Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Итоги
03.08.2018 5 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №57 (2161) от 03.08.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вся королевская рать брошена на рублификацию экономики

Фото: LM Otero / AP / TASS

В I полугодии 2018 г. в Беларуси продолжился поступательный прирост рублевой доли в денежной массе – таков эффект мер Нацбанка по дедолларизации экономики. На 1 июля доля рублей достигла 38%, что является максимальным за последние 3,5 года значением (после девальвации «под занавес» 2014 г.).

Об этом стало известно из доклада зампреда Правления Нацбанка Сергея Калечица об итогах реализации денежно-кредитной политики РБ за первое полугодие 2018 г.

Долларизация национальной экономики явилась своеобразным ответом на «историческую» нестабильность белорусского рубля и за десятилетия прочно укоренилась не только в нормативной базе, но и в сознании обывателей от мала до велика. И если нормативную базу отредактировать несложно, то сознание гражданского общества административными мерами не переломаешь. Наученные горьким опытом белорусы до сих пор «тяготеют» к национальной валюте США.

Безусловно, для развивающейся (и достаточно перспективной) экономики нонсенс иметь более половины денежной массы, выраженной в «чужих» деньгах. Последние пару лет Нацбанк медленно, но верно ведет рынок в сторону равновесия. Хотя даже до него еще далеко! Белорусской экономике нужно ни много, ни мало, а не менее 80% рублевой доли в денежной массе, т.е. вдвое больше, чем сейчас, чтобы считать змия долларизации поверженным.

Справочно. Рублевая денежная масса в широкой денежной массе состоит из наличных рублей в обращении, текущих и срочных рублевых депозитов физических и юридических лиц, а также рублевых облигаций.

Пока же экономическими властями страны скромно констатируются уязвимости от рисков – курсовых (девальвация приводит к техническому «раздуванию» денежной массы, существенная доля которой выражена в валюте, за счет пересчета валютного эквивалента в рубли по возросшему курсу) и инфляционных (рост цен импорта и давление на цены пресловутой технически «раздувшейся» денежной массы).

Между тем наши предприятия и республиканский бюджет уязвимы из-за закредитованности в валюте (в разы более низкие ставки по валютным кредитам на протяжении нескольких лет и валютные облигации для предприятий), а также валютного внешнего и внутреннего долга (для бюджета).

В пересчете на USD 1% девальвации рубля автоматически нарастит рублевый эквивалент валютной задолженности предприятий банкам на 230 млн. BYN (115 млн. USD в эквиваленте), а потери бюджета от переоценки внешнего долга составят 330 млн. BYN, или 165 млн. USD.

По оценке Нацбанка, суммарные потери Беларуси от долларизации достигают 2–3% ВВП ежегодно – этих процентов так не достает для устойчивого темпа роста, который является средним для развивающихся экономик! Учитывая, что ВВП Беларуси за 2017 г. составил 105,2 млрд. BYN, нетрудно посчитать потери: 2,1–3,2 млрд. BYN в год, или 1,1–1,6 млрд. USD по среднему за прошлый год курсу.

Рублевая составляющая в активах-­пассивах банковского сектора должна постепенно стать преобладающей. Только таким путем удастся достичь низкой инфляции, снизить спрос на валюту на внутреннем рынке и стабилизировать рубль в долгосрочной перспективе.

Реализованные Нацбанком меры позволили увеличить долю рублевой составляющей на 01.07.2018 г. до 38%, а также долю рублей в активах банков до 45,6% (см. график).

В числе важнейших мер по дедолларизации экономики – отмена обязательной продажи части валютной выручки экспортерами (см. с. 1 этого номера «ЭГ»), до принятия данного решения действовал 10-процентный норматив обязательной продажи.

Как представляется, для дальнейшей дедолларизации экономики необходимо:

установить максимально узкий перечень случаев использования валюты в Беларуси, а также в расчетах между резидентами при одновременном отказе от ис­пользования разрешительного (и при переходе на заявительный – по факту) порядка осуществления валютных операций;

ограничить использование валютных обязательств (по контрактам, договорам и т.п.), за исключением случаев, когда валютным законодательством разрешены расчеты в валюте;

обеспечить выражение налогов, сборов, пошлин, тарифов и иных платежей в BYN, вместе с тем предусмотрев возможность использования механизмов, альтернативных иностранной валюте, т.е. сохранить механизмы привязки на случай курсовой нестабильности, чтобы не пострадал бюджет.

Разумеется, реализация этих мер воз­лагается на банки, небанковские кредитно-финансовые организации и некредитные финансовые организации как на проводников денежно-кредитной политики страны. Им придется учитывать требования Нацбанка по дедолларизации как при формировании своей тарифной политики, так и при определении направлений функционирования и развития в целом.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений