Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9775
EUR:
3.4179
RUB:
3.683
BTC:
102,029.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Всё о регулировании интернет-торговли: какие сведения нужно довести до покупателя

Фото: freepik.com

Важным условием законного осуществления интернет-торговли является выполнение требований законодательства о должном информировании покупателя на ресурсе, используемом для такой деятельности. Массив сведений, доводимых до покупателя, обуслов­лен спецификой дистанционной торговли и необходимостью соблюдения прав потребителя.

Перечень размещаемых продавцами на интернет-ресурсах сведений о себе и предлагаемых товарах, особенности заключения договоров купли-продажи при осуществлении интернет-торговли, обязанности продавцов, владельцев интернет-площадок и пунктов выдачи заказов установлены Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31 (далее – Правила). В связи с изменением в 2024 г. Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон о торговле) эти Правила тоже были скорректированы.

Как заключается договор с покупателем

При дистанционной торговле договор розничной купли-продажи, содержащий все существенные условия, считается заключенным в момент получения продавцом, направившим оферту, ее акцепта.

Справочно: предложение товаров при интернет-торговле признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора.

При этом акцепт покупателя считается полученным продавцом с момента направления продавцом и (или) владельцем интернет-площадки покупателю электронного сообщения, подтверждающего заключение договора и содержащего существенные условия этого договора, а также номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет покупателю получить информацию о заключенном договоре и его условиях.

Из этих норм следует, что оферта продавца должна содержать существенные условия договора, которые каким-то образом нужно довести до сведения покупателя. Сделать это продавец обязан, разместив на своих интернет-ресурсе или интернет-площадке соответствующую информацию.

Какая информация должна быть на интернет-ресурсе

Продавец, осуществляющий дистанционную торговлю с использованием интернет-ресурса (а это, напомним, не только интернет-магазин, но и иные информационные системы и ресурсы, подключенные к интернету), обязан разместить на таком ресурсе следующую информацию:

1) наименование товаров;

2) цена, условия приобретения и оплаты товаров, а также способы оплаты товаров;

3) способы и сроки доставки товаров;

4) цена и условия оплаты доставки товаров;

5) гарантийный срок, если он установлен;

6) полное наименование и место нахождения изготовителя, а также при наличии – организации, осуществляющей деятельность по ввозу товаров на территорию Беларуси для их последующей реализации в РБ, представителя, ремонтной организации, а если изготовителем (представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель либо ИП был импортером данных товаров – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства ИП;

7) страна происхождения товаров, если она не совпадает с местом нахождения (местом жительства) изготовителя;

8) сведения о том, что товары были в употреб­лении или в них устранялся недостаток (недостатки), в т.ч. об имеющихся в товарах недостатках, размещаемые с наименованием товара;

9) сведения о том, что товары являются конфискованными или обращенными в доход государства иным способом;

10) сведения об истекших сроке службы и (или) сроке хранения товаров, о дате и номере разрешения на дальнейшую их реализацию и сроке, в течение которого товары возможны к использованию (для непродовольственных товаров с истекшими сроками, реализация которых разрешена);

11) сведения об условиях, сроках и порядке расторжения договора, в т.ч. в случае отказа покупателя от исполнения договора до передачи ему товаров, включая сведения о порядке возврата товаров и (или) денежной суммы, уплаченной за них;

12) информация о порядке оформления покупателем заказа на приобретение товаров;

13) информация о порядке подачи покупателем обращений о нарушении его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, и получения ответа на них, а также о сроке их рассмотрения;

14) полное наименование (при наличии), место нахождения, режим работы и номера контактных телефонов пунктов выдачи заказов и (или) торговых объектов продавца, в которых осуществляется передача товаров покупателям (при их наличии);

15) образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств.

Также продавец на главной (начальной, стартовой) странице своего интернет-ресурса обязан разместить следующую информацию:

  • полное наименование и место нахождения продавца-юрлица, а если продавцом является ИП – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства данного предпринимателя, сведения о государственной регистрации юрлица или ИП (дата регистрации, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или регистрационный код (номер) в стране регистрации (при наличии)) (далее – сведения о госрегистрации);

  • номера контактных телефонов, адрес электронной почты (далее – контактные данные) продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;

  • номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту госрегистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юрлиц;

  • режим работы;

  • способы оплаты товаров и их доставки;

  • дата включения сведений о дистанционной торговле или об интернет-магазине в Торговый реестр и их регистрационный номер в Торговом реестре.

Кроме того, продавец обязан предоставить покупателю подтверждение заключения договора.

Требования к информации на интернет-площадке

В свою очередь, на главной (начальной, стартовой) странице интернет-площадки ее владелец обязан разместить следующую информацию:

  • полное наименование и место нахождения владельца интернет-площадки, а если им является ИП – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства ИП, сведения о госрегистрации владельца;

  • контактные данные владельца интернет-площадки, а также лица, уполномоченного владельцем рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;

  • номера телефонов работников исполкомов по месту госрегистрации владельца интернет-площадки, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридичес­ких лиц;

  • режим работы.

Поскольку на интернет-площадке представлены товары разных продавцов, ее владелец обязан разместить на ней сведения об использующих данную интернет-площадку продавцах и предлагаемых ими к продаже товарах, перечисленные в п.п. 1–11 предыдущего раздела, а также:

  • полное наименование и место нахождения продавца-юрлица, а если продавцом является ИП – его фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства, сведения о госрегистрации продавцов;

  • дату включения сведений о дистанционной торговле или об интернет-магазине в Торговый реестр и их регистрационный номер в Торговом реестре;

  • наименование (при наличии), место нахождения, режим работы и номера контактных телефонов пунктов выдачи заказов (при их наличии).

  • Кроме того, владелец интернет-площадки обязан:

  • разработать в соответствии с законодательством РБ и разместить на своей интернет-площадке правила предоставления услуг на ней;

  • предоставлять покупателю подтверждение заключения договора;

  • принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства в области торговли и в области защиты прав потребителей, защите информации на интернет-площадке, в т.ч. персональных данных продавцов и покупателей, пресечению реализации на интернет-площадке товаров, ограниченных в обороте, а также товаров, не соответствующих требованиям законодательства.

Справочно: Правила предоставления услуг на интернет-площадке должны определять:

– описание услуг, предоставляемых продавцам и покупателям;

– права и обязанности владельца интернет-площадки, продавца и покупателя, включая распределение обязанностей и ответственности между владельцем и продавцом, предлагающим к продаже товары через такую площадку, в случае заключения покупателем договора;

– процедуру регистрации и идентификации продавцов и покупателей на интернет-площадке;

– порядок оформления покупателем заказа на приобретение товаров и его отмены;

– способы оплаты товаров и их доставки;

– требования к качеству товаров и обслуживания покупателей;

– порядок подачи покупателем обращений о нарушении его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, и получения ответа на них, а также срок их рассмотрения;

– требования к защите информации, в т.ч. персональных данных продавцов и покупателей.

Какие сведения обязательны в пункте выдачи заказов

Владелец пункта выдачи заказов (ПВЗ) обязан довести до сведения покупателя следующую информацию:

  • полное наименование и место нахождения владельца ПВЗ – юрлица, а если владельцем является ИП – его фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) и место жительства, сведения о госрегистрации;

  • контактные данные владельца ПВЗ;

  • режим работы;

  • названия (адреса) интернет-ресурсов продавца и (или) интернет-площадок, в отношении которых покупателям предоставляются услуги в ПВЗ.

Иные обязанности продавцов, владельцев интернет-площадок и ПВЗ

Правилами также предусмотрена обязанность владельцев интернет-площадок и пунктов выдачи заказов оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Если продавцы, владельцы интернет-площадок и ПВЗ намерены приостановить (прекратить) свою деятельность или внести изменения в правила предоставления услуг на интернет-площадке, они обязаны не менее чем за 15 календарных дней до указанных событий разместить соответствующую информацию на главной странице своего интернет-ресурса, интернет-площадки, в пункте выдачи заказов.

В силу требования п. 2 ст. 16 Закона о торговле при осуществлении интернет-торговли информационные сети, системы и ресурсы должны использоваться в порядке, установленном Законом от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации».

И последнее. Важно помнить, что цены на товары, реализуемые через интернет, устанавливаются субъектами торговли с учетом требований, закрепленных постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by