Выпуск в обращение товара на территории ЕАЭС
Белорусская компания закупила у турецкого производителя товары для продажи в Беларуси. Турецкая компания предоставила сертификат производства, а также сертификат соответствия Российской Федерации, выданный Системой сертификации ГОСТ Р Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Нужно ли белорусской компании сертифицировать этот товар для помещения под таможенную процедуру выпуска в Беларуси? Имеет ли она право использовать предоставленные Турцией и Россией сертификаты для выпуска товара в свободное обращение на территории Беларуси, если они были выданы иному юридическому лицу?
В этом случае белорусскому импортеру нет необходимости сертифицировать товар для его помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления – ведь на данный товар имеется сертификат соответствия, выданный в Союзном государстве.
Согласно ст. 7 ТК ЕАЭС, товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение запретов и ограничений, которые включают меры технического регулирования, подтверждается путем представления таможенным органам документов и (или) сведений.
В соответствии со ст. 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при соблюдении условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру.
Согласно п. 2 ст. 53 раздела X «Техническое регулирование» Договора о ЕАЭС установлено, что продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза, выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия.
Ввоз на таможенную территорию ТС продукции, в отношении которой техническими регламентами ЕАЭС предусмотрена оценка соответствия в форме государственной регистрации, осуществляется в соответствии с Решением Комиссии ТС от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе».
Согласно п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию ТС продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС, утв. Решением Коллегии ЕАЭС от 25.12.2012 № 294, при таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, которые:
а) включены в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утв. Решением Комиссии ТС от 28.01.2011 № 526;
б) включены в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов, утв. Решением Комиссии ТС от 7.04.2011 № 620;
в) включены в перечни продукции, в отношении которых подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям техрегламентов ТС.
В соответствии с Решением Совета ЕЭК от 28.04.2017 № 20 таможенные органы государств-членов обязаны обеспечить принятие документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, выданных (зарегистрированных) на территориях любых государств-членов, в отношении товаров, ввозимых из третьих стран на территории государств–членов, и последующий выпуск таких товаров с указанными документами.
Таким образом, если ввозимая продукция, в отношении которой вступил в силу техрегламент Союза, прошла необходимые процедуры оценки соответствия, должна без каких-либо проблем выпускаться в обращение на территории Союза, независимо от того, кто процедуру оценки соответствия проходил.
Отмечу, что использование документов о подтверждении соответствия без разрешения заявителя, указанного в сертификате соответствия или декларации о соответствии, является недопустимым, так как это связано не только с материальными затратами, понесенными заявителем на прохождение процедур оценки, но и с ответственностью, возложенной на заявителя за несоответствие продукции требованиям технических регламентов.