Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9994
EUR:
3.4921
RUB:
3.6959
BTC:
111,590.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вопросы сертификации разъяснили специалисты БелТПП и МНС

Фото: freepik.com

Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) провела 22 мая 2025 г. в Минске республиканский семинар, чтобы помочь предприятиям разобраться в прикладных аспектах сертификации.

Сертификация происхождения для целей ВЭД

При сертификации происхождения для целей ВЭД важно помнить, что нет универсальных правил, они определяются в соответствии с торговыми соглашениями между Беларусью (или ЕАЭС) и соответствующей страной.

Для одних соглашений действует кумулятивный принцип и страна происхождения считается по месту выполнения финальной операции, в других – применяются критерии достаточной переработки (например, действует перечень технологических операций, не учитываются так называемые простые операции – резка, упаковка и т.д., требуется смена кода по ТН ВЭД, действует правило адвалорной доли и т.п.). В одних соглашениях преду­смотрено правило непосредственной закупки (когда товар может быть поставлен только резидентом страны, по которой сертифицировано происхождение), в других – только правило прямой поставки: значение имеет страна, из которой товар ввезен, а в некоторых – и то, и другое.

Представители предприятий отметили слишком короткий период действия сертификатов – 1 год (если у товара нет истории выпуска, в ином случае – 2). Но специалисты БелТПП – заместитель председателя Денис Мелешкин и начальник управления сертификации Николай Жуковский – пояснили, что регулярные экспертизы цепочек поставки – в интересах самих предприятий. В налоговом или посттаможенном контроле зачастую проверяют обоснованность выдачи сертификатов за достаточно долгие периоды, аннулирование сертификатов повлечет доначисление таможенных и налоговых платежей и применение штрафных санкций.

Сертификаты собственного производства для целей налогообложения

Подробнее о подводных камнях сертификации в связи с налоговым регулированием рассказала начальник управления специальных режимов налогообложения МНС Татьяна Круковская.

Сегодня сертификат собственного производства нужен для подтверждения права на налоговые льготы инвесторам, резидентам особых экономических зон, предприятиям на территории малых и средних населенных пунктов. При этом важно время выдачи сертификата – после получения субъектом одного из перечисленных выше статусов. Только тогда он будет основанием для предоставления соответствующей льготы.

При производстве товаров важно, чтобы дата выпуска (а в некоторых случаях – и реализации) соответствующего товара была не позднее даты истечения срока действия сертификата.

Наименования товаров в первичных учетных документах предприятия должны четко соответствовать наименованиям, указанным в сертификате. Вариативность не допускается. И здесь есть проблема, признают регуляторы, т.к. прописать все возможные модификации изделия в сертификате сложно, а оформлять его на каждую новую модификацию – тем более.

На всем протяжении действия сертификата субъект несет ответственность за сохранение корректности всех параметров, заявленных на момент выдачи – от юрадреса предприятия до привлекаемых подрядчиков и используемых мощностей.

Специфические проблемы есть у предприятий энергетики. Например, можно сертифицировать электроэнергию как товар собственного производства (у нее есть код ТН ВЭД). А у тепловой энергии такого кода нет и, по мнению экспертов БелТПП, в данном случае будет корректнее сертифицировать оказание работ (услуг), а не производство товаров.

Сертификация при закупках

В вопросах участия в регулируемых закупках (госзакупки и закупки за счет собственных средств гос­предприятиями) роль сертификата происхождения (и других документов о происхождении (производстве) товара) заключается в подтверждении права участника процеду­ры на преференции.

Как пояснила консультант управления госзакупок МАРТ Анастасия Зельская, если организатор закупки требует предоставления таких документов в иных случаях и тем самым ограничивает права потенциальных участников, им необходимо направлять обращения об этом, используя функционал электронных площадок, еще на стадии приема документов.

Узким местом является выдача для целей подтверждения при закупке за счет собственных средств белорусского сертификата, заменяющего иностранный (необходима, если иностранный товар поставляется через белорусского резидента). Для этого товар сначала должен быть ввезен в страну. Однако иностранный поставщик не станет его ввозить, не выиграв закупку, а документ необходим на стадии подачи предложений. В этой ситуации БелТПП идет на выдачу заменяющего сертификата при наличии договора с поставщиком и гарантийного письма от него. Однако в идеале требуется корректировка нормы.

Электронные сертификаты

С 1 февраля 2025 г. обмен информацией, заявлениями и выдача сертификатов происхождения в БелТПП возможна в электронном виде (в двух видах – электронной копии бумажного документа, заверенной с помощью ЭЦП, и в виде электронного документа). С 1 сентября эта опция будет доступна и для сертификатов собственного производства.

Свою готовность к приему сертификатов в электронном виде подтвердило и МНС.

Таможенные органы готовятся к применению электронных сертификатов в торговле с Азербайджаном и Узбекистаном (подписаны соответствующие соглашения, необходимые технические мероприятия могут занять до 9 месяцев).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by