Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Кадры
23.10.2018 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №80 (2184) от 23.10.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Юристы за 200 «баксов». Почему им так мало платят

Зарплаты, предлагаемые начинающим правоведам на сайтах по трудоустройству, начинаются от 300 BYN. И даже квалифицированные юристы у нас получают далеко не программистские оклады. А ведь в США, Германии и других развитых странах это одна из самых высокооплачиваемых профессий. Американские адвокаты есть даже в списке миллиардеров Forbes.

Что не так с нашими юристами и их зарплатами? Что вообще происходит на этом сегменте рынка труда?

300 рублей в месяц

Ситуация с доходами молодых юристов в Беларуси совсем безрадостная. Встречаются вакансии с зарплатой 300–400 USD, но даже в Минске есть компании, предлагающие такому персоналу оклад 300 BYN в месяц.

Впрочем, если вы недавний студент юрфака, знаете английский и готовы пройти жесткий конкурс, есть и более солидные предложения. Стар­ший партнер одного из самых успешных адвокатских бюро нашей страны рассказал, что они готовы платить помощнику адвоката с законченным высшим образованием чуть больше 500 USD в месяц. Но сразу отметил, что это выше среднерыночной цифры – их бюро борется за лучшие кадры. Подразумевается пол­ностью «белая» зарплата и еже­квартальная премия.

Но гораздо чаще такую зарплату сегодня имеет уже состоявшийся юрисконсульт. В областных центрах – на 25–30% ниже. Например, от 700 BYN сейчас предлагает новому юристу ОАО «Гомельхлебпром».

300 рублей в день

На самом деле, стоимость услуг квалифицированного адвоката достаточно высока. День работы толкового профессионала со специализацией и опытом в нужной вам области права оценивается не ниже 300 BYN. И это не означает, что он потратит на вас 24 часа или даже 8. На практике его привлекают на время суда, допроса и других важных юридических действий либо для непосредственной консультации по конкретному воп­росу. Чаще всего такой специалист за дневной гонорар интенсивно работает около 3–4 часов.

Директор ЧСУП «АйСервис» Игорь Ефимов привел пример: адвокат, специализирующийся на медицинских делах, берет 400 BYN в час.

Наем в штат опытных, квалифицированных юристов тоже подразумевает не самую низкую оплату. По словам директора кадрового агентства «КВАДРАТ» Светланы Коростелевой, за последние полгода ее компания «закрыла» шесть вакансий корпоративных юристов с зарплатами от 800 до 1200 USD в эквиваленте. Андрей Ермоленко, в недавнем прошлом – один из ведущих юристов Wargaming (а ныне операционный директор игровой компании MELSOFT), отметил, что видел предложения в разы больше верхней границы этого диапазона. Разумеется, и требования там были очень высокими, работодатели искали настоящую «звезду» в нескольких областях юриспруденции.

Впрочем, на всех таких зарплат не хватает. И отрасль постепенно теряет привлекательность для молодых кадров. К каким это приводит по­следствиям?

В праве только девушки

Медленно, но неуклонно юриспруденция в нашей стране становится все более женской профессией. На фоне невозможности сразу получать достаточно денег для содержания семьи и даже себя самого, молодые мужчины в большом количестве и уходят из профессии или делают другой выбор еще на стадии поступления в вуз.

Все опрошенные нами работодатели единогласно отмечают, что молодых мужчин-юристов на собеседования приходит все меньше. Как минимум три четверти соискателей на такие вакансии – девушки. А это хоть и не самая серьезная, но проблема, ведь поддерживать разумный «ген­дерный баланс» в коллективах – одна из задач кадровых служб крупных и средних компаний. А на рынке труда почти нет молодых юристов мужского пола, которые бы вызывали интерес у первой десятки юридических фирм и адвокатских бюро нашей страны.

Пока такое разделение очень заметно среди молодых специалистов. Как нам рассказал один из руководителей крупной юрфирмы, среди практикующих адвокатов у них такого явного дисбаланса пока нет, соотношение полов там примерно равное, а если говорить о «высшей касте» юристов – партнерах и старших партнерах, то среди них мужчин даже немного больше.

Адвокат Сергей Зикрацкий: «У меня из 8 помощников, которых я когда-то брал на работу, было только 2 парня. По откликам на вакансии я тоже вижу, что примерно 25% – это парни. Я спрашивал у тех, кто связан с юрфаком, и мне подтвердили, что сейчас гендерный состав студентов именно такой».

Юристы уходят в ИТ

Нет, речь идет не о переучивании выпускников юрфака БГУ в программистов или дизайнеров. Хотя и таких случаев уже достаточно. Но ИТ-биз­нес охотно забирает высококлассных юристов с хорошим английским на управленческие должности. Если мы посмотрим на наиболее ярких людей, занявших директорские кресла круп­ных ИТ-компаний, обнаружим там достаточно много таких специалистов.

Например, юристами с дипломами БГУ являются Людмила Чекина и «правая рука» самого известного айтишника и крупнейшего частного налогоплательщика Беларуси Виктора Прокопени – управляющий инвестиционной компанией VP Capital Николай Марковник.

Кроме управленческой работы, молодых юристов с дипломами факультета международных отношений айтишные бизнесы активно сманивают в отделы продаж и на должности аккаунт-менеджеров, сопровождающих текущее взаимодействие с иностранными клиентами.

Почему у нас мало богатых юристов

Отчего в РБ платят мало молодым специалистам, понять еще можно. В круп­ных юрфирмах и адвокатских бюро нам единогласно ответили, что первые года два выпускник юрфака без опыта приносит работодателю в основном убытки. Его надо учить, отвлекая от работы более опытных коллег.

Но миллионеров даже среди маститых белорусских адвокатов и юри­стов-хозяйственников найти непросто. Это разительно отличает нас не только от США и стран ЕС, но даже от России.

Да и прослойка тех, кто получает большие, по белорусским меркам, доходы, ничтожно мала.

В чем же дело? Наиболее честный и жесткий комментарий дал юрист, адвокат, антикризисный управляющий и руководитель компании «МК-Консалтинг» Михаил Кирилюк: «Нет четкой защиты права частной собственности, а государственная и так вполне себе эффективно защищается и без сторонних юристов; частной собственности вообще мало; фондовый рынок... где он? Влияние адвоката на судебный процесс видно в экономических и общих судах, в уголовных оно заметно слабо. Пусть меня коллеги поправят, но мнение у общества именно такое. В общем, хорошие деньги юристам платят при капитализме. А до него нам еще далеко».

Адвокат Сергей ЗИКРАЦКИЙ – о доходах начинающих юристов:

– Зарплата? Да, маленькая. Но я не вижу в этом проблемы. Это законы рынка. В свое время юристов начали плодить в огромном количестве. Поэтому избыточное предложение и уменьшает их стоимость. Мне кажется, рынок должен все урегулировать. Те, кто не в состоянии работать, вынуждены будут уйти. В итоге предложение уменьшится, и зарплаты пойдут вверх. Но это вопрос даже не одного года. Думаю, надо лет 5, чтобы рынок выровнялся.

Но, как правильно сказали выше, уровень [многих молодых специалистов] очень слабый. И мотивации нет. На собеседовании я нередко интересуюсь у кандидатов, почему они решили учиться на юриста. Довольно часто приходится слышать, что это решение было принято под влиянием фильмов. То есть школьники идут поступать на юрфак, не понимая сути профессии и не зная, потянут они это или нет. Недавно один из кандидатов сообщил, что он разочарован, потому что оказалось, что у юриста очень много бумажной работы.

Что касается зарплаты, то вряд ли мой случай может быть показательным. Как правило, я беру на работу студентов предпоследнего или последнего курса. На старте на 0,5 ставки, за совсем небольшие деньги. Окончательная сумма формируется из оклада и премии за выполнение конкретных задач. В дальнейшем как фиксированная зарплата, так и система бонусов повышается.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by