Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Инвестиции
22.08.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Выгоды и риски токенов

Все больше белорусских бизнесменов проявляет интерес к технологиям блокчейна и привлечению инвестиций посредством ICO. При этом такие инструменты по-прежнему не определены в законодательстве, что создает высокие риски для участников подобных проектов.

В отличие от публичной продажи акций акционерного общества IPO (Initial Public Offering), при ICO (Initial Coin Offering) размещаются так называемые токены, которые привязаны к конкретному проекту и в дальнейшем обращаются так же, как криптовалюты. Инвестор получает определенную часть от эмиссии токенов в свое распоряжение, но это не дает права на долю в компании. Со временем он может заработать на росте цен на инструмент по мере его популяризации. Также цифровые токены могут использоваться для оплаты внутренних сетевых сервисов криптовалютного проекта, для инвестиций и получения дохода, а иногда дают право и на участие в управлении компанией (по аналогии с акциями). ICO используется преимущественно высокотехнологичными стартапами для обхода строгого и регулируемого процесса привлечения капитала. При этом законодательный статус таких инструментов не определен, а права и обязанности сторон держатся лишь на взаимном интересе и доверии. Поэтому власти ряда стран стараются восполнить эти пробелы.

Например, по данным Департамента по расследованию ком­мерческих преступлений Сингапура (Commercial Affairs Depar­t­ment  – CAD), с 2015 г. в местную полицию поступило более 100 заявлений о схемах привлечения инвестиций по­средством продажи цифровых токенов, сообщает сайт tax-­today.com. Иногда речь шла не о мошенничестве: некоторые заявители были просто расстроены тем, что потеряли свои вложения.

Быстро растущая сфера при­влекает множество тех, кто верит в успех таких схем, и увеличивает количество людей, которые в итоге могут потерять свои деньги. Только в июле–­августе т.г. 3 сингапурские компании заявили о том, что используют блокчейн-­платформы для «токенизации» недвижимости. В связи с ростом случаев привлечения инвестиций по­средством ICO на прошлой неделе CAD и Кредитно-денежное управление Сингапура (MAS) выпустили совместные рекомендации, в которых предупреждают лиц, приобретающих цифровые токены, о рисках, связанных с такими финансовыми схемами.

Ведомства рекомендуют покупателям удостовериться, что они полностью понимают выгоды и риски данных продуктов, прежде чем вкладывать в них свои деньги, а также оценить, насколько предлагаемые продукты соответствуют их нуждам. CAD и MAS также подчеркивают, что обычно цифровые токены непрозрачны и высокоспекулятивны.

Если цифровые токены не удостоверяют наличия прав собственности на часть активов продавца токенов, это означает, что токены не обеспечены материальными активами. То есть речь идет о чисто спекулятивных вложениях, рыночная цена которых может значительно изменяться в течение короткого промежутка времени. В таких случаях возникают значительные риски потери всех вложенных сумм.

CAD и MAS советуют инвесторам проверять сведения о ком­паниях, предлагающих цифровые токены, в директории о финансовых организациях на сайте MAS или в реестре их представителей. Если организация, пред­лагающая токены, там не числится, инвестор не сможет воспользоваться защитой законодательства.

Аналитики и специалисты поддерживают усилия сингапурских властей в попытке при­влечь внимание к рискам, связанным с инвестициям в токены и ICO, которые, если отбросить мошеннические схемы, работают только тогда, когда инвесторы в них верят. Председатель Ассоциации индустрии криптовалют и блокчена Сингапура (ACCESS) Ансон Зилл заявил, что хотя ICO является новой привлекательной возможностью для инвестирования, он советует покупателям цифровых токенов тщательно проверять проект, прежде чем вкладывать в него свои средства.

Ранее представитель MAS заявлял, что анонимность, которую позволяют сохранять подобные новые технологии и продукты, а также потенциально более широкий охват и большая скорость их распространения могут служить прикрытием для преступной деятельности и прибылей от нее. Он также отметил, что решение вопроса о том, составляет ли предложение или обмен цифровых токенов на блокчейн-­платформах деятельность, под­лежащую регулированию со стороны MAS, зависит от фактов в каждом конкретном случае.

Многие юристы полагают, что цифровой токен не может приравниваться к ценной бумаге, поскольку не является ни долговым, ни долевым финансовым инструментом. Однако регуляторы США и Сингапура заявили, что компании, привлекающие средства с помощью продажи цифровых активов, обязаны со­блюдать законодательство о цен­ных бумагах и предупреждать инвесторов о рисках ICO, в т.ч. связанных с отмыванием денег через блокчейн-платформы. Поэтому некоторые компании раз­работали процедуры «знай своего клиента» (KYC) и проверки благонадежности (due diligence) на стадии предварительной регистрации. К примеру, сингапурская FundPlaces требует, чтобы у инвестора был счет в местном банке, который становится «пер­вой защитой» в идентификации участника операции.

Возможно, такой опыт был бы полезен и в Беларуси. Но, вероятно, многие бизнесмены сочтут описанный сингапурский опыт слишком обременительным.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Пока в Беларуси подобные проблемы кажутся не столь актуальными. Но первый «звонок» уже поступил. 17 августа Следственный комитет (СК) сообщил о задержании в Минске гражданина, который получал в биткоинах «зарплату» за закладки наркотиков в тайниках в различных местах города. При задержании у «минера-­оптовика» были изъяты полимерные пакеты с марихуаной и амфетамином. Как сообщает СК, «в связи с использованием подозреваемыми по данной категории преступлений многочисленных приложений-мессенджеров, позволяющих осуществлять шифрованную переписку посредством глобальной сети Интернет, на первоначальном этапе следователями назначено проведение сложных компьютерно-технических, радиоэлектронных экспертиз по изъятым у подозреваемого мобильным телефонам и компьютерной технике». В результате проведенных мероприятий была получена информация о том, что вознаграждения за свою противоправную деятельность подозреваемый получал в биткоинах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений