Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Социум
11.02.2005 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР

Национальные особенности рынка труда...

Национальные особенности рынка труда

На этом рынке, как и на любом другом, есть товар  "ходовой" и есть "неликвиды". Но поскольку речь идет о людях, то невостребованность их способностей, навыков и знаний - это не только личная драма, затрагивающая семью, а и социальная проблема государства.

Наш рынок труда имеет относительно невысокую эластичность.

По оценкам, сделанным в недавно утвержденной правительством государственной программе занятости населения на 2005г., численность занятых в экономике уменьшится на 70 тыс. человек. Одновременно 17 тыс. трудоспособных молодых людей достигнут 16-летнего возраста. Это значит, что 87 тыс. человек должны искать работу, а более 80 тыс. уже ищут. Пристроить 100 тыс. из них к делу - такая задача стоит перед правительством на текущий год. Иными словами - выйти на уровень безработицы в 1,5%, при том что на Украине, например, и 3% считают естественным уровнем. При этом не станем забывать, что неполная занятость в целом по стране по своим масштабам соответствовала в ушедшем году ежедневному невыходу на работу 14 тыс. человек.

Среди зарегистрированных безработных женщины составили 67%, молодежь в возрасте до 30 лет - 46%. При этом в общей численности безработных немногим более трети - уволившиеся по собственному желанию и соглашению сторон. Высвобожденные при ликвидации организаций или по сокращению численности - 11%, выпускники общеобразовательных школ - 9%, выпускники учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования - 4%. Очевидно, что глобальная конкуренция усиливает давление на те же группы, что и в других индустриальных странах.

Ситуация с безработицей по областям выглядит следующим образом:

Гомель, достаточно радикально влияющий на показатели области, и Минск составляют отдельную группу с относительно низким уровнем регистрации безработных в силу многообразия мест приложения труда, не подпадающих под государственную регистрацию. 

Вторую группу составляют Брестская и Могилевская области, где ситуацию частично меняет трудовая миграция (как внутри страны, так и за ее пределы). Без учета данного фактора названные области станут в один ряд с Витебской, Гродненской и Минской. В 2-5 раз безработица выше средней по стране в Ганцевичском, Ивановском,  Поставском, Дубровенском, Речицком, Калинковичском, Краснопольском, Костюковичском, Круглянском районах, в городах Лида и Слуцк. Сельский же рынок труда специфичен, там у нас примерно 16-17% безработных. И готовность, способность сельчан к труду, мягко говоря, оставляют желать лучшего.

Таким образом, в ближайшей перспективе ключевым вопросом оптимизации рынка труда в Беларуси становится содействие либо противодействие трудовой миграции. Все чаще из-за института прописки и административного усердия местных начальников в борьбе за показатели локальная стагнация на трудовом рынке консервируется. Сельчанин, что называется, "из-за речки" не вправе устроиться в райцентре. Перегибы, как говорили когда-то. Но это пройдет.

Важнее то, что в перспективе ключевую роль по-прежнему будет играть движение трудовых ресурсов в восточном направлении. Правда, миграционный поток неоднороден. Квалификация и образование основной массы безработных позволяют им вне пределов Беларуси претендовать только на низкооплачиваемые рабочие места, не требующие специальной подготовки.

С другой стороны, специалисты высокой квалификации всегда добиваются для себя свободы перемещения. В этом плане присутствует опасность утечки мозгов из страны в силу значительно большего разрыва в уровне оплаты труда. Хотя рассчитывать на то, что нам удастся ужать домашнюю безработицу за счет рынка труда Евросоюза, особо не стоит, поскольку уровень государственного и профсоюзного регулирования последнего на порядок выше, чем в отечестве.

Даже при самом широком толковании эластичности рынка труда мы не находим в своей стране ее жесткой связи  с ростом зарплаты и колебаниями цен. Продолжительность рабочего дня регулируется достаточно стихийно, особенно в частном секторе, работники которого в силу несовершенства законодательства лишены защиты профсоюзов. Масса наших трудовых мигрантов напоминает айсберг, большая их часть незаметна наблюдателям-статистикам. Наконец, мера склонности белорусов к рынку в значительной степени определяется политически.

Поскольку рыба ищет где глубже, а человек где лучше, в Беларуси нарастает, образно говоря, "броуновкое движение трудовых ресурсов".  В январе-ноябре 2004 г.  организациями было принято на работу 811 тыс. человек, по различным причинам уволено 783 тыс. При этом из общей численности уволенных 80% выбыло по собственному желанию. Удельный вес нерадивых работников у нас не выше, чем в остальном мире. За нежелание трудиться и дисциплинарные проступки изгнано с рабочих мест 5,7%  выбывших. Доля покинувших предприятия по сокращению штатов и в связи с ликвидацией организаций и вовсе находится в пределах ошибки измерения - 2,5%.

В такой ситуации один из факторов роста  производительности труда - сокращение занятости - минимизируется. Остается надеяться лишь на рост продаж, который пока в целом обнадеживает. Но не стоит забывать о том, что наша производительность пока вдвое ниже средней по Европе, и трудно поверить в то, что мы сможем достаточно долго ее повышать без сокращения занятости.

Рост экономики в стране актуализировал потребность в расширении рынка услуг. А он, чтобы развиваться и адсорбировать высвобождающиеся в других секторах трудовые ресурсы, требует гораздо большей свободы действий предпринимателей, нежели та, что предоставлена им в нашей стране.

Вывод достаточно прост: жесткий рынок труда дисциплинирует основную массу наемных работников и подавляет инициативу предприимчивого меньшинства. К счастью, в глобальном соревновании предприимчивость обычно обыгрывает дисциплину.

Вакансии "ждут" рабочих

На 1 января 2005 г. в государственной службе занятости белорусской столицы было зарегистрировано 10139 безработных (для сравнения: в Брестской области - 13219, Витебской - 12715, Гомельской - 14207, Гродненской - 9630, Минской - 12389, Могилевской-10743). Вакансий же на начало года  в Минске значилось 12863 ( в областях соответственно 3200, 3606, 4973, 3050, 4353 и 2436). Иными словами, потенциальных претендентов на трудоустройство в столице даже меньше, чем требуется для закрытия  "брешей". Казалось бы, найди для каждого из них подходящее место, и проблема решена.

Однако не все так просто. Подавляющее число свободных мест - 11097 - ждут специалистов по рабочим профессиям, занимать которые никто не спешит. С другой стороны, 67% зарегистрированных безработных - это женщины (из них пятая часть - с высшим образованием), которые могут рассчитывать только на 30% вакансий.

Создать же рабочее место под человека - это обеспечить ему постоянную работу, соблюсти другие соответствующие социально-экономические условия, для чего необходимы определенные средства.

Для корректировки ситуации городская служба занятости старается  совершенствовать методы вовлечения в трудовую деятельность. Скажем, три года назад был создан Центр социальных работ, в котором за это время профессии, в основном парикмахера, получили около 200 человек. В прошлом году ее специалисты  стали искать для своих подопечных новые формы и адреса трудоустройства.

Минск имеет собственный центр профориентации учащейся молодежи, через который "проходит" практически каждый школьник. Правда, многие из них после учебы все же остаются не у дел: каждый второй  зарегистрированный в службе занятости безработный  - это молодой человек или девушка без профессионального образования. Несколько меньше стало среди них выпускников вузов и сузов, но они тоже имеются. Значит, не сумели взрослые (это относится не только к специалистам центра, но и к педагогам, родителям) распознать профессиональные склонности тинейджеров, раскрыть их дарования, помочь найти каждому дело по душе.

Не лучше ситуация и с самими взрослыми: только 11% нуждающихся в трудоустройстве получили профессиональную подготовку при содействии службы занятости, тогда как на Западе эта цифра доходит до 40%. И как следствие- примерно четверть сегодняшних городских безработных также без каких-либо "корочек".

На уровень безработицы в Минске существенно влияют структура рабочих мест, предлагаемых службой занятости, и уровень оплаты труда. В настоящее время только около половины вакансий "гарантируют" заработную плату свыше 300 тыс.руб. в месяц. Остальные - значительно ниже. Возможно, такие заработки не вызвали бы нареканий  в каком-либо районном центре, но для Минска с его средней зарплатой более 575 тыс.руб. - это явно малопривлекательная цифра. Особенно для молодых людей. Потому-то и не стремится молодежь получать профессиональную подготовку по рабочим профессиям.

Между тем проблема замещения этой категории работников со временем будет лишь обостряться. Скоро выходящим на пенсию просто не найдется замены. В этой связи при подготовке рабочих кадров особое внимание уделяется сквозной подготовке - электромонтеров, газоэлектросварщиков, других специалистов широкого профиля, способных  работать на любом производстве. При этом курс взят на проверенную временем учебу "вприглядку"- непосредственно на рабочих местах. Считается, что так ученик не только быстрее осваивает ремесло, но и "прочнее" закрепляется в коллективе.

Парадокс, но рост конкуренции на рынке труда почти не повлиял на состояние трудовой дисциплины. За различные ее нарушения по-прежнему увольняется больше работников, чем по сокращению штатов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by