Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
АПК
12.07.2016 19 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

За оздоровление АПК: от реструктуризации долгов до банкротства

Финансовые результаты организаций АПК выглядят особенно контрастно на фоне победных реляций чиновников об успехах отечественного сельского хозяйства, достигнутых благодаря политике сохранения советского наследия. Перечисление достижений не может скрыть факты роста убытков, снижения экономической эффективности и платежеспособности сельхозпредприятий. Ни масштабная господдержка, ни косметические меры, предпринимавшиеся в надежде исправить ситуацию, не меняя сложившейся системы владения и контроля, ни к чему не привели. Приходится изобретать новые инструменты.

Еще в 2014 г. был принят пакет из 4 указов, предусматривавших преобразование сельскохозяйственных производственных кооперативов в хозяйственные общества или коммунальные унитарные предприятия, а также декларировавших возможность продажи их инвесторам при условии принятия на себя долгов. Результат этих мероприятий, в т.ч. предусмотренных Указом от 17.07.2014 № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)», был скромным. За прошлый год число СПК сократилось с 348 всего до 318, тогда как количество сельхозорганизаций – акционерных обществ выросло с 545 всего до 551, ООО – снизилось со 152 до 150, ОДО – с 13 до 12, а унитарных предприятий – с 439 до 423. При этом число сельхозорганизаций, принадлежащих государству, снизилось с 289 до 275, а частных – с 1173 до 1140, причем среди них количество предприятий с долей государства выросло с 450 до 516, а принадлежащих иностранцам – с 35 до 39.

Таким образом, обмануть рынок не удалось: структура собственности АПК почти не изменилась, и частных инвесторов там по-прежнему мало. Между тем кредиторская задолженность сельхозорганизаций на начало текущего года превысила 5,6 тлн. Br, а доля просроченных долгов выросла с 13,3 до 17,8%. За прошедший год коэффициент закредитованности (отношение задолженности по кредитам банков к среднемесячной выручке) вырос с 584,7 до 610,7%, а общей закредитованности (отношение суммарной кредиторской задолженности к среднемесячной выручке) – с 1263,2 до 1396,3%, что вдвое выше, чем в целом по республике. Рентабельность продаж в сельском хозяйстве упала с 5,7 до 2,9%, а почти 1/4 сельхозпредприятий являются убыточными, даже с учетом господдержки.

Теперь решить проблемы погрязшего в долгах и убытках села должен Указ от 4.07.2016 № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельхозорганизаций». Согласно этому документу министерствам, ведомствам и исполкомам придется до 1 октября 2016 г. обеспечить рассмотрение на заседаниях соответствующих комиссий бизнес-планов сельхозорганизаций и подготовку рекомендаций о целесообразности проведения их досудебного оздоровления или о необходимости подачи в суд заявлений об их банкротстве.

Для подготовки рекомендаций придется до 1 сентября представить заявление с обоснованием необходимости досудебного оздоровления с учетом обязательств о сохранении деятельности по производству сельхозпродукции, а также бизнес-план с указанием, среди прочего, лиц, ответственных за его реализацию. Комиссиям по предупреждению банкротства дается всего 10 дней, чтобы рассмотреть представленные документы и решить судьбу сельхозорганизации. Госоргану дается также 10 дней, чтобы с учетом рекомендации комиссии согласовать бизнес-план сельхозорганизации и внести проект постановления Совмина о включении сельхозорганизации в перечни лиц, подлежащих досудебному оздоровлению или проведению процедур банкротства. Оба перечня должны быть утверждены правительством до 1 ноября.

 

Кроме того, предстоит найти юридических лиц – инвесторов, которые приобретут с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2017 г. права и обязанности сельхозорганизаций в результате их реорганизации (в форме слияния, присоединения, преобразования), покупки, безвозмездной передачи предприятий как имущественных комплексов сельхозорганизаций, в т.ч. по «старому» Указу № 349, а также тех, кто возьмет сельхозорганизации в аренду или доверительное управление, не боясь последствий вроде субсидиарной и иной ответственности.

Реструктуризация долгов

Предприятиям, включенным в перечень сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению, а также инвесторам предоставляется рассрочка погашения задолженности по штрафам и пеням за нарушение сроков и порядка внесения платежей в ФСЗН на 5 лет, образовавшейся на 1 июля 2016 г. задолженности по возврату бюджетных ссуд и (или) займов, а также процентов по ним и пеням за их несвоевременный возврат, задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням по ним и штрафам за налоговые нарушения – на 3 года. Платежи будут вноситься ежеквартально равными долями по 31.12.2018 г. без начисления процентов. Также будут реструктуризованы долги за топливно-энергетические ресурсы, образовавшиеся на 1.07.2016 г.: платежи по ним будут вноситься ежемесячно равными долями. С даты предоставления рассрочки погашение задолженности по ТЭР производится без индексации на курс доллара на дату оплаты.

Текущие платежи в бюджет и ФСЗН, а также плата за энергоносители должны вноситься своевременно. В противном случае действие рассрочки приостанавливается, пойдет начисление пени. Возобновится рассрочка только после уплаты очередных взносов.

Указом № 253 определен порядок документального оформления сельхозорганизациями и инвесторами права на получение отсрочки по уплате задолженности перед бюджетом, ФСЗН и энергосбытовыми организациями.

Средства, высвобождаемые в результате предоставления рассрочки, должны быть направлены на пополнение собственных оборотных средств. Персональная ответственность за выполнение условий реструктуризации долгов возлагается на руководителей предприятий – получателей отсрочки и рассрочки.

Сельхозорганизации и инвесторы, принявшие на себя их права и обязанности, могут обратиться к юридическим лицам (за исключением газо- и энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белтопгаз» и ГПО «Белэнерго», а также банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и «Промагролизинг»), физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, являющимся контрагентами, с предложениями о предоставлении на срок, не превышающий 5 лет, отсрочки (рассрочки) исполнения своих обязательств по договорам, в т.ч. по договорам лизинга, за исключением обязательств, отсроченных и рассроченных в соответствии с Указом от 22.04.2011 № 170 «О некоторых вопросах расчетов за сельскохозяйственную технику».

При предоставлении в таком порядке отсрочки (рассрочки) исполнения обязательств, которая предоставляется с даты внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в договоры с контрагентами, проценты, неустойка (пени, штраф) не начисляются.

С 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2017 г. у сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению, при реализации (безвозмездной передаче) ими предприятий как имущественных комплексов обороты по их реализации, в т.ч. по безвозмездной передаче, не признаются объектом обложения НДС. Кроме того, прибыль, полученная от их реализации, освобождается от налогообложения, а выручка – от налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога для производителей сельхозпродукции и не учитывается при расчете процентной доли, дающей право на применение единого налога (ч. 1 п. 1 ст. 302 НК).

В свою очередь, юрлица – инвесторы не включают стоимость предприятий как имущественных комплексов, безвозмездно полученных с 1.07.2016 г. по 31.12.2017 г. от сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению, в состав внереализационных доходов для целей налогообложения и не учитывают ее при исчислении части прибыли (дохода) в соответствии с Указом от 28.12.2005 № 637.

Госорганам и организациям предписывается проводить мониторинг реализации бизнес-планов. По результатам этих наблюдений в Совмин могут быть внесены предложения об исключении сельхозорганизаций из перечня лиц, подлежащих досудебному оздоровлению, и включении их в перечень будущих банкротов. В последнем случае сельхозорганизации придется в 3-месячный срок подать в суд заявление о банкротстве.

Местным Советам депутатов рекомендовано принимать решения о принятии в коммунальную собственность объектов жилищного фонда и социальной сферы, принадлежащих сельхозорганизациям и юрлицам – инвесторам. Надо полагать, в местных бюджетах найдутся средства на содержание таких объектов.

Одновременно Указом от 4.07.2016 № 251 внесены изменения и дополнения в указы, принятые в 2014 г. В частности, предусматривается порядок предоставления отсрочки (рассрочки) задолженности организаций АПК по ранее полученным кредитам, предоставленным на финансирование реализации госпрограмм, в т.ч. с возмещением из бюджета части процентов, а также регламенируется порядок госрегистрации создания предприятия как имущественного комплекса сельхозорганизации, преобразования сельскохозяйственных государственных унитарных предприятий в ОАО или их присоединения к ОАО.

Аренда

и управление

Указ № 253 допускает возможность сдачи в аренду имущественных комплексов сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению. При этом размер годовой арендной платы должен составлять 5% от балансовой стоимости имущества сельхозорганизации, но не менее 500 базовых величин на 31 декабря предшествующего года. Потребуется сохранить на период аренды деятельность по производству сельхозпродукции и трудовые отношения с работниками. Если те откажутся работать у арендатора, трудовой договор прекращается в связи с изменением существенных условий труда (п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК). После истечения срока договора аренды, а также в случае его досрочного расторжения трудовые отношения с работниками продолжаются у сельхозорганизации на условиях, предусмотренных трудовым договором.

Юридические лица – арендаторы обязаны отражать арендуемое имущество (предприятие как имущественный комплекс сельхозорганизации) на отдельном балансе.

Возможна также передача таких сельхозорганизаций в доверительное управление, в т.ч. путем передачи их акций, находящихся в госсобственности.

Полномочия исполнительного органа (руководителя) сельхозорганизации могут передаваться по договору другой коммерческой организации либо ИП-управляющему. Доход таких управляющих устанавливается в процентах от выручки сельхозорганизации, но не более 5% от нее. Кроме того, среднемесячный доход управляющей организации (управляющего) не может превышать 8-кратного размера среднемесячной зарплаты среднесписочного работника сельхозорганизации в соответствующем месяце. Управляющий также может получить по итогам работы за год бонус в доле прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг), равный уровню рентабельности продаж, но также не более 8-кратной годовой зарплаты среднесписочного работника сельхозорганизации.

Цена продажи –

по чистым активам

Предприятия как имущественные комплексы государственных сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению, а также их акции, находящиеся в госсобственности, могут быть проданы без проведения аукциона (конкурса) белорусским компаниям по решению Президента РБ или согласованию с ним. Цена продажи определяется исходя из стоимости чистых активов сельхозорганизации на 1-е число 1-го месяца квартала, в котором принято решение о продаже (пропорционально количеству акций (долей), находящихся в госсобственности).

Сельхозорганизации, которые были убыточными 3 года подряд, будут продаваться по цене, составляющей 20% стоимости их чистых активов, 2 года из трех – 50%, 1 год из трех – 80%, не имевшие убытков, – 100% стоимости чистых активов. Если стоимость чистых активов, акций (долей) сельхозорганизации окажется равной нулю или отрицательной, предприятие как имущественный комплекс, акции (доли) будут продаваться за 1 базовую величину. Средства от продажи поступят в республиканский и местные бюджеты.

Оплатить такую покупку можно будет в рассрочку до 3 лет без индексации платежей. Но при этом покупатель должен сохранить деятельность по производству сельхозпродукции и трудовой коллектив, инвестировать дополнительные средства и погасить долги сельхозорганизации в порядке и сроки, установленные договором купли-продажи.

Арендаторы и управляющие смогут приобрести предприятия как имущественные комплексы или акции сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению, если обеспечат к 1-му числу 1-го месяца квартала, предшествующего дате истечения 5-летнего периода реализации бизнес-плана, эффективную деятельность сельхозорганизации (отсутствие убытков, просроченных обязательств и восстановление платежеспособности). При этом цена продажи также будет определяться исходя из стоимости чистых активов сельхозорганизации, а если она окажется нулевой или отрицательной – то она будет равна 1 базовой величине.

Кроме того, руководитель сможет безвозмездно получить не более 25% акций, если обеспечит по итогам 5 лет эффективную работу вверенной ему сельхозорганизации. Отметим, что продажа или передача в любом случае осуществляется по решению Президента или согласованию с ним. При этом вначале облисполкомы (Мингорисполком) должны подготовить проекты соответствующих решений на основании представлений райисполкомов, которые подлежат согласованию с Минсельхозпродом, Минэкономики, Минфином, МНС, Госкомимуществом, КГК, КГБ и Генеральной прокуратурой. Надо полагать, получение такого «опциона» стоит столь громоздкой процедуры.

Веревочка банкротства

Для сельхозорганизаций, которые «оздоравливать» уже бесполезно, Указом № 253 предусмотрен особый порядок банкротства. Так, продолжительность защитного периода не может превышать одного месяца с даты возбуждения производства по делу о банкротстве, процедуры санации – 36 месяцев со дня принятия судом решения об экономической несостоятельности с санацией должника, ликвидационного производства – 12 месяцев со дня принятия судом решения о банкротстве с ликвидацией должника. По ходатайству госоргана, согласованному с Совмином, срок санации может быть продлен судом, но не более чем на 24 месяца. Суд вправе продлить срок ликвидационного производства на 3 месяца, в т.ч. по ходатайству собрания (комитета) кредиторов, если имеются достаточные основания полагать, что его продление приведет к увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.

Указом № 253 определены полномочия и обязанности временных (антикризисных) управляющих в подобных процедурах, в т.ч. по проведению внутренней оценки имущества сельхозорганизации, его продажи, проведения торгов, назначения начальной цены и ее снижения в случаях проведения повторных торгов.

Меняем долги

на акции

Для обеспечения эффективной хозяйственной деятельности сельхозорганизации и восстановления ее платежеспособности в процедуре санации могут приниматься дополнительные меры, предусматривающие конвертацию требований кредиторов (кроме банков и ОАО «Банк развития РБ») в акции дополнительного выпуска, замещение активов сельхозорганизации, внесение вкладов третьими лицами, принимаемыми в сельхозорганизацию – хозобщество. При этом конвертация долгов в акции и замещение активов не предполагают ограничения по кругу участвующих лиц.

При внесении вкладов третьими лицами в уставный фонд сельхозорганизации, созданной в форме ООО либо ОДО, запрет на внесение вкладов третьими лицами не применяется.

Конвертация требований кредиторов в акции дополнительного выпуска осуществляется путем передачи сельхозорганизацией этих акций кредиторам взамен исполнения обязательства об уплате долга с заключением соглашения об отступном. Не менее интересным может стать механизм замещения активов сельхозорганизации. Здесь открываются широкие возможности вывода активов и конвертации долгов в столь же неликвидные акции.

Напомним, в ГК и Законе «О хозяйственных обществах» не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций, в т.ч. путем зачета требований к обществу, за исключением случаев, установленных законодательными актами. Теперь это исключение появилось. Таким образом, кредиторы окажутся перед интересным выбором: смириться с перспективой никогда не вернуть свои деньги или получить вместо них акции с весьма сомнительной ликвидностью и не имеющие рыночной стоимости. Вряд ли в обозримом будущем такие инструменты будут пользоваться успехом на фондовом рынке. Но формально замена безнадежных долгов на финансовые вложения несколько улучшит структуру балансов кредиторов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений