Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Возвращение магистратуре ее функций

Фото: belstu.by

В очередной раз внесены изменения в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ). Сейчас они касаются преимущественно статуса II ступени высшего образования (магистратуры) и стали своеобразным итогом многолетних дискуссий о месте магистратуры в национальной системе образования и о положении магистров на национальном рынке труда.

Изменение № 27 ОКРБ утверждено постановлением Минобразования от 17.12.2018 № 122, опубликованном 16 января 2019 года. Следует отметить, что работа над ОКРБ идет на постоянной основе. Предыдущее Изменение № 26 было принято Минобразования постановлением от 22.02.2018 № 8а, а Изменение № 1 – постановлением от 31.08.2009 № 58.

Последним опубликованным документом для подсистемы высшего образования II ступени (магистратуры) выделены группы специальностей «Научные исследования и разработки, преподавание», в то время как группы специальностей «Инновационная деятельность (с углубленной подготовкой специалистов)» аннулированы. Кроме того, степень «магистр» унифицирована для всех специальностей.

По существу, данное постановление Минобразования стало документальным предварением тех поручений, которые Александр Лукашенко дал относительно магистратуры при согласовании 15 января 2019 г. ректора Белорусско-российского университета:

«Смотрите, чтобы ни в коем случае мы не заимствовали вот этот опыт, который переняла Россия, и сейчас не знает, что с ним делать.

В магистратуру должны идти исключительно люди, которые будут заниматься наукой и преподаванием. Всех туда скопом посылать не надо. Хорошо, мы присвоим звание бакалавра после окончания вуза, чтобы дипломы подходили, но будем считать, что это человек с высшим образованием… Там (в магистратуре. – Прим. ред.) должна быть особая программа... Должна быть особая программа в каждом вузе, нацеленная на подготовку специалистов высокой квалификации, которые будут заниматься наукой и преподаванием».

Безусловно, требование главы государства стало своеобразным подведением итогов работы магистратуры за все годы ее существования.

Отметим, что даже на уровне Кодекса об образовании (далее – Кодекс) роль и место магистратуры были очерчены двояко. В соответствии со ст. 202 Кодекса на II ступени высшего образования:

– обеспечивается углубленная подготовка специалиста;

– формируются знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы.

Таким образом, данная статья предполагала, что магистры будут либо готовиться к аспирантуре, либо углублять свои знания, фактически наверстывая сокращенный год при переходе от пятилетней системы высшего образования к двухступенчатой системе подготовки (бакалавриат – магистратура).

О необходимости устранить эту двойственность специалисты в области образования говорили еще на этапе разработки Кодекса.

О том, что магистратура так и не стала кузницей кадров для аспирантуры, свидетельствует огромная диспропорция, сложившаяся между цифрами приема в магистратуру и аспирантуру:

 

2010/11

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

2016/17

2017/18

Прием в магистратуру

3388

4467

5199

5970

6815

7654

10396

Численность магистрантов

4805

6088

7552

8855

10227

11782

14947

Принято в аспирантуру

1756

1431

1342

1465

1519

1497

 

Численность аспирантов

5779

5265

4900

4932

5090

5149

 

Источник: Национальный статистический комитет РБ

Таблица отчетливо демонстрирует, что в отличие от устойчивых темпов роста наборов в магистратуру и численности магистрантов, аналогичные показатели по аспирантуре подвержены другим колебаниям, но в целом с тенденцией к снижению.

Более того, рост численности магистрантов происходит на фоне ус­тойчивого снижения на протяжении рассматриваемого периода числа студентов, принятых для получения высшего образования на I ступени. Учитывая крайне низкий процент выпуска из аспирантуры с защитой диссертации (5–8%), эффективность даже академической магистратуры тоже можно поставить под сомнение.

Появление всевозможных программ практико-ориентированной магистратуры подтверждает тот факт, что она стала скорее формой наверстывания сокращенного года обучения, чем этапом подготовки к аспирантуре. Это фактически выхолащивает смысл двухступенчатого высшего образования.

Кроме того, рост числа магистрантов на фоне очевидного демографического спада косвенно свидетельствует и о других – латентных – функциях, де-факто выполняемых магистратурой: обеспечение от­срочки от армии, рост внебюджетных доходов учреждений выс­шего образования и др.

На момент написания настоящей статьи по информации, опубликованной на сайте РИВШ, в Беларуси были актуальны 140 программ практико-ориентированной магистратуры (и 183 программы академической магистратуры). Многие из них дублируют (как минимум, по названию) специальности переподготовки. Значительное число про­грамм практико-ориентированной магистратуры рассчитаны на два года обучения, де-факто удлиняя срок получения образования по сравнению с советским периодом. Говорить о повсеместном четком разделении содержания образования на I и II ступенях, а также на переподготовке, даже не приходится.

Такая ситуация влияет не только на подготовку кадров высшей квалификации, но и на рынок труда. Фактически, за долгие годы существования магистратуры не сложилось какого-то ясного видения об особом месте для данных специалистов на рынке труда и востребованности их конкретных особых квалификаций.

Зато в несколько дискриминируемом положении оказались выпуск­ники бакалавриата, которых работодатель, во многом привыкший к пятилетнему сроку обучения в высшей школе, а также сталкивающийся с наплывом магистров, потенциально рассматривает как «недоучек».

В этом контексте можно только приветствовать шаги государства, направленные на приведение магистратуры в тот вид, в котором она существует в большинстве стран мира, и для чего, собственно говоря, она и создавалась: этап в подготовке высококвалифицированных кадров для научных исследований и преподавания в высшей школе.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by