Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВВП зависит от оживления промышленности: пять тезисов из выступления нового премьер-министра

Фото: Андрей Стасевич/БелТА/ТАСС

Палата представителей 11 июня дала согласие на назначение премьер-министром Беларуси Романа Головченко. Эту долж­ность экс-глава Госкомвоенпрома получил неделей ранее. Новый премьер рассказал депутатам, на чем будет строиться политика правительства в ближайшее время и что ляжет в основу программы его деятельности.

 

Прикрываем внутренний рынок, но выходим на новые внешние

Одной из первоочередных задач Головченко назвал «безотлагательное принятие принципиального решения о защите внутреннего рынка». По его словам, другие страны возвращаются к активному протекционизму, в условиях кризиса всеми способами защищают свои национальные рынки:

«Несмотря на международные обязательства, вместе с ними закрываются границы. Мы также посмотрим на решение этой задачи под разными углами и примем действенные меры исключительно исходя из национальных интересов».

В чем суть готовящегося решения и каких товаров оно коснется, премьер не пояснил.

Одновременно, несмотря на за­крытие внешних рынков, именно на них власти рассчитывают, надеясь на восстановление экономики. Головченко, как и его предшественники, намеревается сокращать «зависимость от рынка одной или двух стран». На первом и втором месте по объемам внешней торговли у нас Россия и Украина.

 

Остаемся индустриальной страной

Об этом премьер-министр заявил как о приоритете, поскольку «в наших условиях малый и средний бизнес не сможет обеспечить такие мас­штабы и такие объемы, которые позволят нам оставаться в числе индустриально развитых стран».

Глава правительства посетовал на то, что Минпром «пока так и не стал Министерством промышленной политики, а лишь работает с группой подчиненных предприятий», из-за чего упускается импортозамещение и повышение качества продукции.

Неэффективное управление госсобственностью, подчеркнул Головченко, формирует фискальные риски для бюджета. Но он считает, что «нельзя все сводить только к созданию системы корпоративного управления», поскольку «у нас просто нет пока нужного количест­ва свободных управленцев с соответствующей квалификацией».

Премьер-министр уверен, что мо­жно и «в ручном режиме выводить предприятия на траекторию развития», что, однако, не должно быть основным методом.

Низкая мотивация руководителей промышленного сектора объясняется тем, что она не привязана к финансовому результату. Избыточная опека государства над предприятиями, отметил премьер, размывает ответственность руководителей.

 

Отвязываемся от нефтяной трубы

– В условиях новой реальности при переходе экономики к мировым ценам на энергоносители и постоянно возникающих внешних угроз наша первоочередная задача избавить экономическую систему от углеводородной и иной конъюнктурной зависимости, искоренить системные дисбалансы, обеспечить устойчивое развитие экономики и динамику роста благосостояния граждан, – подчеркнул глава правительства.

 

Поддерживаем макроэкономическую стабильность, но этого мало

Головченко отметил, что Совмин во взаимодействии с Нацбанком продолжит реализацию мер по обеспечению макроэкономической сбалансированности, улучшению структуры платежного баланса, дальнейшему снижению инфляции и повышению доступности ресурсов для реального сектора экономики.

Однако «при всей неоспоримости достижений в сфере кредитно-финансовой стабильности для дальнейшего развития страны этого уже недостаточно. Это та платформа, с которой необходимо двигаться дальше».

Собственно говоря, в Нацбанке давно заявляют о готовности перейти от политики монетарного таргетирования, когда конечной целью является сохранение макростабильности, к инфляционному таргетированию. Но для этого нужно прийти к тре­хлетнему планированию, а в нынешних кризисных условиях это не только проблематично, но и бессмысленно.

Несмотря на то что по итогам мая в Беларуси зафиксирована дефляция –0,15%, в долгосрочном периоде антиинфляционная устойчивость по-прежнему во многом зависит от регулируемых государством цен и тарифов.

 

Кризис кризисом, но рост «быстрее мира» никто не отменял

– Глава государства поставил новому правительству предельно ясные и конкретные задачи. Главная цель – достижение устойчивого сбалансированного экономического рос­та с темпами выше среднемировых, – заявил Головченко.

Последнее вызывает двоякое толкование: учитывая, что мировые финансовые институты прогнозируют по итогам 2020 года падение глобальной экономики в рамках нескольких процентов, значит ли это, что белорусский ВВП должен просто снижаться медленнее?

Или если речь идет о росте «выше нуля», даже не о рецессии, то за счет чего? За январь-апрель 2020 г. объем ВВП в сопоставимых ценах сократился на 1,3%. По оценкам Минэкономики, в мае падение составит около 0,3 процентного пункта, и по итогам 5 месяцев основной показатель может сократиться до –1,5%.

Глава Совмина подчеркнул, что для решения задач потребуется «предельная мобилизация усилий всех государственных органов и жесткая дисциплина» в сочетании с инициативностью.

Главное, чтобы это не означало проведения одновременно политики новой «индустриализации» и «военного коммунизма». В отношении действий и планов обновленного правительства уже не первый раз с трибун звучит полувоенная лексика.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений