Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Юридическим лицам
16.04.2002 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВОЗВРАТ НДС ИЗ БЮДЖЕТА: НЕТ ПРОБЛЕМ?"Государство вынуждено принимать меры против злоупотреблений в налоговой сфере"

-- Каков экономический смысл возмещения НДС из бюджета? -- Прежде всего следует подчеркнуть, что возврат (возмещение) излишне уплаченных сумм НДС из бюджета -- необходимый и обязательный элемент зачетной системы взимания этого налога. Именно благода...

-- Каков экономический смысл возмещения НДС из бюджета?

-- Прежде всего следует подчеркнуть, что возврат (возмещение) излишне уплаченных сумм НДС из бюджета -- необходимый и обязательный элемент зачетной системы взимания этого налога. Именно благодаря зачету и возврату НДС обеспечивается взимание налога не со всей, а с добавленной на каждой стадии производства и реализации стоимости товара. Возврату подлежат суммы превышения налоговых вычетов (т.е. сумм входного НДС, уплаченных налогоплательщиком при приобретении или ввозе необходимых товаров) над общей суммой налога, начисленной по реализации товаров (работ, услуг). На практике такое превышение (отрицательное сальдо НДС) может возникнуть в следующих случаях:

1) если в данном налоговом периоде закупается большое количество сырья, материалов, оборудования, а объемы реализации товаров (работ, услуг) незначительны;

2) когда готовые товары, по которым законодательством установлена льготная, пониженная ставка НДС в размере 10%, производятся из сырья и материалов, к которым применяется стандартная ставка налога в размере 20%;

3) при экспорте товаров (работ, услуг) в страны, торговля с которыми при взимании косвенных налогов осуществляется по принципу страны назначения, и соответственно законодательством по этому экспорту установлена нулевая ставка НДС, предусматривающая полное возмещение из бюджета всех сумм налога, уплаченных при покупках товаров (работ, услуг), использованных для производства экспортируемых товаров.

В нашем законодательстве необходимость возврата излишне уплаченных сумм НДС оговорена пунктом 6 статьи 12 Закона "О налоге на добавленную стоимость", а механизм возврата -- постановлением Совмина от 2001-01-31г. N 1128 "Об утверждении Положения о порядке вычета, зачета либо возврата превышения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) или ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, над суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг)". Это постановление, помимо норм указанного Закона, учитывает и положения Декрета Президента от 2001-05-17г. N 14, вступившего в силу с 1 июля прошлого года.

-- Какие ограничения по возврату НДС предусмотрены белорусским законодательством?

-- У нас установлены следующие ограничения.

Прежде всего отметим, что в случае экспорта товаров (работ, услуг), облагаемого НДС по ставке 0%, в соответствии с пунктом 1.1 названного Декрета Президента общая сумма подлежащего возврату из бюджета налога уменьшается на расчетную величину, равную 4% выручки от реализации экспортируемых товаров (работ, услуг). Следует подчеркнуть, что такое невыгодное для нашего экспорта ограничение является вынужденной мерой. Связано это с тем, что в торговле с Россией, Грузией и Туркменистаном при взимании НДС до сих пор применяется принцип страны происхождения товара, тогда как во внешней торговле со всеми остальными странами Беларусь использует принцип страны назначения. В результате белорусский бюджет вынужден возмещать суммы НДС, фактически уплаченные, в частности, в бюджет России при покупках российского сырья, материалов и оборудования, использованных белорусскими налогоплательщиками для производства экспортируемых в третьи страны товаров. Эти потери и призвана компенсировать указанная норма Декрета.

Кроме того, названным Декретом установлено ограничение, согласно которому не возмещаются из бюджета суммы налога, уплаченные российским, грузинским или туркменским поставщикам по товарам, экспортируемым с территории Беларуси в неизменном состоянии, без дополнительной переработки и приобретения статуса товара, происходящего из нашей страны.

И наконец, при реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке республики возмещение из бюджета сумм НДС ограничено нормой п.4 постановления Совмина от 2001-01-31г. N 1128: вычет сумм налога, уплаченных при приобретении или ввозе необходимых товаров и услуг, производится только в пределах сумм НДС, начисленных по реализации товаров (работ, услуг). Фактически это означает следующее: если сумма налоговых вычетов (входного НДС) в данном налоговом периоде превысила сумму налога, начисленного по реализации товаров и услуг (выходного НДС), то суммы этого превышения из бюджета не возвращаются, а принимаются к вычету (зачету) в следующем налоговом периоде. Действуют и введенные названным Декретом Президента ограничения по зачету сумм НДС, уплаченных при приобретении основных средств и нематериальных активов.

-- Татьяна Борисовна, вы не раз рассказывали читателям "НЭГ" о зачетном методе НДС. Соответствуют ли принятые в Беларуси ограничения по возврату НДС этому методу, как он понимается в странах, которые его используют?

-- Безусловно, все перечисленные ограничения по возврату (возмещению) из бюджета излишне уплаченных сумм НДС установлены в интересах бюджета и не должны применяться в классической модели зачетной системы НДС. Но, как показывает опыт, такую роскошь, как прямой и немедленный возврат из бюджета всех излишне уплаченных сумм НДС, могут позволить себе только богатые развитые страны, да и то не всегда. Дело в том, что часто приходится вводить ограничительные условия возврата НДС в целях пресечения различного рода злоупотреблений.

-- Каковы эти злоупотребления?

-- Наиболее распространенные среди них -- заявления ложных либо необоснованно раздутых требований возврата налога и создание в этих целях так называемых фирм-однодневок при экспорте товаров и услуг, к которым применяется нулевая ставка НДС. В качестве конкретных способов ухода экспортеров от уплаты НДС, в частности, применяется лжеэкспорт, когда подается декларация на экспорт и все необходимые для возврата НДС документы имеются и оформлены в требуемом порядке, но товар фактически не вывозится, а реализуется без уплаты налога на внутреннем рынке. Или второй способ -- создание цепи фирм-однодневок, которые якобы уплатили налог при производстве экспортируемого товара. При экспорте они требуют возмещения этих фиктивно уплаченных сумм НДС.

Различные вариации этих двух способов ухода от НДС экспортеров и завышения объемов подлежащего возмещению НДС получили довольно широкое распространение уже и в России, что является одной из главных причин такого стойкого нежелания руководства РФ переходить в торговле с Беларусью при отсутствии таможенного контроля на границе между нашими странами на принцип страны назначения при взимании косвенных налогов.

Безусловно, государства вынуждены принимать меры против таких злоупотреблений, но часто это бьет именно по законопослушным налогоплательщикам.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений