Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Юридический контроль для безопасности бизнеса

Марина Степина

Качество юридической работы в компании необходимо постоянно контролировать. Вне зависимости от наличия или отсутствия юридической службы, собственники бизнеса и высший менеджмент часто обращаются за профессиональной юридической помощью в решении как повседневных, так и проблемных задач к адвокатам. Особенности правовой поддержки юридических лиц на протяжении всего непростого 2020 года мы обсуждаем с адвокатом и медиатором Мариной СТЕПИНОЙ.

– Марина Львовна, как в течение года изменился спрос на услуги адвоката со стороны юридических лиц?

– Начало 2020 високосного года было тревожным и печальным ввиду сложной эпидемиологической обстановки во всем мире. Резкое изменение экономических условий и одновременно хаотичные, точечные и недостаточные меры государственной поддержки бизнеса, в т.ч. в нашей стране, сказались на количестве обращений юридических лиц за оказанием им профессиональной правовой помощи: оно сократилось, предприятия стали экономить.

Общая тенденция обращений к адвокату юридических лиц в этом году такова, что возникшие правовые конфликты бывают в очень запущенном состоянии. Это означает, что субъекты хозяйствования пытаются самостоятельно решать спорную ситуацию, в т.ч. посредством штатных юристов, но им не всегда хватает практического опыта и знаний. Только когда отрицательный исход становится неизбежным, вспоминают о квалифицированной юридической помощи. Но запущенную ситуацию исправить гораздо сложнее. Конечно, не каждое юридическое лицо может позволить себе заключить договор на оказание правовой помощи адвокатом, но для того, чтобы снизить предпринимательские риски, разумно изначально обращаться за квалифицированной поддержкой, потому как скупой платит дважды.

Примечательно, что с начала 2020 года достаточно востребованной оказалась медиация.

В качестве медиатора я провела ряд медиативных сессий с успешным последующим заключением медиативных соглашений как между субъектами хозяйствования, так и между физическими лицами. Среди обращавшихся юридических лиц были не только частные, но и государственные предприятия, что подтверждает возросший интерес к самой процедуре медиации.

Чем привлекательна медиация для субъектов хозяйствования?

– Во-первых, позволяет сэкономить время руководителей или уполномоченных лиц, участвующих в переговорах. При наличии договоренности достаточно одной медиативной сессии, по итогам которой стороны могут заключить медиативное соглашение. Это происходит за один рабочий день, тогда как судебных заседаний может быть несколько и зачастую судебные разбирательства длятся месяцами, а то и годами.

Во-вторых, как правило, расходы по проведению медиации значительно меньше судебных расходов по оплате государственной пошлины и услуг адвоката, представляющего интересы субъекта хозяйствования в суде. При заключении соглашения о медиации стороны сами распределяют расходы по оплате помощи медиатора по договоренности между собой.

В-третьих, сессия проводится в уютном кабинете медиатора, в непринужденной, спокойной обстановке. Не секрет, что посещение судов субъектами хозяйствования, как правило, является весьма волнительным, нервозным и не всегда приятным процессом.

Полагаю, что сам процесс проведения медиации – переговоры сторон, самостоятельный выбор сторонами приемлемого для них решения конф­ликтной ситуации, изложение его в письменном виде и – как результат – подписание медиативного соглашения – способствует дальнейшему успешному деловому партнерству. В моей практике пока не было ни одного медиативного соглашения, которое бы не исполнялось сторонами. Это свидетельствует о серьезности отношения к медиации, о том, что субъекты хозяйствования дорожат своей деловой репутацией и, как правило, добровольно исполняют принятые на себя обязательства заключенного медиативного соглашения.

– Компании чаще предпочитают получать юридические услуги на постоянной основе или разовые?

– Раньше субъекты хозяйствования чаще заключали договоры абонентского (ежемесячного) обслуживания. Но с начала 2020 года стали обращаться за разовым оказанием правовой помощи. По стоимости это часто бывает гораздо дороже, нежели ежемесячная квалифицированная консультация адвоката. Даже имея в штате юрисконсульта, субъекты хозяйствования вправе заключать договоры аутсорсинга, т.е. пользоваться юридической помощью внештатного консультанта-адвоката.

Адвокат может консультировать субъект хозяйствования как в устной, так и в письменной форме, путем составления письменного заключения (что часто предпочтительнее для юрлиц), принимать участие в проведении общих внеочередных (очередных) собраний участников, оказывать содействие в составлении протоколов таких собраний и редакций учредительных документов, разрабатывать для клиента всевозможные формы договоров с учетом всех пожеланий, проводить аудит на предприятии с целью выявления проблемных юридических вопросов, составлять адвокатские запросы в компетентные органы с целью получения необходимой информации, подготавливать досудебные претензии, представлять интересы клиента в судах. В общем, осуществлять правовое сопровождение бизнеса юридического лица.

В случае обращения к адвокату субъекты хозяйствования могут рассчитывать на возмещение понесенных судебных расходов по оплате помощи адвоката их оппонентом (на основании постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 18.12.2007 № 13 «О применении хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при распределении издержек, связанных с рассмотрением дела в хозяйственном суде» – прим. ред.).

– Повышает ли юридический контроль безопасность и эффективность ведения деятельности?

– Это действительно очень серь­езный вопрос, потому как отсутствие должного юридического конт­роля в организации может привести к необратимым и печальным последствиям.

Необходимо грамотно составлять договоры хозяйственной деятельности, уделяя особое внимание существенным условиям, в т.ч. ответственности сторон за неисполнение принятых на себя обязательств. Важно своевременно обращаться с претензией в случае неисполнения договорных обязательств, а также в суд – в пределах сроков исковой давности, учитывая возможность их истечения до того, как вы решитесь обратиться за судебной защитой своих нарушенных прав.

Зачастую много вопросов возникает и в корпоративном праве: споры между учредителями, оспаривание решений общих собраний, выплата стоимости доли при выходе участника и пр.

Приходилось сталкиваться даже с тем, что при составлении новой редакции устава общества забывали включить уже ранее существующие положения, что в корне меняло  установленный порядок управления.

Если адвокат оказывает правовую помощь субъекту хозяйствования, штатные работники, в т.ч. юрисконсульты, также могут консультироваться с адвокатом, что не менее важно в работе. Имея несколько мнений, всегда легче и быстрее выработать наиболее верную и юридически грамотную позицию.

Какие варианты юридического контроля и с какой периодичностью необходимо проводить, если в штате организации нет юриста?

– В современном обществе не модно работать без юриста. Даже если у субъекта хозяйствования такого работника все еще нет, я настоятельно рекомендую им обзавестись.

Юрисконсульт участвует в разработке и оформлении всех документов правового характера, готовит обоснованные ответы, составляет претензии, контролирует своевременность представления структурными подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов и выполняет много других обязанностей.

Аудит адвоката и его регулярная консультационная помощь также будут полезны субъектам хозяйствования, не говоря уже об участии адвоката в судебных делах при рассмотрении споров. Все эти свое­временные и эффективные меры помогут юридическим лицам избежать правовых ошибок.

Какие ошибки встречаются в организации правовой работы на предприятии?

– Зачастую на юрисконсульта предприятия возлагают несвойственные для него должностные обязанности по составлению и подписанию актов сверок и иных финансовых документов. Поэтому хочу обратить внимание на разъяснение ВХС от 26.08.1993 «О недопущении возложения на юрисконсультов несвойственных обязанностей». Оно не утратило силу и должно применяться. В частности, субъектам хозяйствования необходимо помнить о том, что, правовая экспертиза и визирование хозяйственных договоров осуществляется юрисконсультом в последнюю очередь, после обозрения и визирования таких документов непосредственным исполнителем (специалистом отдела продаж или закупок, отдела маркетинга), бухгалтером, иными компетентными службами и только потом юрисконсультом.

– Что происходило в этом году с регистрацией и ликвидацией предприятий?

– Многие компании обращались с вопросом об оказании содействия в оформлении процедуры ликвидации, а в последующем – составлении заявления в экономический суд о признании их банкротами.

В этом году гораздо меньше было обращений о регистрации новых юридических лиц.

Количество составленных мною досудебных обращений было весьма значительным, что еще раз подтверждает нестабильную финансовую обстановку в стране.

Несмотря на это в 2020 году ко мне обращались потенциальные иностранные инвесторы за оказанием им правовой консультации о возможности создания юридического лица (ведения бизнеса) на территории нашей страны.

Какие изменения в законодательстве вызывали сложности на практике?

– Отметим новации новой редакции Трудового кодекса, которые сподвигли субъектов хозяйствования оперативно вносить соответствующие изменения в трудовые договоры с работниками ввиду введения новой формы контракта. Кадровым работникам крупных предприятий, имеющих большую штатную численность, пришлось нелегко. Полагаю, что изменения в ТК, которые затронули около 40% его содержания, были самым ярким событием, поскольку коснулись всех сфер деятельности.

– 6 декабря юристы отметили свой профессиональный праздник. Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

– Прежде всего здоровых и безо­пасных условий труда, здоровья работникам и их руководителям, душевного равновесия и финансового благополучия, умения своевременно принять верные решения и урегулировать все конфликтные ситуации.

И, помните, что худой мир всегда лучше доброй ссоры!

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений