Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Взыскание долгов в России. Действовать надо быстро и жестко

Фото: enigma.ua

Республиканская Конфедерация предпринимательства при содействии Союза арбитражных и антикризисных управляющих (РФ) и Центра политического анализа и информационной безопасности (РФ) провела в Минске семинар по одной из самых острых тем во взаимоотношениях между белорусскими предприятиями и их контрагентами в РФ «Взыскание долгов с российских предприятий».

Опытом взыскания долгов с белорусами поделился арбитражный уп­равляющий (АУ) и руководитель рос­сийского Союза арбитражных и ан­тикризисных управляющих Богдан Костанец. Тезисы его выступления, вызвавшего повышенный интерес у участников семинара, предлагаем вашему вниманию.

По словам Богдана Ивановича, просроченная задолженность пред­приятий растет в обеих странах. У этой ситуации есть ряд общих причин – от кризиса неплатежей до об­думанных, изощренных схем, благодаря которым должники уклоняются от выплат кредиторам, как соотечест­венникам, так и зарубежным партнерам по бизнесу.

Среди пострадавших нередко оказываются предприятия Беларуси, для которых российский рынок является основным не только для сбыта продукции, но и в качестве поставщика необходимых ресурсов для производства чего-либо. Что делать в этой ситуации? Как решать подобные проблемы?

 

Сбор информации о партнере

В идеале работа по взысканию долгов должна начинаться накануне заключения договора. Это и договорные условия, и изучение контрагента. Возможно, он уже накопил кучу долгов и не думает их платить.

Информация о российских субъектах хозяйствования сегодня фактически есть в открытом доступе. Источников, где ее можно найти, очень много. Вот лишь не­сколько примеров:

  • nalog.ru (можно получить выписку о юридическом лице, посмотреть, как часто менялись директоры; увидеть уплаченные и просроченные налоги; паспорт директора; узнать, внесен он в список дисквалифицированных или нет; не является ли он номинальным директором, не является ли адрес предприятия массовым и др.);
  • fssprus.ru (Федеральная служба судебных приставов);
  • kad.arbitr.ru (сайт арбитражного суда, где можно посмотреть судебное производство) и многие другие.

Помимо перечисленных (точнее, их части), общедоступных и бесплатных ресурсов, есть также специальные ресурсы (к примеру, kartoteka.ru), где информация пред­ставляется в более полном, как бы собранном, виде, нежели на указанных ранее ресурсах. Здесь можно посмотреть бухгалтерскую отчетность, обороты компании, ее связи, аффилированные лица и многое- многое другое.

Тем не менее, как бы ни проводилась вся подготовительная работа, как бы ни анализировались контрагенты и всевозможные риски, проблемы с невозвратом долгов могут однажды возникнуть.

 

Досудебная работа

Письма, претензии, встречи… Здесь даже можно поработать и с репутацией контрагента посредством антипиара. Все это относительно недорого, относительно просто, но, к сожалению, также не всегда приводит к нужному результату. Именно в этом месте хотелось бы предостеречь всех кредиторов от неверной, пассивной линии поведения. Российский эксперт разделил их на три категории.

Первая – те кредиторы, которые действуют быстро, едва долги «замая­чили на горизонте». Таким чаще других удается вернуть свои деньги.

Вторая группа – те юрлица, которые начинают действовать «вдогонку», только после того, как начали действовать другие. Кто-то подал исковые заявления о банкротстве на моего контрагента, надо бы и мне тоже… И начинают включаться в реестр, участвовать в процессе… Эти компании удовлетворяют свои требования гораздо реже.

Ну, и третий «сорт кредиторов» – это те, которые начинают действовать, когда, в общем-то, уже поздно «пить «Боржоми». За помощью в арбитраж они, как правило, обращаются, когда у должника уже конкурс­ное производство завершается… В та­кой ситуации остается только понять и простить…

Удивительно, а часто и непонятно, но таких компаний тоже на рынке довольно много.

То есть начинать работу с должником надо как можно раньше и не попадать в третью группу компаний.

 

Подаем в суд

Следующий этап подчинен той же логике: действовать надо как можно раньше.

Переживать по поводу того, что с контрагентом на этом этапе могут возникнуть некие разногласия, не следует. В подавляющем большинстве случаев должники используют одну и ту же схему (правда, в разных интерпретациях): «Я заплачу через месяц-два-три, только в суд не подавай, иначе я тебе ничего не заплачу». Как правило, это банальные отговорки.

Судебное решение следует получить как можно быстрее. Чем раньше оно у вас будет, чем раньше появится основание для ареста активов или подачи заявления о банкротстве контрагента, тем выше вероятность взыскать долги. Дальше у нас…

 

Принудительное взыскание

Около 5 лет назад в практике спикера был случай. К нему обратилось руководство одного из белорусских предприятий, у которого скопилось много должников среди российских юридических лиц. Причем по всем должникам получены судебные решения.

Доходило до абсурда. К примеру, чтобы взыскать долг в 300 российских рублей (менее 5 EUR), предприятие обратилось в третейский суд при белорусской торгово-промышленной палате, уплатило 400 евро за то, чтобы взыскать 4 евро, и получило судебное решение. Затем это решение подтверждается в российском арбитраже, и в решении российского суда происходит «добавка» в 2 тыс. российских рублей в российский суд. И это не анекдот. Но события – и описанные, и те, что будут дальше, – анекдотические.

Исполнительный лист белорусское предприятие направило судебному приставу в Россию. И стало ждать…

В Москве, по статистике, на одного судебного пристава приходится в среднем 2 тыс. исполнительных производств. Сколько минут в месяц он может уделять одному производству? Если его не «пинать» и не стимулировать – ноль.

К сожалению, в большинстве случаев события развиваются именно по такому сценарию. Да, до российского судебного пристава исполнительный лист дошел, но поскольку белорусское предприятие в возможностях «пинать и стимулировать» ограничено, этот исполнительный лист лежит и пылится. Иногда годами.

Как альтернатива – подать исполнительный лист непосредственно в банк должника. Это реально сделать в том случае, если известны счета этой организации и есть понимание, что на эти счета придут деньги.

Увидели госконтракты (а в них прописаны определенные счета) – «забросили» туда исполнительный лист, после чего банк списал деньги в вашу пользу. Но, конечно же, такое не всегда возможно.

 

Банкротство

Процедура банкротства – последний инструмент, при этом крайне недооцененный как российскими, так и белорусскими предприятиями. До сих пор жив миф, из-за которого кредиторы боятся подавать заявление о банкротстве: «Как же мы взыщем долги, если он будет банкротом?» Данное мнение ошибочно (мы говорим не о Беларуси), а о России, где ситуация за последние годы чрезвычайно изменилась.

Если должник никак иначе не платит, значит, надо применять и этот вариант. Если просто ждать, лучше ситуация точно не станет. Да, часто активов не хватает и на 10% накопленных банкротом долгов. Но тут у кредиторов появляются новые ин­струменты: привлечение к субсидиарной ответственности руководителей, опротестование сделок, в рам­ках которых из юрлица выводили активы, в отдельных случаях – даже возбуждение уголовных дел.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения  в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by