Взыскание убытков с перевозчика
Между двумя субъектами хозяйствования – перевозчиком и грузополучателем (оба резиденты РБ) – был заключен договор, в соответствии с которым перевозчику необходимо было доставить скоропортящейся груз (виноград, товар) с территории Турции на склад грузополучателя в Беларуси.
На стадии принятия груза (уже после помещения его под процедуру выпуска для внутреннего потребления) получатель выявил 70%-ную порчу перевозимой партии винограда, о чем была сделана пометка в CMR-накладной. Дополнительно был составлен акт о несохранности груза.
Грузополучателем перевозчику была выставлена претензия о возмещении не только стоимости испорченного груза, но и компенсации затрат, связанных с уплатой таможенных платежей, произведенных грузополучателем при помещении груза под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Перевозчик признал факт своей вины в части испорченного товара, однако отказался возмещать затраты, связанные с уплатой таможенных пошлин и налогов.
Может ли грузополучатель претендовать на полное возмещение своих затрат?
По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждение, произошедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой, а также за задержку доставки.
Также поскольку перевозчик является резидентом РБ, он будет нести обязательства перед грузополучателем за причиненные убытки в соответствии с национальным законодательством.
Руководствуясь п. 371 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970), автомобильный перевозчик возмещает заказчику автомобильной перевозки в случае предъявления им претензий стоимость испорченных или поврежденных грузов на основании счета заказчика, а в тех случаях, когда расчеты за груз через банк не производятся, – на основании документа, заменяющего счет.
В правоотношениях сторон, связанных с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, действует общее правило определения убытков, установленное ст. 14 и п. 1 ст. 364 ГК. Следовательно, кредитор, право которого должник нарушил неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, имеет все основания требовать полное возмещение причиненных убытков, если законодательство или соответствующий законодательству договор не закрепляют иного.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Основываясь на правовом понимании убытков, их можно разделить на два элемента – реальный ущерб и упущенная выгода.
Утрата товарной стоимости в гражданском законодательстве относится к реальному ущербу. Стоимость утраченного или поврежденного имущества подлежит возмещению в полном объеме. В свою очередь при определении реального ущерба нужно учитывать расходы, уже произведенные, и расходы, которые еще будут произведены для восстановления нарушенных прав. Характерными доказательствами могут быть признаны копии платежных документов, сметы, копии судебных решений о применении санкций и другие письменные документы подтверждающие понесенные расходы.
Лицо, предъявившее требование о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, должно доказать размер и состав убытков, факт нарушения обязательств со стороны должника, а также непосредственную и прямую причинную связь между этими явлениями. Кроме того, лицо, требующее взыскания с должника убытков в виде упущенной выгоды, должно представить документы, доказывающие, что им принимались необходимые меры и были сделаны соответствующие приготовления для извлечения доходов, которые не были получены в связи с допущенным должником нарушением обязательств. То есть упущенную выгоду можно охарактеризовать как неполученные блага, которые потерпевшее лицо могло получить при нормальных условиях гражданского оборота, как если бы его права не были бы нарушены.
Согласно п. 1 ст. 14 ГК объем убытков подлежит возмещению в полном размере. Реальный ущерб не ограничивается каким-либо верхним либо нижним пределами, причем сторона вправе взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.
В связи с отказом перевозчика возместить понесенные грузополучателем убытки в полном объеме имеются все законные основания для их взыскания в судебном порядке. Срок исковой давности, вытекающий из договора перевозки, установлен в один год с даты получения ответа на выставленную претензию. Иск может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить предъявленную ему претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в течение 30 дней с даты ее получения (п. 116 Правил № 970).
Следует также отметить, что сумма возмещения в случае несохранности груза при международных автомобильных перевозках не может превышать 8,33 расчетной единицы (SDR) за 1 кг недостающего веса брутто (п. 3 ст. 23 КДПГ).