Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №53(2747) от 19.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1769
EUR:
3.4724
RUB:
3.6009
Золото:
253.33
Серебро:
3.16
Платина:
104.18
Палладий:
99.18
Назад
Торговля. Общепит
сегодня в 00:00 14 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №53(2747) от 19.07.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Возврат нереализованных продуктов и согласование обязательного перечня товаров: новое в организации торговли

11 июля 2024 г. вступили в силу основные положения постановления Совмина от 10.07.2024 № 489, которым внесены корректировки в 11 постановлений правительства по вопросам регулирования торговой деятельности.

Документ официально опубликован 17 июля, но начал действовать одновременно с Законом от 07.03.2024 № 358-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания», в развитие которого он подготовлен и принят.

Сегодня рассмотрим основные новации, касающиеся договоров поставки продтоваров, новаций в согласовании обязательного перечня товаров и особенностей продажи пиротехнических изделий.

Особенности договорных условий при поставке продовольственных товаров

Постановлением Совмина от 10.07.2024 № 489 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 7 марта 2024 г. № 358-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – постановление № 489, Закон № 358-З) субъектам торговли и их поставщикам предоставлено право предусматривать в договорах условие о возврате нереализованных молочных и мясных продуктов, хлебобулочных изделий со сроком годности до 30 дней включительно, либо о замене этих товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости при условии, что остаточный срок годности (срок хранения) этих товаров на дату их возврата поставщику составляет не менее 48 часов. Соответствующие изменения внесены в Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703.

Как мы писали ранее (см. статью «Государство усилит защиту производителей и контроль над маркетплейсами», «ЭГ» № 1 за 05.01.2024), данная мера направлена на то, чтобы организации торговли не понуждали производителей нести дополнительные затраты, связанные с возвратом нереализованной продукции с истекшим сроком годности.

Справочно: Законом № 358-З введен запрет субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и поставщикам продовольственных товаров:

– навязывать контрагенту условие о возврате поставщику не реализованных субъектом торговли продовольственных товаров со сроком годности (сроком хранения) более 30 дней;

– заключать договоры, содержащие условия о возврате поставщику продовольственных товаров со сроком годности (сроком хранения) не более 30 дней, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, когда возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, в области торговли.


Порядок согласования обязательного перечня товаров

Постановлением № 489 внесены существенные изменения в постановление Совмина от 22.07.2014 № 703 в части утверждения Положения о порядке разработки, утверждения и согласования перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте.

В основу названного Положения вошли нормативные предписания ранее действующего Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, утвержденного этим же постановлением.

Напомним, до 11 июля 2024 г. субъекты розничной торговли обязаны были разрабатывать два перечня товаров:

– ассортиментный перечень товаров, который согласованию с гор(рай)исполкомами не подлежал. Порядок его разработки и утверждения был утвержден постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703;

– перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, который подлежит согласованию с гор(рай)исполкомами. Требования к его разработке, утверждению и согласованию были установлены в п. 13 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 и постановлении МАРТ от 19.11.2020 № 74.

Законом № 358-З установлена обязанность субъектов розничной торговли разрабатывать только один перечень – перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте.

Вместе с тем предусмотрены некоторые изменения.

Во-первых, определяется порядок согласования обязательного перечня товаров с уполномоченными органами.

Согласование обязательного перечня товаров осуществляется районными, городскими исполнительными комитетами (кроме г. Минска), местными администрациями районов в г. Минске, государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» по месту нахождения торгового объекта.

Установлены формы заявления о согласовании обязательного перечня товаров и обязательного перечня товаров (прилагается при подаче заявления).

Следует обратить особое внимание, что такое согласование осуществляется до подачи заявления для включения сведений в Торговый реестр Республики Беларусь о соответствующем торговом объекте, за исключением случаев, когда такие сведения уже включены в данный реестр.

Справочно: субъект розничной торговли обязан обеспечить постоянное или в течение определенного периода (сезона) наличие в продаже в торговом объекте товаров, включенных в обязательный перечень товаров.


Во-вторых, закрепляются случаи отказа в согласовании обязательного перечня товаров. Это:

– несоответствие представленного для согласования обязательного перечня товаров требованиям законодательства в области торговли;

– наличие рисков невыполнения Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

В-третьих, из перечня торговых объектов, для которых не требуется разрабатывать и утверждать обязательный перечень товаров, исключены торговые объекты, принадлежащие операторам почтовой связи, на которых возложены функции по обязательному оказанию универсальных услуг почтовой связи.

В-четвертых, предусмотрено, что не требуется разрабатывать и утверждать обязательный перечень товаров при продаже товаров через топливозаправочные колонки автозаправочных станций. Для однозначности понимания правовой нормы термин «автозаправочная станция» заменен термином «топливозаправочная колонка автозаправочной станции». Одновременно исключено определение термина «авто­заправочная станция».

Следует обратить внимание, что в торговых объектах, размещенных на территории АЗС, требуется наличие обязательного перечня товаров.

Справочно: АЗС – комплекс зданий и сооружений, технологических систем, предназначенных для приема различных видов моторного топлива, их хранения и заправки наземных транспортных средств, а также оказания услуг и отпуска сопутствующих товаров (глава 1 Программы развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь на 2023–2025 годы, утв. постановлением Сов­мина от 19.04.2023 № 264).


Порядок разработки ассортиментного перечня товаров автоматически упраздняется.

Одновременно с 5 до 3 рабочих дней сокращается срок осуществления административной процедуры по согласованию обязательного перечня товаров. Данная процедура предусмотрена в подп. 8.3.2 п. 8.3 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548 (далее – единый перечень).

При этом исключена необходимость дополнительного согласования обязательного перечня товаров для автомагазинов, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками на территории сельской местности в рамках Указа от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (внесены корректировки в подп. 8.3.1 п. 8.3 единого перечня).

Особенности продажи пиротехнических изделий

Постановлением № 489 снимается запрет на интернет-торговлю пиротехническими изделиями бытового назначения.

Продажа пиротехнических изделий бытового назначения при дистанционной торговле осуществляется в порядке, установленном Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31.

Одновременно ужесточаются правила хранения и продажи пиротехнических изделий бытового назначения в торговых объектах.

Справочно: особенности продажи пиротехнических изделий бытового назначения установлены в главе 13 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703.

Сокращен перечень видов торговых объектов, в которых допускается продажа пиротехнических изделий бытового назначения. Так, торговать пиротехнической продукцией I и II классов опасности можно в магазинах, павильонах, киосках; IIIa подкласса и III класса опасности – в специализированных магазинах по продаже пиротехнических изделий.

Исключена возможность продажи пиротехнических изделий в неизолированных торговых объектах, расположенных на торговой площади магазинов, павильонов, площадях торговых центров, товарных отделах (секциях) по продаже пиротехнических изделий.

Дополнены требования к торговым объектам, в которых осуществляется продажа пиротехнических изделий:

– расположение помещений не должно создавать препятствий для эвакуации людей при нештатных ситуациях;

– такие торговые объекты должны быть оборудованы системой пожарной автоматики и первичными средствами пожаротушения, а также техническими средствами ручных систем тревожной сигнализации, контроль за которыми осуществляется подразделениями Департамента охраны МВД.

Закреплено требование о помещении пиротехнических изделий бытового назначения для хранения в металлические шкафы (сейфы) после окончания работы торгового объекта. При этом установлены требования к металлическим шкафам (сейфам) в части толщины стенок не менее 3 мм и оснащения не менее двумя надежными внутренними замками.

Вместе с тем постановлением № 489 предусмотрен переходный период для дооборудования торговых объектов соответствующими системами и средствами пожаротушения, тревожной сигнализации и сейфами. Такие требования вступают в силу с 18 января 2025 г.

Также закреплено, что перевозка пиротехнических изделий бытового назначения до торговых объектов продавца должна осуществляться с учетом требований актов законодательства в области перевозки опасных грузов.

При этом определено, что при продаже бенгальских огней (свечей), хлопушек, тортовых свечей (фонтанов холодного огня) указанные требования к торговым помещения, оборудованию торговых объектов указанными системами и средствами пожаротушения, тревожной сигнализации и сейфами, а также по ограничению количества таких товаров в торговых объектах не распространяются.

Справочно: количество пиротехнических изделий бытового назначения, размещаемых в торговых объектах, устанавливается из расчета:

I класса опасности – 1200 кг пиротехнических изделий бытового назначения по массе брутто на каждые 25 кв. м торговой площади, в торговых объектах с торговой площадью менее 25 кв. м, киосках – не более 333 кг таких изделий по массе брутто;

II класса, IIIa подкласса, III класса опасности – не более 50 кг пиротехнических изделий бытового назначения по массе брутто.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений