Всё о регулировании интернет-торговли: способы, условия, запреты
Фото: freepik.com
С учетом развития интернет-технологий и сложившейся правоприменительной практики в 2024 г. в законодательстве Беларуси закрепили нормы о регулировании розничной торговли с использованием компьютерной сети Интернет. Отдельные новые требования вводятся и в 2025 г. Обобщили в двух больших материалах все, что стоит об этом знать.
Способы осуществления интернет-торговли
Законом от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон о торговле) установлены требования к осуществлению торговли с использованием сети Интернет. В прошлом году в него внесены изменения, вступившие в силу с 11 июля 2024 г.
Субъектам торговли предоставлена возможность использовать для осуществления розничной торговли любые интернет-площадки, приложения для мобильных устройств и иные ресурсы.
Законодатель определился с терминологией. Розничная торговля с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (проще говоря, интернет-торговля) является одним из видов дистанционной формы торговли. Соответственно, на интернет-торговлю распространяются требования законодательства, регулирующие дистанционную торговлю.
Разделены понятия «интернет-магазин» и «интернет-площадка». Так:
-
интернет-магазин – сайт субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, предоставляющий возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи на этом сайте (подп. 1.7 п. 1 ст. 2 Закона о торговле);
-
интернет-площадка – сайт в сети Интернет (его часть, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс, имеющий подключение к сети Интернет), предоставляющий возможность осуществлять дистанционную торговлю одновременно двум и более продавцам, в т.ч. обеспечивающий возможность размещения информации о товарах и продавцах, сравнения и отбора товаров, заключения договоров розничной купли-продажи и оплаты товаров, выбора способа и организации доставки товаров (п. 2 Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31 (далее – Правила интернет-торговли)).
Дистанционная торговля с использованием сети Интернет осуществляется (п. 3 ст. 16 Закона о торговле, п. 1 классификации форм торговли, установленной постановлением МАРТ от 09.03.2021 № 14):
-
через интернет-магазины;
-
с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, предоставляющих возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи в этих сетях, системах и на этих ресурсах;
-
посредством интернет-площадок.
Включение сведений в Торговый реестр обязательно
На основании требований п. 5 ст. 20 Закона о торговле субъекты хозяйствования вправе осуществлять дистанционную торговлю с использованием сети Интернет только со дня включения сведений об этой форме торговли в Торговый реестр Республики Беларусь, а в случае осуществления такой торговли через интернет-магазин – со дня включения в данный реестр сведений об этом интернет-магазине.
При этом Законом № 358-З с 11 июля 2024 г. уведомительный принцип включения сведений в Торговый реестр заменен разрешительным – предусмотрены основания для отказа во включении сведений в данный реестр.
Положение о Торговом реестре Республики Беларусь утверждено постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363. При осуществлении дистанционной торговли с использованием сети Интернет, в т.ч. через интернет-магазин, в Торговый реестр дополнительно включаются следующие сведения:
-
виды торговли;
-
формы торговли;
-
доменное имя сайта интернет- магазина;
-
реализуемые классы, группы и (или) подгруппы товаров в соответствии с Перечнем товаров розничной и оптовой торговли, утв. постановлением МАРТ от 05.06.2018 № 46.
Сведения в Торговый реестр вносятся уполномоченными органами по месту государственной регистрации субъектов торговли, осуществляющих интернет-торговлю без использования торгового объекта, в т.ч. через интернет-магазин. Сведения о нерезидентах, ведущих такую торговлю, вносятся в Торговый реестр уполномоченными органами по месту обращения нерезидентов.
В отношении интернет-магазина указывается информация о регистрации сайта интернет-магазина в Государственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории РБ. Отсутствие такой регистрации сайта является основанием для отказа во включении сведений в Торговый реестр.
Чем нельзя торговать через интернет
Тем, кто планирует заняться интернет-торговлей, важно понимать, что эта деятельность осуществляется с учетом запретов и ограничений, установленных законодательными актами и постановлениями Совмина (п. 1 ст. 16 Закона о торговле). В частности, ряд товаров нельзя продавать через интернет.
С учетом предусмотренных законодательными актами запретов в п. 5 Правил интернет-торговли закреплено, что при осуществлении дистанционной торговли не допускается продажа:
-
алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;
-
нетабачных никотиносодержащих изделий;
-
оружия и боеприпасов к нему, а также составных частей и компонентов оружия и комплектующих частей боеприпасов;
-
семян мака;
-
табачных изделий, жидкостей для электронных систем курения;
-
ювелирных и других бытовых изделий, сусального золота и сусального серебра, монет из драгоценных металлов, мерных слитков и ограненных драгоценных камней, если иное не установлено Президентом;
-
иных товаров, дистанционная торговля которыми запрещена законодательством.
Обратите внимание: с 1 марта 2025 г. по 30 июня 2026 г. в отношении ювелирных изделий как раз и «установлено иное» Указом от 10.02.2025 № 52 «О дистанционной торговле ювелирными изделиями через интернет-магазины». В этот период юрлица и ИП, имеющие лицензию на розничную торговлю драгметаллами и драгоценными камнями, вправе вести интернет-торговлю ювелирными и другими бытовыми изделиями, произведенными в Беларуси и маркированными кодами идентификации.
С 5 января 2024 г. постановлением Совмина от 03.01.2025 № 3 «Об обороте пиротехнических изделий» на территории РБ возобновлен запрет на розничную торговлю, в т.ч. с использованием сети Интернет, пиротехническими изделиями. Данный запрет не распространяется на розничную торговлю отдельными видами пиротехнических изделий бытового назначения I класса опасности: бенгальскими огнями (свечами), хлопушками, тортовыми свечами (фонтанами холодного огня).
При этом интернет-продажа пиротехнических изделий бытового назначения допускается при наличии у продавца торговых объектов, в которых осуществляется продажа таких товаров, а их передача покупателю – только в торговых объектах, в которых осуществляется продажа таких товаров (п. 19 Правил интернет-торговли).
Кроме того, в отношении ряда товаров установлены особенности при осуществлении интернет-торговли.
Один из таких товаров – биологически активные добавки к пище. Дистанционная продажа БАД, в т.ч. с использованием сети Интернет, допускается при наличии у продавца торгового объекта и (или) складских помещений, в которых осуществляются продажа и (или) хранение таких товаров (п. 6 Правил интернет-торговли).
Требования к интернет-торговле лекарственными препаратами установлены Инструкцией о порядке розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом, утв. постановлением Минздрава от 03.05.2023 № 69.
Розничная продажа лекарственных препаратов дистанционно осуществляется юридическими лицами через интернет-аптеку на собственном интернет-сайте и включает в себя фармацевтическое консультирование потребителя, прием заказов на препараты, их формирование, хранение и доставку потребителю. Причем продавать через интернет можно только те лекарства, которые включены в перечень лекарственных препаратов, реализуемых без рецепта врача, установленный постановлением Минздрава от 10.04.2019 № 27, за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25%.
В Правилах интернет-торговли установлены особенности продажи товаров, продажа которых лицам, не достигшим определенного возраста, запрещена законодательством.
Справочно: согласно подп. 33.1 п. 33 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703, запрещается продажа:
– несовершеннолетним в возрасте до 18 лет алкогольных и слабоалкогольных напитков (с долей этилового спирта не более 7%), пива, табачных изделий, электронных систем курения, жидкостей для них и систем для потребления табака, нетабачных никотиносодержащих изделий, энергетических напитков, игральных карт, конструктивно сходных с пневматическим и метательным оружием изделий (пневмопистолеты, револьверы и винтовки, луки и арбалеты, за исключением игрушек);
– эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию – несовершеннолетним, не достигшим возрастной категории детей, среди которых допускается распространение такой продукции;
– несовершеннолетним в возрасте до 16 лет – пиротехнических изделий бытового назначения;
– несовершеннолетним в возрасте до 15 лет – спичек, зажигалок, ядохимикатов, горючих жидкостей.
Продавцы, владельцы интернет-площадок, владельцы пунктов выдачи заказов обязаны принимать меры, направленные на подтверждение покупателями своего возраста, упреждающие возможность заказа таких товаров лицами, не достигшими определенного возраста. Информация о таких товарах доводится до сведения покупателей после подтверждения ими достижения соответствующего возраста путем проставления отметки в электронной форме, размещенной на интернет-ресурсе продавца и (или) интернет-площадке.
Передача покупателю таких товаров допускается только после предъявления покупателем, заключившим договор, документа, содержащего дату рождения, фотоизображение (цифровой фотопортрет) и позволяющего установить возраст этого покупателя.
Новые требования с 11 июля 2025 г.
С 11 июля 2025 г. вводится обязанность продавцов и владельцев интернет-площадок (подп. 13.3 п. 13 и подп. 14.4 п. 14 Правил интернет-торговли) обеспечивать на своем интернет-ресурсе, в инфраструктуре интернет-площадки техническую возможность для:
-
заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товаров либо выполнения иных действий, необходимых для заключения договора, в т.ч. проверки заказа и исправления ошибок до завершения оформления заказа;
-
подачи покупателем обращений в электронной форме о нарушении его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, и получения ответа на них.
В заключение отметим, что Правила интернет-торговли содержат большой массив требований к тому, какие сведения должны быть на ресурсах, используемых для этой деятельности. Их мы рассмотрим в следующем выпуске.
экономист