Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Консультации
25.11.2016 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Выбор норм списания ГСМ

Рассмотрим особенности определения норм списания топлива для нового автомобиля, которые могут применяться для списания горюче-смазочных материалов на затраты в бухгалтерском и налоговом учете.

Приобретая новый автомобиль, организация обновляет свои основные средства, укрепляет производственную базу и собственный имидж. Но для бухгалтерии эта покупка связана с появлением ряда вопросов, в т.ч. по списанию топлива.

Для целей бухгалтерского учета на счетах затрат учитывается фактический расход топлива в порядке, предусмотренном в Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133. Для целей исчисления налога на прибыль согласно п. 1 ст. 130 НК на затраты организации, учитываемые при налогообложении, относится только стоимость топлива, израсходованного в процессе эксплуатации автомобиля для производственных нужд и только в пределах установленных норм. Стоимость топлива, израсходованного сверх установленной нормы, не учитывается при исчислении налога на прибыль (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК).

Для разных марок и моделей автомобильного транс­порта Минтрансом разработаны и периодически пересматриваются нормы расхода топлива. В настоящее время такие нормы определены следующими документами:

– постановлением Минтранса от 6.01.2012 № 3 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»;

– приказом Минтранса от 10.09.2012 № 467-Ц «Об утверждении норм расхода топлива на механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование»;

– постановлением Минтранса от 7.05.2012 № 27 «Об установлении рекомендуемых норм расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование».

В эти документы периодически вносятся изменения и дополнения по мере пересмотра норм расхода топ­лива и появления новых моделей транспортных средств. Однако иногда приобретенный организацией автомобиль не упомянут в названных документах и нормы расхода топлива на нее законодательством не установлены.

В подобных случаях следует руководствоваться нор­мами п. 7 Инструкции о порядке применения норм рас­хода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141). В нем предусмотрена возможность учета расхода топлива по временной норме.

Временной нормой расхода топлива признается объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному рас­ходу топлива, установленному заводом-изготовителем для данного механического транспортного сред­ства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации (п. 3 Инструкции № 141). За временную норму может быть также взят контрольный расход топлива, установленный заводом-изготовителем, указанный в документах на эксплуатацию автомобиля. При отсутствии такого показателя временная норма может устанавливаться предприятием самостоятельно, ориентируясь на линейную норму такой же модели автомобиля с аналогичными техническими характеристиками (объемом и мощностью двигателя, типом коробки передач, массой и т.п.). Временная норма может применяться до получения разработанной БелНИИТ «Транстехника» нормы на срок не более 6 месяцев.

Топливо, списанное по этой норме в течение данного срока, можно учитывать при налогообложении прибыли. Но по истечении 6 месяцев и при отсутствии разработанной нормы топливо в целях налогообложения считается израсходованным сверх установленной нормы и не может учитываться при исчислении налога на прибыль (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК).

Согласно п. 6 Инструкции № 141 нормы расхода топлива на модели автомобилей устанавливаются Минтрансом в качестве рекомендуемых и в течение года проходят эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанного срока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и устанавливаются Минтрансом в качестве обязательных для применения. Более детально порядок получения организациями рекомендуемых норм изложен в Методических рекомендациях о порядке разработки и утверждения норм расхода топлива для механических средств, судов, машин, механизмов и оборудования, утв. постановлением Минтранса от 21.02.2006 № 8 (далее – Методические рекомендации). Согласно этому документу рекомендуемые нормы расхода топлива разрабатываются БелНИИТ «Транстехника» на основании заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на марки и модели транспортных средств, не вошедшие в «Сборник норм расхода топлива и смазочных материалов для механических транспортных средств, автотракторной техники, судов, машин, механизмов и оборудования в Республике Беларусь».

Исходя из подп. 1.6 и 1.7 Методических рекомендаций контрольные замеры расхода топлива на транс­портные средства проводятся в условиях, соответствующих конкретным режимам их эксплуатации, и на основании обработки результатов контрольных замеров устанавливается норма расхода топлива. Далее в течение 3 месяцев с момента проведения первых конт­рольных замеров норма расхода топлива проходит эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих механические транспортные средства, на которых проводились контрольные замеры. Если в течение 3 месяцев с момента установления нормы рас­хода топлива поступают аналогичные заявки от других организаций, то проводятся дополнительные конт­рольные замеры на их транспортных средствах. Затем норма расхода топлива по истечении 3 месяцев с момента ее установления вносится в проект постановления для рассмотрения на коллегии Минтранса. Норма расхода топлива, утвержденная постановлением Минтранса, может применяться всеми организациями, эксплуатирующими транспортные средства этой модели.

Часто у бухгалтеров возникает вопрос: можно ли не подавать заявку, а использовать рекомендуемые нормы, рассчитанные для иной организации на автомобиль такой же марки и модели? Полагаем, что это недопустимо. Дело в том, что согласно подп. 1.8 Методических рекомендаций норма расхода топлива сообщается именно организациям или индивидуальным предпринимателям, подавшим заявку на разработку данной нормы. Так что «чужими» рекомендуемыми нормами можно воспользоваться только в качестве временной нормы для своего автомобиля.

Рассмотрим некоторые случаи применения норм расхода топлива на новые автомобили.

Вопрос 1.

Организация приобрела служебный новый автомобиль, нормы расхода на марку которого не установлены законодательством. На основании контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, а именно 10 л на 100 км пробега, приказом руководителя организации утверждена временная норма расхода топлива на этот автомобиль. В течение 6 месяцев организация имеет право учитывать расход топлива по установленной норме при налогообложении прибыли.

Если по истечении 3 месяцев БелНИИТ «Транстехника» согласно акту предоставит организации рекомендуемую норму расхода топлива 9,3 л на 100 км пробега, может ли организация списывать топливо еще в течение следующих трех месяцев (до истечения шестимесячного срока, разрешенного Инструкцией № 141) по временной норме и учитывать стоимость топлива при налогообложении прибыли?

Нет. Учитывать стоимость израсходованного топлива по временной норме при налогообложении прибыли при наличии рекомендуемой нормы расхода БелНИИТ «Транстехника» нельзя. Это не допускается п. 7 Ин­струкции № 141. При списании стоимости топлива по временной норме в течение 3 последующих месяцев при наличии рекомендуемой нормы такое списание будет расцениваться как расход топлива сверх норм и при налогообложении прибыли не будет учитываться (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК).

Вопрос 2.

Если по истечении 8 месяцев БелНИИТ «Транстехника» согласно акту предоставит организации рекомендуемую норму расхода топлива 9,3 л на 100 км пробега, может ли организация списывать топливо еще в течение этого периода (точнее, 6 месяцев согласно Инструкции № 141) по временной норме и учитывать стоимость топлива при налогообложении прибыли?

Нет. По истечении 6 месяцев нельзя учитывать стоимость израсходованного топлива по временной норме (п. 7 Инструкции № 141). По окончании этого срока и до момента получения рекомендуемых норм все топливо будет считаться израсходованным сверх норм и при налогообложении прибыли его стоимость учитываться не будет (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК).

Вопрос 3.

Может ли организация и далее списывать топливо по норме 10 л как по временной норме и учитывать его стоимость при налогообложении прибыли, если по истечении 6 месяцев Минтрансом будет установлена норма расхода топлива 10,5 л на 100 км пробега?

Да, может. Согласно п. 6 Инструкции № 141 руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Минтрансом. Поэтому если организация решит уменьшить установленную норму топлива до размера временной, то стоимость топлива, израсходованного по данной норме, можно учитывать при налогообложении прибыли, не нарушая законодательства (п. 1 ст. 130 НК).

Вопрос 4.

Организация приобрела 8 августа в качестве служебного новый автомобиль, нормы расхода на марку которого не установлены законодательством. На основании контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, приказом руководителя ор­ганизации утверждена временная норма расхода топлива на этот автомобиль для применения в течение 6 месяцев.

15 ноября БелНИИТ «Транстехника» установил рекомендуемую норму расхода топлива на указанный автомобиль. С какого момента организация должна применять рекомендуемую норму топлива, для того чтобы иметь право учитывать стоимость израсходованного топлива при налогообложении прибыли: с 1 декабря (с месяца, следующего за месяцем установления рекомендуемой нормы) или с 15 ноября (дня установления нормы)?

С момента начала эксплуатации автомобиля и до 14 ноября организация могла применять временную норму расхода топлива, а с 15 ноября следует применять рекомендуемую норму топлива. При таком порядке применения норм организация сможет стоимость израсходованного топлива учесть при налогообложении прибыли (п. 1 ст. 130 НК).

Отсутствие в законодательстве утвержденных норм расхода топлива на автомобиль влечет ряд неудобств. Так, п. 10 Инструкции № 141 допускает возможность повышать расход топлива в ряде случаев, в т.ч.:

– при работе автомобиля в городах с численностью населения:

1) от 100 до 300 тысяч человек – не более 5%;

2) от 300 тысяч до 1 миллиона человек – не более 10%;

3) от 1 до 3 миллионов человек – не более 15%;

4) свыше 3 миллионов человек – не более 25%;

– для автомобилей на территории РБ и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации – не более 10%. Данное повышение не применяется для машин, механизмов и оборудования, предназначенных для экс­плуатации исключительно в зимних условиях (снего­уборочных машин, снегоходов и т.п.);

– для автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации или индивидуальным предпринимателем на основании данных Гидрометеоцентра РБ (при эксплуатации автомобиля за пределами РБ – по данным Гидрометеоцентра РБ или метеорологической службы соответствующей страны), – не более 35%;

– другие случаи.

В зимнее время года, когда температура окружающего воздуха ниже 0 °С, автомобилю перед началом поездки требуется некоторое время на прогрев двигателя. При этом тоже тратится топливо. Но можно ли такой перерасход, установленный п. 10 Инструкции № 141, отнести на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, если нет установленных норм?

Согласно п. 14 Инструкции № 141 повышение (понижение) нормы расхода топлива, предусмотренное в подп. 10.1–10.5, 10.8, 10.9 п. 10, п.п. 12 и 13 данного нормативного акта, распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы. Так, в соответствии с п. 3 Инструкции № 141 линейная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива, она устанавливается Минтрансом в качестве обязательной для применения (п. 6 Инструкции № 141). Таким образом, поскольку линейные нормы расхода топлива устанавливаются Минтрансом в качестве обязательных, а временная норма устанавливается организацией самостоятельно, то повышения нормы расхода топлива, предусмотренные в подп. 10.1–10.5, 10.8, 10.9 п. 10, п.п. 12 и 13 Инструкции № 141, на временную норму топлива не распространяются. Поэтому применить «зимние повышения» временной нормы расхода топлива нельзя, так же как, например, повышение за работу в Минске (город с численностью населения около 2 млн. человек).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by