Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9994
EUR:
3.4921
RUB:
3.6959
BTC:
111,590.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Взимание утилизационного сбора таможенными органами

Учитывая, что отечественные автопроизводители не могут обеспечить продукцией значительное число потребителей,  существенное количество автомобилей поступает из-за рубежа. При этом транспортные средства, ввозимые в РБ как из стран ЕАЭС, так и из третьих стран, являются объектами обложения утилизационного сбора. Администрирование взимания данного платежа возложено на таможенные органы. В связи с этим рассмотрим порядок уплаты утилизационного сбора несколько подробнее.

Согласно ст. 303 НК1 налоговой базой утилизационного сбора признается единица транспортного средства, признаваемого объектом обложения утилизационным сбором. При этом подп. 1.2. Указа № 642 определено, что при импорте утилизационный сбор уплачивается однократно за каждое транспортное средство:

  • ввозимое (ввезенное) и помещаемое (помещенное) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Важно! Следует обратить внимание, что дан­ный платеж не уплачивается в случае помещения иностранных транспортных средств под иные таможенные процедуры (например, таможенные процедуры таможенного склада, временного ввоза (допуска) и т.д.);
  • ввезенное с территории РБ в соответствии с законодательством РБ.

Утилизационный сбор уплачивается однократно, следовательно, если он уже был уплачен в отношении транспортного средства, и затем оно было вывезено из страны (например, в РФ), а далее снова ввозится в РБ, повторно этот платеж уже уплате не подлежит.

 

Обратите внимание! Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

– зарегистрированных на территории РБ в установленном законодательством порядке до вступления в силу Указа № 64 (т.е. до 01.03.2014);

– в отношении транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до указанной даты до 01.03.2014 (подп. 1.7 Указа № 64, подпункты 4.6, 4.7 ст. 301 НК).

 

Таким образом, утилизационный сбор также не будет уплачиваться в случаях, когда транспортное средство, например, после государственной регистрации на территории РБ в 2011 г., было вывезено в РФ, а затем в 2019 г. на основании договора купли-продажи снова ввозится в РБ.

 

Ставки утилизационного сбора

Ставки утилизационного сбора утверждены по­становлением № 4373 в отношении транспортных средств, классифицируемых ТР ТС 018/20114, и зависят от момента выпуска транспортного средства.

Утилизационный сбор взимается в отношении следующих категорий транспортных средств:

Наименование категории

Объект обложения утилизационным сбором

категория M, т.е. транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров

– категория M1 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, – легковые автомобили.

– категория М– Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

– категория М3 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

категория N – транспортные средства, используемые для перевозки грузов, – автомобили грузовые и их шасси

– категория N1 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.

– категория N2 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

– категория N– транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.

категории G

транспортные средства повышенной проходимости, к которой также могут быть отнесены транспортные средства категорий М и N (т.е. МG и NG);

категория О4

прицепы и полуприцепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т., а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории, с даты выпуска которых прошло свыше 3 лет

Вне категории

самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья

Ставки утилизационного сбора также зависят от момента выпуска транспортного средства, который, в соответствии с п. 15 Инструкции № 45, определяется согласно Порядку № 746. Момент выпуска, то есть дата изготовления, определяется на основании:

  • информации о дате изготовления, содержащейся в документах, подтверждающих регистрацию этого средства в государстве предыдущей регистрации;
  • информации изготовителя транспортного сред­ства, закодированной в идентификационном номере этого средства или содержащейся на идентификационных наклейках, табличках кузова, шасси автотранспортного средства и идентификационных наклейках, табличках рамы транспорт­ного средства.

При отсутствии указанной информации или невозможности однозначного определения на ее основании момента выпуска транспортного сред­ства, а также в целях проверки указанной информации момент выпуска на основании вспомогательных источников информации, в качестве которых могут применяться заключение представителя изготовителя транспортного средства (т.е. дилера), заключение торгово-промышленной палаты государства-члена (иной аналогичной организации) или экспертной организации государства-члена, а также другие справочные и информационные источники. В случае если указанным способом не определен год изготовления транспортного средства, то моментом выпуска считается 1 июля года его изготовления, если определены год и месяц изготовления, – 15-е число месяца изготовления.

 

Льготы и освобождение от уплаты утилизационного сбора

В 2019 году Указом № 1417 освобождены от уплаты утилизационного сбора следующие транспорт­ные средства экологического класса 6 при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (т.е. в случае ввоза такого транспортного средства из РФ без помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления льгота не будет предоставлена) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

Код товара единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

Наименование товара*

Из 8701 20 101 3

тягачи седельные, с момента выпуска которых прошло не более одного года, с полной массой транспортного средства свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

Из 8704 23 910 8

моторные транспортные средства, с момента выпуска которых прошло не более одного года, для перевозки грузов с полной массой транспортного средства более 20 тонн, но не более 50 тонн

Соответствие транспортных средств экологическому классу подтверждается соответствующей записью в сертификате соответствия Национальной системы подтверждения соответствия РБ, выданном аккредитованным органом по сертификации, выдаваемом в соответствии с Правилами № 618.

Помимо указанной льготы, подп. 1.6 Указа 64 определены следующие категории транспортных средств, освобождаемых от утилизационного сбора:

1. Ввозимые (ввезенные) в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи (порядок предоставления иностранной безвозмездной помощи регламентируется Декретом № 59, а международной технической помощи – Указом № 46010).

2. Ввозимые (ввезенные) в РБ и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, их представительствами и органами либо для личного пользования сотрудниками таких представительств, учреждений, организаций и образований, их представительств и органов и членами их семей, если они не проживают в РБ постоянно и не являются гражданами РБ.

3. Произведенные (изготовленные) на территории РБ организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых постановлением № 437, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными сред­ствами своих потребительских свойств, за исключением отчужденных за пределы РБ и впоследствии ввозимых (ввезенных) в РБ.

Важно! В случае ввоза из РФ (иного государства) подобного транспортного средства утилизационный сбор подлежит уплате.

4. Ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

5. Ввозимые (ввезенные) в РБ и обращенные в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством (например, конфискованные судом по делам об административных правонарушениях и уголовных преступлениях).

6. Ввозимые (ввезенные) в РБ и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы; ввозимые (ввезенные) в РБ и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (ст. 118 Закона № 129-З11 и ст. 65 НК (при этом обращение взыскания может быть осуществлено и судебным исполнителем)).

7. Предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности РБ, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен.

8. Транспортные средства, задержанные таможенными органами в соответствии с гл. 51 Таможенного кодекса ЕЭАС при проведении таможенного контроля и не востребованные в сроки, установленные законодательством.

 

Обратите внимание! Действие Указа № 64 не распространяется на транспортные средства, зарегистрированные на территории РБ до его вступления в силу Указа № 64, а также на транспортные средства, выпущенные в свободное обращение либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу этого Указа. Следовательно, в этих случаях уплачивать утилизационный сбор также не требуется.

 

Порядок взимания утилизационного сбора

В соответствии с подп. 1.9. Указа № 64 уплата (взыскание), возврат (зачет) излишне уплаченной (взысканной) суммы утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, начисление уплата (взыскание) и возврат (зачет) пеней осуществляются в порядке, предусмотренном для таможенных сборов, с учетом особенностей, установленных Указом № 64.

Сроки уплаты установлены подп. 1.4 Указа № 64. Так, утилизационный сбор подлежит уплате плательщиками в отношении транспортных средств в следующие сроки:

  • до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • до государственной регистрации транспортного средства – в отношении транспортных средств, ввезенных с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащих государственной регистрации на территории РБ.

 

1. Какова процедура уплаты утилизационного сбора, взимаемого при ввозе транспорт­ных средств из стран ЕАЭС?

Согласно подп. 1.9 Указа № 64 уплата утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, осуществляется в порядке, предусмотренном для таможенных сборов. В соответствии с п. 4 ст. 99 Закона № 129-З уплата таможенных платежей производится в безналичном порядке и (или) наличными денежными средствами через банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь либо в кассу таможенного органа. При этом такая уплата может осуществляться посредством систем дистанционного банковского обслуживания, в т.ч. с использованием систем расчетов с использованием электронных денег, а также посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства с использованием платежных инструментов и в порядке, предусмотренном законодательством РБ.

В соответствии с п. 3 ст. 99 Закона № 129-З таможенные платежи (в т.ч. таможенные сборы, а, следовательно, и утилизационный сбор) уплачиваются и зачисляются в белорусских рублях на единый счет. В настоящее время единый счет 3600920000008 открыт Минфину в белорусских рублях в Нацбанке (код банка – 153005042). Проценты на внесенные суммы не начисляются.

При этом согласно п. 2 ст. 100 Закона № 129-З подтверждением исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора является поступление в таможенный орган в электронном виде информации Минфина о зачислении уплаченных плательщиком сумм на соответствующий счет.

 

2. Имеет ли право третье лицо (не плательщик утилизационного сбора) уплатить за плательщика утилизационный сбор?

Да, вправе.

Согласно п. 2 ст. 42 НК уплату сбора за плательщика может произвести иное лицо, которое не вправе требовать возврата (зачета) уплаченного за плательщика налога, сбора (пошлины). В этом случае, в соответствии с подп. 9.1.5 Инструкции № 143/17112, при оформлении платежного поручения в поле «УНП третьего лица» указывается УНП плательщика, обязательство по уплате платежей в бюджет которого в соответствии с законодательством исполняется иным лицом.

 

3. Вправе ли плательщик получить отсрочку или рассрочку по уплате утилизационного сбора?

Нет, не вправе.

 Не вправе, т.к. ни Указом № 64, ни иными нормативными правовыми актами предоставление отсрочки или рассрочки по уплате утилизационного сбора не предусмотрено.

 

Документальное оформление уплаты утилизационного сбора

В соответствии с подп. 1.5 Указа № 64 при уплате утилизационного сбора плательщиками предоставляется расчет утилизационного сбора. В качестве расчета используется документ, отражающий исчисление и уплату утилизационного сбора (далее РС), форма которого определена постановлением № 413). В соответствии с п. 28 Инструкции № 4) РС может представляться:

  • на бумажном носителе в двух экземплярах с представлением его электронной копии;
  • в виде электронного документа.

В случае представления РС на бумажном носителе вместе с ним в таможенный орган представляются следующие документы или их копии (п. 29 Инструкции № 4):

  • документы, подтверждающие соответствие ви­да и категории транспортных средств классификации, предусмотренной ТР ТС 018/2011. К таким документам относятся:

– для подтверждения классификации транспорт­ных средств в категорию «М1» – свидетельство о регистрации (технические паспорта, технические талоны), иные документы, подтверждающие регистрацию транспортного средства в государстве предыдущей регистрации, транспортные (перевозочные), коммерческие документы;

– для подтверждения классификации транспорт­ных средств в категорию, отличную от «М1», – одобрения типа транспортных средств, свидетельство о регистрации (технические паспорта, технические талоны), иные документы, подтверждающие регистрацию транспортного средства в государстве предыдущей регистрации, сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии.

В случае отсутствия в указанных документах информации, подтверждающей классификацию транспортного средства, или невозможности однозначного подтверждения на основании таких документов классификации транспортного сред­ства представляется заключение представителя изготовителя транспортного средства в государстве – члене ЕАЭС;

  • документы, подтверждающие момент выпуска и объем двигателя транспортного средства;
  • документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени плательщика, если РС представляется от имени плательщика его уполномоченным представителем.

 

Обратите внимание! Нормами законодательства нигде не определено, что РС от имени плательщика обязан представлять исключительно таможенный представитель. Следовательно, эти документы вправе представить любое лицо, в т.ч. и не обладающее статусом таможенного представителя. Полномочия на представительство от имени организации на подачу в таможенный орган РС имеет должностное лицо этой организации на основании устава, положения или другого учредительного документа либо на основании должност­ной инструкции, приказа руководителя либо доверенности. Также доверенность может быть выдана и иным лицам, которые не работают на представляемой организации, однако заключили с нею соответствующую сделку на выполнение определенных услуг.

 

В соответствии с п. 1 ст. 186 ГК14 доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами, удостоверенное в предусмотренном ст. 186 ГК порядке. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность от имени юридического лица выдается за под­писью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, скрепленной печатью этой организации. В то же время в соответствии с подп. 3.11 Декрета № 715 субъекты хозяйствования вправе не использовать печать. Таким образом, отсутствие оттиска печати на доверенности не является основанием для признания ее незаконной. Руководитель юридического лица в пределах своей компетенции действует от его имени без доверенности.

Таможня регистрирует представление РС в срок не более 2 (двух) часов с момента представления РС, а в случае, если РС представлен менее чем за 2 (два) часа до окончания времени работы таможни в пункте таможенного оформления, – не позднее 2 (двух) часов с момента начала времени работы таможни в этом пункте таможенного оформления.

Таможня отказывает в регистрации РС в случае, если:

  • плательщиком не представлены документы, которые должны представляться совместно с РС, предоставляемой на бумажном носителе;
  • РС содержит неполные либо недостоверные сведения (в т.ч. об уплате утилизационного сбора);
  • сведения о виде и категории транспортного средства, указанные в РС, не соответствуют сведениям, содержащимся в представленных документах.

И в заключение заметим, что, в силу п. 7 ст. 306 НК, разъяснять плательщикам вопросы, связанные с применением главы 28 НК (т.е. с уплатой утилизационного сбора), в отношении транспорт­ных средств, ввозимых в РБ, обязаны таможенные органы в пределах своей компетенции.

Таким образом, при ввозе транспортных средств в страну либо даже в отдельных случаях при их приобретении в РБ следует помнить о необходимости уплаты утилизационного сбора.

1Налоговый кодекс (НК).

2Указ Президента от 04.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (далее – Указ № 64).

3Постановление Совмина от 01.07.2019 № 437 «Об утилизации транспортных средств» (далее – постановление № 437).

4Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – ТР ТС 018/2011).

5Инструкция о порядке заполнения, представления, регистрации, внесения изменений, а также аннулирования документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, утв. постановлением Государственного таможенного комитета от 13.02.2014 № 4.

6Порядок определения момента выпуска и рабочего объема двигателя авто- и мототранспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 74 «Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования».

7Указ Президента от 10.04.2019 № 141 «О мерах по развитию международных автомобильных перевозок грузов».

8Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации от 25.07.2017 № 61.

9Декрет Президента от 31.08.2015 № 5 «Об ино­странной безвозмездной помощи».

10Указ Президента от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь».

11Закон от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З).

12Инструкция о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам, утв. постановлением Минфина и Правления Нацбанка от 08.12.2005 № 143/171.

13Постановление Государственного таможенного комитета от 13.02.2014 № 4 «О документе, отражающем исчисление и уплату утилизационного сбора».

14Гражданский кодекс (ГК).

15Декрет Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by