Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Исследования, рейтинги
29.10.2010 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВСЕ МЕНЬШЕ БЕЛОРУСОВ

Эксперты Венского института демографии Австрийской академии наук и Международного института прикладного системного анализа прогнозируют, что население Беларуси к 2030 г. сократится на 800 тыс. человек, до 8,9 млн., а при нулевой миграции — до 8,7 млн. Такие данные представлены в опубликованном на днях Европейском статистическом обзоре, который готовится раз в два года.

Эксперты Венского института демографии Австрийской академии наук и Международного института прикладного системного анализа прогнозируют, что население Беларуси к 2030 г. сократится на 800 тыс. человек, до 8,9 млн., а при нулевой миграции — до 8,7 млн. Такие данные представлены в опубликованном на днях Европейском статистическом обзоре, который готовится раз в два года.

Эти расчеты подтверждают ожидания белорусских демографов. В долгосрочной перспективе, согласно данным Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г., в стране сохранится тенденция естественной убыли. К 2020 г. среднегодовая численность населения уменьшится до 9 млн. человек. В Институте экономики НАН считают, что при сохранении рождаемости и смертности на постоянном уровне 2005 г. к 2025 г. она составит 8,5 млн.

По данным текущего учета, на 1.10.2010 г. в республике проживало 9 465,8 тыс. человек, или на 14,4 тыс. меньше по сравнению с началом года. Это обусловлено, как комментирует Белстат, превышением числа умерших над числом родившихся (на 21 606) при положительном миграционном приросте 7 229 человек.

Основные цели государства в сфере демографии — снижение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, повышение рождаемости, оптимизация миграционных процессов. Чтобы поднять рождаемость, наше правительство пытается хотя бы частично облегчить материальное положение семей с маленькими детьми. В итоге в Беларуси постепенно сокращается интервал между рождением детей, снижается число «отложенных» рождений. Кроме того, опрос студентов показал, что увеличение количества семей с 2–3 детьми и проводимая государством политика изменили установки молодежи от планируемого ограничения одним ребенком в семье в сторону многодетности.

Однако, как показывает мировой опыт, результаты проведения целенаправленной государственной демографической политики повышения рождаемости бывают весьма противоречивыми. Например, во Франции или Швеции, где идет щедрая семейная поддержка, рождаемость на одну женщину выше среднеевропейской — 2,0 и 1,9 соответственно. В то же время в США, где политика поддержки молодых семей весьма скромная, этот показатель выше, чем во всем европейском регионе (2,12). В Беларуси суммарный коэффициент рождаемости — 1,42, т.е. чуть ниже, чем в России (1,49), Украине (1,46), Литве (1,47), но выше, чем в Польше (1,39), Германии (1,38) или Японии (1,37).

В целом, отмечают специалисты Венского института демографии, численность населения уже не играет такой значительной роли, как в былые годы, когда считалось, что чем больше людей населяет страну, тем влиятельнее она на политической арене. Есть отличные примеры стран с небольшим количеством населения, но могущественных и преуспевающих. Например, Япония, одна из самых развитых стран в мире. Или Нигерия, одна из самых густонаселенных в Африке, отстающая по уровню развития от многих государств. Здесь очень важны такие факторы, как уровень развития экономики, системы образования, медицины, чистота окружающей среды и т.д. Все они влияют также на долголетие, репродуктивность и трудоспособность. Поэтому, считают ученые, наряду с политикой повышения рождаемости государство должно уделять особое внимание снижению порога смертности, финансированию образования и здравоохранения. Такие меры помогли изменить ситуацию в Сингапуре, которая еще 50 лет назад была одной из самых отсталых стран мира.

Демографическую проблему можно решать также за счет миграции. Рассчитано, что приток в Беларусь порядка 7–9 млн. мигрантов к 2050 г. стабилизирует демографическую нагрузку. Однако, несмотря на пользу, которую молодой мигрант может принести экономике страны, следует учитывать, что потеря им трудоспособности с возрастом в итоге увеличит социальную нагрузку на государство. Кроме того, говорить о высококвалифицированной миграции в Беларуси пока рано. Опытные специалисты не поедут в государство, имеющее недостаточно развитую инфраструктуру и предлагающее небольшую зарплату. Поэтому ожидать профессионалов из Швейцарии или США нам не приходится. Скорее — из Афганистана или Ирака, которые принесут с собой совершенно отличную от нашей культуру и обычаи, что увеличит социальное напряжение. Тем не менее в Беларуси средняя чистая миграция (миграция минус иммиграция) в 2004–2008 гг. была на уровне 4,5 тыс. человек, а в 2009 г. увеличилась до 12,2 тыс.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by