Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Образование
07.12.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Высшее образование: реальность и вызовы

Президент Международной обсерватории по академическому ранжированию и качеству IREG (Франция), профессор Ян Садлак во время визита в Минск на конференции «Общественное участие в модернизации высшей школы» рассказал о состоянии высшего образования и главных направлениях в его развитии.

Переход к экономике, основанной на знаниях, глобализация, развитие цифровой коммуникации обусловили «сдвиги» в образовательном процессе. Ян Садлак рассказал о нескольких тенденциях, характерных для современного этапа развития высшей школы.

Массовость высшего образования

В среднем в мире 20-25% молодых людей являются студентами (в начале 90-х – 10%). Согласно последним данным EducationatGlance 2016, в странах, которые подписали Конвенцию об организации экономического сотрудничества и развития (OECD), 42% людей в возрасте от 25 до 34 лет получают высшее образование. Рекордсмены – Республика Корея (69%), Япония (60%), Канада (59%), США (47%).

Обучение на протяжении всей жизни и переподготовка

Формируется новый тип спроса на образование, поскольку трудно ожидать, что в течение жизни у человека будет одна работа, одна специализация или даже одна профессия. Одновременно дискутируется вопрос о необходимости получения высшего образования в связи с возрастающей проблемой трудоустройства выпускников. Многие страны пересматривают свои приоритеты в образовательной политике и уделяют больше внимания профессионально-техническому образованию. Прекрасными примерами стран, осознающих необходимость такого баланса, служат Германия, Австрия и Швейцария, где подготовка профессионально-технических кадров всегда занимала очень важное место.

Финансирование высшего образования

В странах с высокой платой за обучение в вузах остро стоит вопрос о студенческих долгах (США, Канада и др.), где «студентам продается будущее, которое они не могут себе позволить». С другой стороны, идея «бесплатного колледжа» (freecollege) – это всего лишь популистская фантазия. Не бывает бесплатного высшего образования.

Недостаток статистики

Во Всемирной базе данных Международной ассоциации университетов (IAU) более 17 тыс. учреждений, которые выдают дипломы о высшем образовании. Но есть множество вузов, которые не вносят свои данные в эту базу. Так, в одной только Индии насчитывается более 20 тыс. вузов. Мы не знаем, сколько на самом деле существует учреждений высшего образования и сколько студентов в них учатся. Но какой бы ни была реальная цифра, очевидно, что она огромная, говорит Ян Садлак.

Поэтому актуальна проблема оценки надежности вузов и эффективности их работы. Но у нас по-прежнему очень мало инструментов для оценки эффективности высшего образования: это аккредитация, общие стандарты и рейтинги. Постоянно растущее количество студентов, обучающихся за рубежом, также усиливает спрос и потребность в такой информации, отмечает эксперт.

Использование новых информационных технологий и интернета

Сегодня аудитории оснащены проекторами, видео, электронными досками и т.д. Изменились способы конспектирования, тестирования, написания рефератов, общения с преподавателями. Набирают силу онлайн-обучение, дистанционные курсы с многочисленными пользователями по всему миру посредством интернета или приложений для планшетов.

Еще 10 лет назад стронники MOOCs (Massive Open Online Courses) предсказывали, что мощные технологии бесплатного онлайн-образования с лучшими профессорами мирового масштаба со временем уничтожат экономически неэффективные университеты среднего уровня. Онлайн-курсы рассматривались как революция в образовании. Но эти ожидания оказались завышенными. Согласно данным канадского исследователя Алекса Ушера (Alex Usher), сегодня в системе онлайн-курсов по самым разным областям знаний и специализаций зарегистрировано более 35 млн. пользователей, но только 3% из них смогли успешно пройти выбранные курсы и получить т.н. кредиты (баллы, необходимые для получения диплома о высшем образовании).

Однако такие преимущества онлайн-образования, как охват новой категории потенциальных или бывших студентов, диверсификация курсов и эффект мультипликации для модернизации учебных программ с дальнейшим развитием гибридных курсов, сочетающих элементы офлайн и онлайн компонентов, должны позитивно повлиять на высшее образование.

Интернационализация высшего образования

Значительное число университетов напрямую вовлечены в международные отношения через двойные дипломы, совместные программы, исследовательские проекты, заграничные филиалы и т.д. Многие правительства рассматривают международную активность своих университетов как часть политики общественной дипломатии (public diplomacy, которую также называют «мягкой силой») с долгосрочными последствиями для культурных и экономических связей.

При этом тезис о том, что интернационализация высшего образования и высокая степень студенческой мобильности ведут к утечке мозгов, опровергает пример Китая. В 1980-1990-х годах китайские студенты массово обучались за рубежом. Многие из них затем вернулись на родину, привнеся с собой свои новые знания, навыки и опыт. Та же история со странами Центральной и Восточной Европы. В этом вопросе надо быть щедрыми, обучать как «для нас», так и «для них». То есть, обучать как тех, кто уедет учиться за границу и потом вернется, так и тех, кто останется за рубежом. Я уверен, что многие из тех, кто учится за границей, в силу разных причин однажды вернутся, потому что сила притяжения своих корней огромная, полагает профессор Садлак.

Во всем мире около 3,7 млн. студентов обучается за границей, а к 2025 г. количество международных студентов может достигнуть 7,3 млн. Интернационализация высшего образования была одним из аргументов для запуска Болонского процесса, одна из целей которого состоит в том, чтобы 20% всех студентов получили опыт международного обучения. Кстати, ряд других регионов проявляют большой интерес и хотели бы перенять опыт Болонского процесса, например, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия и даже Африка.

Спрос на научные исследования

Исследования всемирного уровня и масштаба — дорогой и высококонкурентный вид деятельности, где лидерами являются университеты, в которых большое значение придается исследовательской работе.

По данным Королевского Общества Великобритании «Знания, сети и нации: Всемирное научное сотрудничество в 21-м веке», по всему миру работают около 7 млн. исследователей, которые публикуются в 25 тыс. научных журналов.

Спрос на высококвалифицированных и талантливых студентов и исследователей — это глобальный феномен, поэтому университеты прилагают серьезные усилия для привлечения таких кадров. Речь идет о растущей «мультиполярности научного мира», в котором традиционные передовые исследовательские центры (расположенные в университетах Северной Америки, Японии и Европы) конкурируют и сотрудничают с новыми игроками в Китае, Индии и Бразилии.

По мнению профессора Садлака, высшее образование должно сохранить свое богатое наследие, преданность академическим свободам и институциональную автономию, но при этом адаптироваться к ожиданиям общества. Время покажет, как оно справится со всеми стоящими перед ним вызовами.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений