$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВЫБОР СТАВКИ:ПРЕДЕЛЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОСТИ©

09.12.2011

Ставка рефинансирования в Беларуси с 12 декабря повышается до 45% годовых. Соответствующее постановление от 6.12.2011 № 564 принято Правлением Национального банка. Одновременно увеличиваются процентные ставки по операциям поддержки ликвидности банков до 70% годовых (протокол Комитета по монетарной политике Нацбанка от 6.12.2011 № 53). Как говорится в сообщении Управления информации Национального банка, дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики обусловлено необходимостью закрепления позитивных тенденций в платежном балансе и на валютном рынке страны. Кроме того, данная мера позволит снизить инфляционные и девальвационные ожидания в экономике, что станет дополнительным фактором ограничения темпов роста цен.

Напомним, проводившаяся в предыдущие годы политика «дешевых денег» дорого обошлась Беларуси. В заключении Евразийского банка развития отмечалось, что в 2000–2010 гг. уровень процентных ставок и объемы инвестиций в основном определялись административными методами. Динамика ставки рефинансирования Нацбанка отражала динамику инфляции и была значительно выше ее темпов, но не определяла уровня фактических процентных ставок и инвестиций. Кредиты экономике росли в среднем на 50% на фоне снижения ставки рефинансирования с 80% до 10%. Однако, хотя средние ставки по депозитам и кредитам также снижались, их уровень был ниже ставки рефинансирования в среднем на 40 и 25% соответственно, а реальные ставки по депозитам в национальной валюте в начале рассматриваемого периода были отрицательными. Хотя реальные ставки по кредитам оставались положительными, административные ограничения их максимального уровня во многом объясняют отрицательный уровень процентных ставок по депозитам. Ставка рефинансирования использовалась в основном для расчетов процентных ставок, которые были в несколько раз ниже ее уровня, для крупномасштабной поддержки ликвидности, предоставлявшейся банкам, и кредитования экономики по каналам государственных программ. Результат: валютный кризис и гиперинфляция.

По мнению ЕАБ, для стабилизации платежного баланса в Беларуси нужно прекращение стимулирования внутреннего спроса через нерыночные каналы кредитования. Поэтому было предложено сократить темпы роста данного кредитования путем ревизии госпрограмм и сосредоточения бюджетных ресурсов только на самых приоритетных из них; передать управление госпрограммами кредитования в ведение Банка развития Беларуси; включить объемы чистого кредитования госпрограмм, источником которых являются правительственные депозиты, в консолидированный бюджет для более эффективного управления государственными финансами. Все прочие государственные программы должны финансироваться исключительно на рыночных принципах путем конкурсного размещения заказов предприятий и предоставления банкам полной свободы устанавливать процентные ставки на основании анализа кредитного риска и уровня прогнозируемой инфляции. При этом одним из условий выделения кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС была переориентация процентной политики в республике на поддержание основных процентных ставок на положительном уровне в годовом исчислении.

Данное условие должно было достигаться путем ежемесячной ревизии ставки рефинансирования и ставок по инструментам Нацбанка по регулированию ликвидности банков с учетом фактического и прогнозируемого на предстоящие 3 месяца роста потребительских цен.

Рост ставки рефинансирования в известной мере отражает стремление соблюсти это требование, однако в недостаточной степени, чтобы сравняться с уровнем инфляции. Впрочем, эта гонка связана не только с выполнением условий кредитования, но и с понятным стремлением монетарных властей сократить ими же созданную денежную массу. Однако политика дорогих денег понижает доступность кредита и увеличивает его издержки, что приводит к сокращению денежного предложения, к уменьшению спроса на инвестиции, к сокращению доходов и к снижению уровня инфляции со стороны спроса. А потому в условиях, когда основным каналом формирования первичного денежного предложения является эмиссия рублей, политика «дорогих денег» должна проводиться достаточно осторожно — с учетом спроса на деньги со стороны субъектов хозяйствования. Ведь рост стоимости межбанковских и всех остальных заимствований чреват серьезной нехваткой ликвидности как в банковской системе, так и у субъектов хозяйствования, а также увеличением доли проблемных кредитов. В то же время планы роста ВВП на 2012 год потребуют соответствующего уровня кредитования, причем власти обещают, что экономика будет расти за счет неэмиссионных источников.

Пока же в Беларуси процентные ставки по кредитам, как заявил на недавней пресс-конференции председатель правления ОАО «Белвнешэкономбанк» Павел Каллаур, уже приблизились к максимуму. По его мнению, ставки все-таки выйдут на положительный уровень в I квартале 2012 г., но не только за счет увеличения ставок, а в основном за счет сокращения инфляции. «Я не знаю планов Нацбанка, но мне кажется, что такой подход с двух сторон наиболее приемлем для реального сектора экономики и для банковской системы», — сказал банкир.

«Я поддерживаю намерения Нацбанка и правительства вывести процентные ставки на положительный уровень, — заявил П.Каллаур, — это обязательное условие для нормальной работы экономики. Но этот процесс будет идти с двух сторон: Нацбанк постепенно увеличивает ставку рефинансирования — вот с 12 декабря она возрастет еще на 5 процентных пунктов, с другой стороны, принимаются меры по снижению инфляции. Так что положительные процентные ставки не будут на уровне нынешней инфляции. По моему глубокому убеждению, они не выйдут за 100%. Полагаю, что мы уже приблизились к максимуму процентных ставок, и если будет рост, то незначительный».

Константин АЛЕХИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях