Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Выручка или финансовая помощь

Бюджетная организация (учредитель) передала на правах хозяйственного ведения имущество (основные средства) своему дочернему унитарному предприятию для осуществления коммерческой деятельности.

Для поддержания переданного имущества в работоспособном состоянии, улучшения отдельных его характеристик учредитель заключил договор с дочерним предприятием на выполнение работ по ремонту (поддержанию в рабочем состоянии) и модернизации оборудования, которые оплачиваются учредителем на основании актов выполненных работ, представляемых дочерним предприятием. В свою очередь, дочернее предприятие привлекает для выполнения указанных работ стороннюю организацию (далее – подрядчик).

Средства, поступившие в оплату работ по ремонту и модернизации от учредителя, дочернее предприятие показывает как выручку от реализации, а расходы, связанные с выполнением таких работ (оплата подрядчику), списывает на расходы по текущей деятельности, мотивируя такие действия необходимостью соблюдения принципа соответствия доходов и расходов, означающего, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).

Правомерны ли действия дочернего предприятия? Являются ли получаемые от учредителя средства в оплату работ выручкой от реализации дочернего предприятия? Как операции по расчетам с дочерним предприятием отразить у него в бухгалтерском учете?

Нет, неправомерны. По мнению авторов, получаемые от учредителя средства следует рассматривать как финансовую помощь. При этом финансовая помощь должна быть структурирована по направлениям ее использования – на расходы по текущей деятельности или на расходы, связанные с инвестиционной деятельностью. Если финансовая помощь направляется на модернизацию оборудования (инвестиционная деятельность), она должна отражаться у дочернего предприятия на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчете 91-1 «Прочие доходы»).

Применительно к рассматриваемой схеме расчетов и учета осуществляемых хозяйственных операций необходимо прежде всего исходить из того, что находящееся на балансе у дочернего предприятия оборудование, полученное им от учредителя, используется исключительно в целях коммерческой деятельности дочернего предприятия. В этой связи расходы по поддержанию оборудования в рабочем состоянии, по его модернизации являются расходами дочернего предприятия, связанными с его коммерческой деятельностью, т.е. расходами этой организации.

При этом надо четко классифицировать эти расходы, т.е. определить, какие из них связаны с поддержанием оборудования в рабочем состоянии, а какие следует относить к расходам по модернизации оборудования.

В соответствии с п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26, фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) основных средств, проведением иных аналогичных работ, отражаются:

Д-т сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» – К-т сч.сч. 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. счетов.

Суммы данных затрат, учтенные на счете 08, списываются с этого счета в дебет счета 01 «Основные средства» по окончании работ. В конечном итоге затраты, связанные с модернизацией, отнесенные на увеличение стоимости модернизируемых активов, списываются на себестоимость продукции (работ, услуг) по мере амортизации этих активов (п.п. 4 и 9 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. по­становлением Минэкономики, Минфина, Минстрой­архитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6).

Фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены, т.е. такие затраты в полном объеме признаются расходами по текущей деятельности непосредственно по мере их осуществления.

Таким образом, отнесение произведенных организацией расходов к расходам по модернизации либо к расходам на поддержание основных средств в рабочем состоянии по-разному влияет на текущие расходы организации, на ее финансовый результат и, соответственно, на величину уплачиваемых налогов, в частности, на величину налога на прибыль.

В силу того, что полученное от учредителя оборудование используется в коммерческой деятельности дочернего предприятия, возмещение расходов, связанных с ремонтом и модернизацией этого оборудования, должно производиться за счет средств, получаемых в рамках коммерческой деятельности. Как следует из вопроса, оплата таких работ производится учредителем, являющимся собственником оборудования, эксплуатируемого дочерним предприятием.

В этой связи, по мнению авторов, получение от учредителя средств в оплату ремонта и модернизации принадлежащего ему на правах собственности оборудования нельзя рассматривать как выручку от реализации по текущей деятельности дочернего предприятия. Стоимость выполненных дочерним предприятием работ, оплаченных учредителем, следует расценивать как финансовую помощь со всеми вытекающими из этого последствиями.

Порядок учета финансовой помощи установлен Инструкцией по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112 (далее – Инструкция № 112).

Если финансовая помощь связана непосредственно с текущей деятельностью (применительно к рассматриваемому случаю – с поддержанием основных средств в рабочем состоянии), то поступающие в оплату выполненных работ средства, с учетом п. 7 Инструкции № 112, должны отражаться в бухгалтерском учете дочернего предприятия в следующем порядке:

– по дебету сч.сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и кредиту сч. 98 «Доходы будущих периодов» – на сумму полученной финансовой помощи;

– по дебету сч. 98 и кредиту сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности») – на сумму использованной финансовой помощи в том отчетном периоде, в котором понесены соответствующие расходы, возмещаемые за счет этой финансовой помощи.

Если финансовая помощь связана с инвестиционной деятельностью, то с учетом п. 4 Инструкции № 112, а также п. 71 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, поступающие в оплату выполненных работ средства должны отражаться в бухгалтерском учете дочернего предприятия по дебету сч.сч. 51, 52, 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. и кредиту сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (субсч. 91-1 «Прочие доходы»).

Особо следует отметить, что в соответствии с подп. 1.13 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса затраты на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, в т.ч. расходы на его модернизацию, не учитываются при исчислении налога на прибыль.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений