За что контролеры не любят посредников

Схема работы с посредниками давно и устойчиво укоренилась в бизнесе. Они помогают продавать товар, осваивать новые рынки, берут на себя неохваченные и малобюджетные группы потребителей.
Но они же являются инструментом для минимизации налога на прибыль – завышая стоимость услуг агента или комиссионное вознаграждение, бизнес платит меньше налога на прибыль, выводит часть денег за границу, делит обороты на бизнес с общей системой налогообложения и УСН, таким образом уплачивая меньше налогов.
Грань между «хорошим» посредником и «плохим» очень тонкая. Тем не менее контролеры ежегодно пишут большое количество актов проверок вследствие обнаружения таких схем. При этом основная часть таких актов проверки проходит через руки правоохранительных органов – именно они собирают доказательства для обоснования нарушения в акте проверки. А в такой ситуации, как известно, не до шуток: она всегда сопровождается уголовным делом.
В 2018 г. и ранее такие акты обосновывались нормой Указа № 488 (подп. 1.10 п. 1). С 2019 г. вступил в действие п. 4 ст. 33 Налогового кодекса. Признаки «плохих» посредников те же, а вот норма другая, и по сути, и по содержанию.
Типичный пример из контрольной практики 2018 г.
Фирма (резидент РБ) покупает товар у нерезидента–производителя. Товар напрямую по товарно-сопроводительным документам едет в РБ, а по документам его покупает посредник–нерезидент и отправляет фирме в РБ. У посредника–нерезидента остается вознаграждение в сумме 15–30% от суммы сделки (в некоторых случаях суммы вознаграждения доходят до 200–300%).
В 2019 г. по п. 4 ст. 33 НК налоговиками написано уже несколько актов на тему «плохих» посредников. В чем они провинились? За пределами РБ у посредников–нерезидентов стоимость товара завышалась многократно.
Каждый «плохой» посредник имеет ряд признаков, по которым его выделяют из числа «хороших» и определяют, для какой цели он используется в бизнесе.
Назовем некоторые признаки «плохих» посредников.
1. Сделка с посредником существует только на бумаге. Фактически, он создан для целей снижения налоговой нагрузки.
2. Посредник – полная копия вашей фирмы: те же учредители, название с приставкой ПЛЮС, указания персонал получает от тех же руководителей, что и основная фирма. И, как дополнение, – УСН.
3. Посредник не является конечным получателем денег или товара – они идут транзитом. Так называемый «серый» посредник. А сейчас через ЭСЧФ все ваша деятельность очень хорошо видна.
4. Ваш посредник – часть вашего бизнеса. Признаки – директор подконтрольный, офис один на двоих (троих–пятерых), сайт один, отдел маркетинга тоже, а также бухгалтерия, банк и склад.
5. Цель сделки – налоговая выгода. В обычной деятельности вы такую операцию не совершили бы – у нее нет экономического смысла.
Это распространенные ошибки, которые допускают бизнесмены.
Кому грозит ответственность за применение подобных схем?
– владельцам бизнеса, которые выстраивают схемы работы;
– директорам и другим топ-менеджерам, которые работают с посредниками и несут полную ответственность за это;
– финансовым директорам и главным бухгалтерам, которые считают налоги, а потом отвечают на вопросы правоохранительных органов наравне с директорами.
Помните: бизнес, который вы строите, должен быть безопасным. Не рискуйте напрасно, берегите заработанное непосильным трудом.
18 июля 2019 года состоится семинар «Посредники в бизнесе. Налоговые и уголовные последствия»
- Почему государство наказывает бизнес за применение посреднических схем
- Какими признаками обладает «хороший» посредник, а какими – «плохой»
- Механизм расчета штрафных санкций по сделкам с посредниками
- Административная и уголовная ответственность за работу с посредниками.
Стоимость: 225 руб. (для клиентов ООО «БелАудитАльянс» – 190 руб.)
Место проведения: Минск, пр. Победителей, 59 А, Отель Victoria & SPA
Дата и время: 17.07.2019 с 10.00 до 14.00
Телефон: + (375 29) 602 99 31
CONFERENCE.BELAUDIT.BY
ООО «БелАудитАльянс» УНП 190663911