает сомнений. Другой вопрос, каким образом будет построена их деятельность и чем их методика будет отличаться от методики Минфина, которая сегодня применяется для определения финансовой устойчивости предприятий и допуска их к размещению облигаций. Удастся ли нам увидеть оригинальную методику и глубокий анализ, или все сведется к перепечатыванию данных бухгалтерской отчетности?

Для стороннего наблюдателя остается не до конца понятным, почему регулирование деятельности рейтинговых агентств было передано Нац­банку, в то время как вопросы, связанные с обращением ценных бумаг, находятся в сфере компетенций Минфина.

Поэтому наше итоговое мнение сводится к тому, что создание национальных рейтинговых агентств – безусловно, нужное начинание, необходимое для дальнейшего развития белорусского фондового рынка. Но многое будет зависеть от того, как выстроится работа самих агентств и действительно ли она приведет к профессиональной оценке способности белорусских эмитентов выполнять свои обязательства по выпускаемым ценным бумагам либо, как это часто бывает, сведется к формализму.

 

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК инвестор, финансовый эксперт «ЭГ»


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы