Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
10.11.2017 60 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вопросы оформления накладных

С 1 октября вступило в силу постановление Минфина от 23.08.2017 № 26 (далее – постановление № 26), которым внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке заполнения товарно-­транспортной накладной и товарной накладной, утв. постановлением Минфина от 30.06.2016 № 58 (далее – Инструкция № 58). Этим документом урегулирован ряд проблем, связанных с применением и заполнением накладных. Но одновременно у бухгалтеров появились новые вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Каждая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным учетным документом (п. 1 ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее – Закон № 57-З). При этом первичный учетный документ – это документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета (абз. 13 ст. 1 Закона № 57-З).  В частности, для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя организации должны заполнять накладные ТТН-1 или ТН-2 (п. 1 Инструкции № 58). Постановлением № 26 уточнены особенности документального оформления хозяйственных операций в ряде случаев, связанных с внутренним перемещением, при интернет-торговле  и т.п.

Накладная ТТН-1 оформляется при осуществлении:

– внутриреспубликанских автомобильных перевозок по договорам автомобильной перевозки;

– внутриреспубликанских автомобильных перевозок для собственных нужд;

– при внутреннем перемещении товара с выездом на автомобильные дороги общего назначения, если для документального оформления такого перемещения республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином не установлены иные виды и (или) формы первичных учетных документов (ч. 5 п. 1 Инструкции № 58).

Накладная ТН-2 заполняется при осуществлении:

– международных автомобильных перевозок за пределы РБ;

– перемещения товаров без участия автомобильного транспорта;

– при внутреннем перемещении товара с выходом на земли общего пользования, если для документального оформления такого внутреннего перемещения республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином не установлены иные виды и (или) формы первичных учетных документов (ч. 6 п. 1 Инструкции № 58).

Накладные ТТН-1 и ТН-2 могут не заполняться при:

реализации товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, через розничные торговые объекты;

безвозмездной передаче товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, а также передаче (возврате) товаров таким лицам (такими лицами) по договорам безвозмездного пользования (ссуды), если при этом оформляется первичный учетный документ, форма которого установлена законодательством, а при отсутствии формы, установленной законодательством, – разработана и утверждена организацией самостоятельно;

– реализации, безвозмездной передаче другим организациям недвижимого имущества, а также при его передаче (возврате, перенайме) по договорам аренды, финансовой аренды (лизинга), безвозмездного пользования (ссуды), залога, доверительного управления имуществом, если при этом оформляется первичный учетный документ, форма которого установлена законодательством, а при отсутствии формы, установленной законодательством, – разработана и утверждена передающей организацией самостоятельно;

– возврате организациям-заказчикам, являющимся резидентами Республики Беларусь, товаров, ранее принятых от них для проведения технических испытаний, исследований, анализа и сертификации (в т.ч. поверки и калибровки средств измерений), за исключением внутриреспубликанских автомобильных перевозок товаров по договорам автомобильной перевозки груза. Возврат этих товаров может оформляться первичным учетным документом, форма которого разработана организацией-исполнителем самостоятельно, с указанием в нем марки и государственного номера автомобиля, на котором осуществляется доставка товаров организациям-заказчикам, адресов пунктов погрузки и разгрузки товаров;

внутреннем перемещении товаров без выезда на автомобильные дороги общего пользования и выхода на земли общего пользования, а также в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки. Порядок документального оформления такого внутреннего перемещения устанавливается организацией самостоятельно.

Внутреннее перемещение по общим дорогам

Производственная организация реализует часть готовой продукции через фирменный магазин, который находится в том же городе, но по другому адресу. Какими первичными учетными документами следует оформлять передачу и доставку продукции со склада организации в магазин?

Внутренним перемещением считается движение товарно-материальных ценностей между структурными подразделениями организации, местами осуществления деятельности организации (местами хранения, эксплуатации, производства, использования, реализации, добычи, заготовления), работниками организации, являющимися материально ответственными (ответственными) лицами (п. 1 Инструкции № 58 в ред. постановления № 26).

Исходя из указанной нормы перемещение продукции со склада в фирменный магазин признается внутренним. При этом необходимо оформить первичный учетный документ. Применение для этого накладной ТТН-1, ТН-2 либо документа, разработанного организацией самостоятельно, зависит от маршрута движения.

Так, согласно п. 1 Инструкции № 58 накладные ТТН-1 и ТН-2 заполняются, в частности, при внутреннем перемещении товаров с выездом на автомобильные дороги общего пользования или с выходом на земли общего пользования. Если такого выезда (выхода) не происходит, накладные ТТН-1 или ТН-2 могут не заполняться. Это допускается также при внутреннем перемещении товаров в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки. Порядок документального оформления такого внутреннего перемещения устанавливается организацией самостоятельно.

Поскольку фирменный магазин находится в том же городе, что и производственная организация, но по другому адресу, логично предположить, что внутреннее перемещение готовой продукции в фирменный магазин со склада будет происходить с выездом на дороги общего пользования. В таком случае необходимо выписать накладную ТТН-1.

Доставка курьером при интернет-торговле

Организация осуществляет розничную торговлю товарами для личного потребления через интернет-магазин. Товары доставляются покупателям – физическим лицам курьером – работником организации или по почте. Работник организации доставляет товары покупателям или в отделения связи на личном автомобиле, используемом в служебных целях, или на общественном транспорте. Практически всегда каждый курьер получает и доставляет товары для пересылки нескольким покупателям.

Сколько накладных нужно оформить? Как их правильно заполнить?

При осуществлении интернет-торговли и доставке товаров с использованием автомобильного транспорта в пределах населенного пункта покупателю (покупателям) – физическому лицу (физическим лицам), приобретающему (приобретающим) такие товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, организацией-продавцом интернет-магазина может заполняться одна накладная ТТН-1 на весь одновременно перевозимый одним автомобилем в пределах населенного пункта товар (п. 3 Инструкции № 58 в ред. постановления № 26). При доставке товара одним автомобилем в разные населенные пункты организацией-продавцом интернет-магазина на доставку товара в каждый населенный пункт заполняется отдельная накладная ТТН-1. При этом в строке «Грузополучатель» накладной ТТН-1 указываются наименование и адрес организации, осуществляющей доставку товара, в строке «Пункт разгрузки» накладной ТТН-1 может указываться наименование населенного пункта без указания точного адреса (месторасположения) покупателя (покупателей) интернет-­магазина.

Таким образом, если курьер на своем автомобиле, который он использует в служебных целях, доставляет товары покупателям в пределах одного населенного пункта, организация должна выписать одну накладную ТТН-1. Поскольку автомобиль курьера используется в служебных целях организации, о чем должен быть составлен соответствующий договор между организацией и курьером, в строке «Грузополучатель» должно быть указано название этой организации, в строке «Пункт разгрузки» указывается наименование населенного пункта без указания точного адреса (месторасположения) покупателя (покупателей) интернет-магазина.

При осуществлении интернет-торговли и доставке товаров без использования автомобильного транспорта в пределах населенного пункта покупателю (покупателям) интернет-магазина организацией-продавцом интернет-магазина может составляться одна накладная ТН-2 на весь перемещаемый в пределах населенного пункта товар (п. 4 Инструкции № 58). При этом в строке «Грузополучатель» накладной ТН-2 указываются наименование и адрес организации, осуществляющей доставку товара. В накладную ТН-2 может быть введена строка «Пункт доставки», в которой указывается наименование населенного пункта без указания точного адреса (месторасположения) покупателя (покупателей) интернет-магазина.

Таким образом, если курьер развозит товар покупателям на общественном транспорте, то организация должна оформить накладную ТН-2, в строке «Грузополучатель» должно указываться название самой организации, поскольку доставку осуществляет ее работник. В строке «Пункт доставки» (в случае ее наличия) можно указать наименование населенного пункта без указания точного адреса (месторасположения) покупателя (покупателей) интернет-магазина.

Если курьер доставляет товар в отделение почтовой связи для отправки покупателям путем пересылки, документальное оформление зависит от способа доставки на почту. Если курьер осуществляет ее на автомобиле, то оформляется ТТН-1, если на общественном транспорте – то ТН-2. В обоих случаях в строке «Грузополучатель» указывается название самой организации, а не почтового отделения, которое не является грузополучателем, а осуществляет только пересылку товара. В случае оформления ТТН-1 при передаче в почтовое отделения товара для отправки в разные населенные пункты, по мнению автора, необходимо выписать на каждый населенный пункт отдельную ТТН-1 и в строке «Пункт доставки» указать наименование соответствующего населенного пункта.

Доставка со склада в павильон на рынке

Индивидуальный предприниматель хранит часть товаров, реализуемых на рынке, на складе, расположенном на территории рынка. Каким первичным учетным документом следует оформлять перемещение товаров с этого склада в торговый павильон и обратно?

Согласно подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК индивидуальный предприниматель обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

– подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, – в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;

– подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, – в местах реализации.

Исходя из норм п. 1 Инструкции № 58 перемещение товаров со склада, расположенного на территории рынка, в торговый павильон, расположенный там же, является внутренним перемещением товара. Поскольку перемещение товара происходит с выходом на земли общего пользования, то согласно ч. 6 п. 1 Инструкции № 58 необходимо оформлять накладную ТН-2.

Передача недвижимого имущества по договору лизинга

Каким первичным учетным документом следует оформлять передачу недвижимого имущества (здание) по договору финансового лизинга?

Согласно п. 1 Инструкции № 58 накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 могут не заполняться при реализации, безвозмездной передаче другим организациям недвижимого имущества, а также при его передаче (возврате, перенайме) по договорам аренды, финансовой аренды (лизинга). Однако это не избавляет от необходимости оформить первичный учетный документ, как требуют нормы п. 1 ст. 10 Закона № 57-З.

Согласно п. 18 Правил осуществления лизинговой деятельности, утв. постановлением Правления Нацбанка РБ от 18.08.2014 № 526, передача лизингодателем лизингополучателю предмета лизинга в лизинг оформляется актом приемки-передачи имущества. Это и есть первичный учетный документ, на основании которого происходит передача недвижимого имущества (здания) по договору финансового лизинга.

С даты подписания акта исчисляется срок лизинга.

Сколько актов нужно для основных средств

Организация приобрела в октябре 2017 г. у одного поставщика – дилера производственного оборудования 3 разных металлорежущих станка (фрезерный, координатно-расточной и токарный). Они поставлены одной партией по одной товарно-транспортной накладной и будут введены в эксплуатацию практически одновременно. Можно ли в связи со вступлением в силу постановления № 26 оформить на все 3 станка один акт приема-передачи?

Форма акта о приеме-передаче основных средств утверждена постановлением Минфина от 22.04.2011 № 23, которым также утверждена Инструкция о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов (далее – Инструкция № 23).

Акт о приеме-передаче основных средств может заполняться организацией-сдатчиком и (или) организацией-получателем при приеме-передаче группы одинаковых по стоимости и характеристикам основных средств (кроме недвижимого имущества) с включением при необходимости в форму этого акта дополнительных строк и (или) граф (п. 2 Инструкции № 23). Хотя все перечисленные станки относятся к классу металлорежущих, функциональное назначение у каждого из них разное, отличается, вероятно, и стоимость.

Поэтому хотя все станки получены по одной накладной, условия заполнения на них одного акта о приеме-передаче основных средств не выполняются. Следовательно, при принятии станков к бухучету в качестве основных средств необходимо на каждый из них оформить отдельный акт о приеме-передаче основных средств.

Наталья БОРИСЕНКО,  аудитор

Оформляем реализацию ТМЦ работникам

Какой документ выписывать при реализации основных средств и материалов своим работникам – накладную ТН-2 или можно использовать документ произвольной формы?

Операции по реализации организацией товаров своим работникам при отсутствии у организации специально предназначенных для этого объектов не относятся к развозной либо разносной торговле в значении, определенном ст. 1 Закона от 8.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Такие операции независимо от формы расчетов (путем внесения наличных денежных средств в кассу организации или банка, путем удержания из зарплаты либо иным образом) представляют собой возмездную передачу товаров. Поэтому такая продажа не входит в перечень исключений, предусмотренных п. 1 Инструкции № 58, когда накладные ТТН-1 и ТН-2 могут не оформляться.

При выбытии основных средств в результате реализации, безвозмездной передачи и в иных случаях, предусмотренных законодательством (за исключением случаев, указанных в п. 28 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), а также отчуждения физическим лицам), исходя из норм п. 29 Инструкции № 26 оформляется акт о приеме-передаче основных средств установленной формы.

При реализации основных средств физическим лицам (в т.ч. работникам организации) оформление акта о приеме-передаче основных средств не предусмотрено.

Таким образом, при возмездной реализации основных средств и материалов своим работникам организации следует оформлять накладную ТТН-1, если перемещение товарно-материальных ценностей осуществляется с участием автомобильного транспорта, или накладную ТН-2, если перемещение товарно-материальных ценностей осуществляется иным способом.

Доставка товара для индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель (ИП) доставляет товар на собственном автомобиле со склада на торговое место на рынке по подъездной дороге.

Требуется ли оформлять при этом накладную ТТН-1 или иной документ?

В соответствии с п. 1 Инструкции № 58 накладная ТТН-1 заполняется при осуществлении внутриреспубликанских автомобильных перевозок для собственных нужд, в т.ч. при доставке товаров в (из) другие (других) организации (организаций), покупателям интернет-­магазинов, а также при внутреннем перемещении товаров с выездом на автомобильные дороги общего пользования, если для документального оформления такого внутреннего перемещения республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином РБ не установлены иные виды и (или) формы первичных учетных документов.

Одним из случаев, когда накладные ТТН-1 и ТН-2 могут не заполняться, согласно п. 1 Инструкции № 58 является внутреннее перемещение товаров без выезда на автомобильные дороги общего пользования и выхода на земли общего пользования, а также в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки. Порядок документального оформления такого внутреннего перемещения устанавливается организацией самостоятельно.

Таким образом, ИП может не заполнять ТТН-1, только если перевозит товары со склада к торговому месту в пределах территории рынка и автомобиль ИП не выезжает на автомобильные дороги общего пользования либо не выходит на земли общего пользования.

При этом автомобильная дорога общего пользования – автомобильная дорога, предназначенная для использования любыми лицами с учетом требований, установленных законодательством Республики Беларусь (ст. 1 Закона от 2.12.1994 № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»).

Земли общего пользования – земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами (ст. 7 Кодекса о земле).

Если место хранения товара у ИП находится на территории рынка и подъездная дорога, по которой осуществляется перемещение товара с места хранения к торговому месту, проходит по этой территории, то оформлять накладную ТТН-1 ИП необязательно. В иных случаях при перемещении товара придется оформить при внутреннем перемещении накладную ТТН-1.

Обращаем внимание, что если оформление накладных ТН-2 либо ТТН-1 для ИП в соответствии с нормами Инструкции № 58 необязательно, то ему все же необходимо оформлять какой-либо первичный учетный документ, подтверждающий факт внутреннего перемещения ТМЦ, между местом хранения и местом реализации (складом и торговым местом), несмотря на то что на ИП не распространяются требования, предусмотренные ст. 10 Закона № 57-З.

Также напомним, что согласно подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК плательщик (к которым в соответствии со ст. 12 НК относится в т.ч. и ИП) обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

– подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, – в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;

– подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, – в местах реализации.

На основании вышеизложенного в случае внутреннего перемещения ТМЦ с места хранения товара в торговое место ИП должен оформить товарно-­транспортную накладную ТТН-1, в т.ч. при перемещении товара на принадлежащем ему автотранспорте (на праве собственности, арендованном, находящемся в безвозмездном пользовании или иных правовых основаниях).

Оформление накладных по «псевдовалютным» договорам

Организация заключила договор купли-продажи товара с указанием цены в эквиваленте иностранной валюты с оплатой в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка без предоплаты. Надо ли в накладной справочно указывать стоимость товара в иностранной валюте в строке «Всего стоимость с НДС»?

В соответствии с п. 2 Инструкции № 58 в случае, если договором предусмотрено осуществление расчетов за товары иностранной валютой и (или) белорусскими рублями или белорусскими рублями в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, в накладных ТТН-1 и ТН-2 стоимостные показатели по этим товарам указываются в белорусских рублях. При этом в строке «Всего стоимость с НДС» справочно указывается общая стоимость этих товаров в иностранной валюте, в которой установлена цена товара в договоре или исходя из которой определяется подлежащая оплате сумма в белорусских рублях.

При этом необходимость заполнения данной строки не зависит от того, на каких условиях осуществляются расчеты за поставленный товар – полной или частичной предоплаты или оплаты после поставки товаров.

Таким образом, если стоимость товаров определена в эквиваленте иностранной валюты, а оплата осуществляется в белорусских рублях по курсу Нацбанка на условиях 100% оплаты товара после его получения покупателем, в строке «Всего стоимость с НДС» справочно указывается общая стоимость этих товаров в иностранной валюте, исходя из которой определяется подлежащая оплате сумма белорусских рублей.

Полагаем, что при расчетах за товары по подобным «псевдовалютным» договорам целесообразно в накладных указывать не только общую стоимость поставляемых товаров, но и стоимость каждой товарной позиции в эквиваленте иностранной валюты.

В соответствии с п. 2 Инструкции № 58 в накладные ТТН-1 и ТН-2 и в приложения к ним допускается вносить необходимую дополнительную информацию. Место ее указания определяется организациями самостоятельно, при этом она не должна препятствовать прочтению иных записей.

В данной ситуации для этого можно использовать графу «Примечание», в которой указывается любая информация, которая является необходимой для грузоотправителя или грузополучателя товара.

Безвозмездная передача школе на собственном транспорте

Организация безвозмездно передает в октябре 2017 г. строительные материалы школе и доставляет их собственным транспортом.

Каким документом оформить такое перемещение ТМЦ?

Любое выбытие товарно-материальных ценностей, за исключением случаев, установленных законодательством РБ, оформляется товарной и (или) товарно-­транспортной накладной.

В частности, накладные могут не заполняться при безвозмездной передаче товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, а также передаче (возврате) товаров таким лицам (такими лицами) по договорам безвозмездного пользования (ссуды), если при этом оформляется первичный учетный документ, форма которого установлена законодательством, а при отсутствии формы, установленной законодательством, – разработана и утверждена организацией самостоятельно.

Согласно п. 2 Инструкции № 58 накладная ТТН-1 заполняется при осуществлении:

а) внутриреспубликанских автомобильных перевозок по договорам автомобильной перевозки груза, в т.ч. при доставке товаров покупателям интернет-магазинов, за исключением случаев, установленных п. 23 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970);

б) внутриреспубликанских автомобильных перевозок для собственных нужд, в т.ч. при доставке товаров в (из) другие (других) организации (организаций), покупателям интернет-магазинов, а также при внутреннем перемещении товаров с выездом на автомобильные дороги общего пользования, если для документального оформления такого внутреннего перемещения республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином не установлены иные виды и (или) формы первичных учетных документов.

В соответствии со ст. 1 Закона от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З) автомобильной перевозкой для собственных нужд признается автомобильная перевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и выполняется ими для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этих юридического лица или индивидуального предпринимателя либо сам индивидуальный предприниматель.

Таким образом, Инструкция № 58 не ставит необходимость оформления накладной ТТН-1 в зависимость от того, как будет квалифицирована автомобильная перевозка:

– как внутриреспубликанская, при которой организацией привлекается сторонний перевозчик (сторонний транспорт) и на которую будут распространяться требования Закона № 278-З и Правил № 970;

– либо как внутриреспубликанская для собственных нужд с использованием собственного транспорта и на которую не распространяются требования Закона № 278-З и Правил № 970.

Таким образом, при безвозмездной передаче стройматериалов школе и их доставке на принадлежащем организации автотранспорте, в соответствии с Инструкцией № 58 необходимо оформить товарно-­транспортную накладную ТТН-1.

Безвозмездная передача товаров между участниками холдинга

Каким документом можно оформлять безвозмездную передачу товарно-материальных ценностей между участниками холдинга после 1 октября 2017 г.?

В соответствии с п. 12 Указа от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее – Указ № 660) в порядке, определенном законодательством, уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами (учредительными договорами) дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами, управляющая компания холдинга, а также дочерние компании по согласованию с управляющей компанией холдинга (собственником) вправе осуществлять безвозмездную передачу имущества (товаров), в т.ч. машин и оборудования, денежных средств, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг иным дочерним компаниям и управляющей компании, являющимся резидентами РБ, если иное не предусмотрено в абз. 2 ч. 5 п. 12 Указа № 660 в отношении безвозмездной передачи участникам холдинга машин и оборудования, приобретенных иным участником холдинга путем централизованных закупок за счет средств централизованного фонда.

При этом Указ № 660 не устанавливает какой-то особый порядок оформления первичных учетных документов при передаче и получении товарно-материальных ценностей участниками холдинга. В связи с этим при документальном оформлении передачи товарно-материальных ценностей участники холдинга обязаны соблюдать требования, установленные Инструкцией № 58.

Любое выбытие товарно-материальных ценностей, за исключением случаев, установленных законодательством РБ, оформляется товарной и (или) товарно-­транспортной накладной.

Поскольку в данном случае передача ТМЦ между участниками холдинга не является внутренним перемещением, участник холдинга обязан оформить:

– накладную ТТН-1, если перемещение таких ТМЦ осуществляется с использованием автомобильного транспорта (как собственного автомобильного транспорта участника холдинга, так и при перевозке ТМЦ с привлечением сторонних перевозчиков);

– накладную ТН-2, если перемещение таких ТМЦ осуществляется без использования автомобильного транспорта.

Единственное исключение здесь – безвозмездная передача между участниками холдинга недвижимого имущества, при которой, например, может оформ­ляться акт о приеме-передаче основных средств, если недвижимое имущество числилось у передающей стороны на сч. 01 «Основные средства», или иные документы, являющиеся первичными учетными документами и содержащие все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 10 Закона № 57-З.

Заполнение ТТН-1 филиалом при отгрузке товаров

Договор поставки заключен между организациями А и Б. Водитель организации А приезжает за товаром на склад филиала организации Б, расположенный по иному адресу по сравнению с головной организацией и имеющий свой УНП.

Кто должен значиться в качестве грузоотправителя и чей УНП указывать в ТТН-1: организации Б или ее филиала?

В соответствии с п. 3 Инструкции № 58 в строках «Грузоотправитель«, «Грузополучатель« накладной ТТН-1 указываются наименование и адрес передающей и получающей сторон соответственно. В данных строках при отгрузке (получении) товара филиалом, представительством или иным обособленным подразделением (далее – обособленное подразделение) организации указываются наименование и адрес этого обособленного подразделения, а также наименование организации.

Пример.

ОАО «Строительный трест № 999» имеет филиал ДУП «ПМК № 111», который является обособленным структурным подразделением, выделенным на отдельный баланс и самостоятельно исполняющим налоговые обязательства по своей деятельности.

Место нахождения (юридический адрес) ОАО «Строительный трест № 999»: 220000, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Чайная, д. 1.

Место нахождения (юридический адрес) ДУП «ПМК № 111»: 230000, Республика Беларусь, г. Витебск, ул. Кофейная, д. 2.

Отгрузка товарно-материальных ценностей осуществляется со склада ДУП «ПМК № 111», расположенного по адресу: г. Витебск, ул. Рощина, д. 8.

В данном случае товарно-транспортная накладная ТТН-1 будет заполнена следующим образом:

Грузоотправитель: ДУП «ПМК № 111», 230000, Республика Беларусь, г. Витебск, ул. Кофейная, д. 2 (филиал ОАО «Строительный трест № 999»).

Место погрузки: г. Витебск, ул. Рощина, д. 8.

В накладной ТТН-1 в строке «УНП» должен быть указан учетный номер налогоплательщика грузоотправителя.

Поскольку в рассматриваемой ситуации грузоотправителем является филиал организации, то в данной строке должен быть указан именно его УНП.

Отметим также, что необходимость указания в рассматриваемых ситуациях именно УНП филиала, являющегося самостоятельным налогоплательщиком (иным обязанным лицом), предусмотрена и при оформлении электронных счетов-фактур по НДС (подп. 22.7 п. 22 и п. 57 Инструкции о порядке создания (в т.ч. заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утв. постановлением МНС от 25.04.2016 № 15).

Накладная при экспорте

Как заполняется накладная при экспорте товаров в РФ, если все суммы выражены в российских рублях?

При международных автомобильных перевозках товаров за пределы РБ оформляется товарная накладная ТН-2 (п. 2 Инструкции № 58). Кроме того, при выполнении международной автомобильной перевозки грузов грузы товарного характера должны быть оформлены международной товарно-транспортной накладной «CMR» (п. 22 Правил № 970).

При этом к грузосопроводительным документам, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю, относится в т.ч. первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера за пределы территории РБ), оформленной в соответствии с законодательством РБ.

Согласно п. 2 Инструкции № 58 в графах «Цена, руб. коп.», «Стоимость, руб. коп.», «Сумма НДС, руб. коп», «Стоимость с НДС, руб. коп.» накладной ТТН-1 и накладной ТН-2 стоимостные показатели указываются в белорусских рублях с двумя десятичными знаками после десятичного разделителя (запятой, точки).

Если договором предусмотрено осуществление расчетов за товары только иностранной валютой в установленном законодательством РБ порядке, в накладных ТТН-1 и ТН-2 стоимостные показатели по этим товарам указываются в той иностранной валюте, в которой установлена цена товара в договоре, при этом слова «руб. коп.» зачеркиваются и указывается сокращенное наименование иностранной валюты.

Если договором предусмотрено осуществление расчетов за товары иностранной валютой и (или) белорусскими рублями или белорусскими рублями в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, в накладных ТТН-1 и ТН-2 стоимостные показатели указываются в белорусских рублях. При этом в строке «Всего стоимость с НДС» справочно указывается общая стоимость этих товаров в иностранной валюте, в которой установлена цена товара в договоре или исходя из которой определяется подлежащая оплате сумма белорусских рублей.

В соответствии с п. 24 Правил проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72, при экспорте товаров разрешается использование иностранной валюты для расчетов между экспортером – резидентом РБ и покупателем – нерезидентом РБ.

Таким образом, если стоимость товаров между продавцом (резидент РБ) и покупателем (резидент РФ) согласно условиям договора определена в российских рублях, то продавец должен:

– при заполнении накладной ТН-2 ручным способом, т.е. в накладной с уже имеющейся распечатанной в типографии табличной частью, зачеркнуть слова «руб. коп.» и указать сокращенное наименование иностранной валюты – «рос. руб.» либо RUB;

– при заполнении товарной накладной с помощью технических средств, в частности, товарной накладной ТН-2, например, с кодом формы 401103, 401106, 401801, 401802 и т.п., в которой отсутствует распечатанная типографским способом табличная часть, полагаем, что продавец вправе сразу указать наименование иностранной валюты, в которой определена цена товаров (в данном случае – рос. руб. или RUB).

Графа «Примечание» в указанной в вопросе ситуации не заполняется.

Документ для передачи помощи через волонтеров

Общественное объединение оказывает благотворительную помощь пожилым людям, в т.ч. передает им продукты питания и лекарства.

Их доставляют на дом нуждающимся патронируемым гражданам волонтеры.

Надо ли оформлять при этом накладную? Если да, то что указывать в графе «Грузополучатель» – ФИО волонтера или патронируемого лица и что в графе «Основание отпуска»?

Накладные ТТН-1 и ТН-2 могут не заполняться при безвозмездной передаче товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (п. 1 Инструкции № 58).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация вправе не оформлять накладную ТН-2.

Но поскольку безвозмездная передача продуктов питания, лекарств и иных материальных ценностей пожилым людям через волонтеров тоже является хозяйственной операцией, то при ее осуществлении в соответствии с требованиями ст. 10 Закона № 57-З должен быть оформлен первичный учетный документ. Его форма, обязательная к применению для данных хозяйственных операций, законодательно не установлена. Поэтому организация вправе самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике форму и порядок заполнения первичных учетных документов:

– по которым осуществляется передача указанных в вопросе товарно-материальных ценностей от организации к волонтеру для последующей раздачи;

– которые подтверждают факт передачи товарно-­материальных ценностей волонтером конкретным получателям помощи.

Поскольку возможность не оформлять накладные ТН-2 – право, а не обязанность организации, то она может при осуществлении рассматриваемых хозяйственных операций оформлять и товарные накладные. Но порядок их оформления в рассматриваемой ситуации Инструкцией № 58 прямо не определен.

По аналогии с порядком оформления накладных в случаях доставки товаров курьером нескольким лицам в пределах одного населенного пункта, полагаем, что в рассматриваемой ситуации в товарной накладной ТН-2 в качестве грузополучателя следует указать волонтера.

При этом фактическая передача товаров волонтером его конечным получателям (пожилым людям) будет подтверждаться разработанным организацией ведомостью раздачи, отчетом или иным аналогичным документом.

В соответствии с п.п. 3 и 4 Инструкции № 58 в строке «Основание отпуска» накладной ТН-2 указываются наименование, дата и номер документа, являющегося основанием для отгрузки товара.

В рассматриваемой ситуации таким документом может быть приказ, распоряжение либо иной организационно-распорядительный документ, оформленный организацией по факту принятия решения об оказании безвозмездной помощи пожилым людям.

Если перемещение продуктов питания осуществляется автомобильным транспортом, то организации в соответствии с требованиями Инструкции № 58, Закона № 278-З, Правил № 970 придется оформить накладную ТТН-1.

Возврат движимого имущества

Организация должна возвратить в ноябре 2017 г. предмет лизинга – транспортное средство в связи с расторжением договора лизинга по соглашению сторон.

Каким документом оформлять такой возврат?

В соответствии с п. 21 Правил осуществления лизинговой деятельности, утв. постановлением Правления Нацбанка от 18.08.2014 № 526 (далее – Правила № 526), лизингополучатель несет обязанности по возврату предмета лизинга в соответствии с законодательством и договором лизинга с момента фактической передачи ему предмета лизинга до момента возврата предмета лизинга лизингодателю или выкупа предмета лизинга.

Возврат предмета лизинга лизингодателю оформляется актом приемки-передачи имущества.

Необходимость оформления товарной и (или) товарно-транспортной накладной при возврате предмета лизинга Правилами № 526 не предусмотрена. Однако при этом следует учитывать и требования иных нормативных правовых актов.

При возврате лизингополучателем лизингодателю предмета лизинга требуется списать его с бухгалтерского учета лизингополучателя независимо от того, у кого на балансе (лизингодателя либо лизингополучателя) в течение срока действия договора лизинга учитывался этот предмет, т.е. независимо от того, на каком счете он отражался у лизингополучателя – 01 «Основные средства» или 001 «Арендованные основные средства».

Поскольку транспортное средство не относится к недвижимому имуществу, то нормы п. 1 Инструкции № 58, позволяющие не оформлять накладные ТТН-1 и ТН-2, не применяются в отношении хозяйственной операции по возврату транспортного средства от лизингополучателя лизингодателю. Каких-либо иных исключений, позволяющих лизингополучателю не оформлять товарную накладную при возврате предмета лизинга лизингополучателю, Инструкцией № 58 не предусмотрено.

На основании вышеизложенного полагаем, что в рассматриваемом случае лизингополучатель при возврате предмета лизинга лизингодателю должен составить акт приемки-передачи имущества и товарную накладную ТН-2.

Накладные на транзит

Может ли организация «А» выписывать накладную ТН-2 при отгрузке товара покупателю «Б», а тот, в свою очередь, – накладную ТТН-1 с указанием заказчика перевозки организации «А», если это предусмотрено договором поставки между обеими организациями? Организация «Б» сразу выписывает несколько ТТН-1 в пользу покупателей.

Правомерно ли отражать расходы на транспортировку в составе затрат в организации «А»?

Правомерна ли выписка ТН-2 в адрес организации «Б» при реализации им, например, 5 тонн продукции?

В настоящее время выбор формы накладной для оформления хозяйственных операций не зависит от вида,  количества, веса, габаритов и иных параметров товарно-материальных ценностей.

Основной фактор, определяющий выбор формы накладной – ТТН-1 либо ТН-2, – использование автомобильного транспорта для перемещения ТМЦ, за исключением международных автомобильных перевозок грузов, где наряду с ТН-2 оформляется международная товарно-транспортная накладная CMR.

Если перемещение груза осуществляется с участием автомобильного транспорта, оформляется товарно-­транспортная накладная ТТН-1, а если груз перемещается без участия автотранспорта – товарная накладная ТН-2.

В рассматриваемой ситуации при решении вопроса о порядке документального оформления перемещения товаров следует руководствоваться следующим.

1. Согласно п. 3 Инструкции № 58 накладная ТТН-1 оформляется грузоотправителем в четырех экземплярах. Из них  1-й, 3-й и 4-й передаются лицу, принявшему товар к перевозке. 1-й экземпляр предназначен грузополучателю, 2-й остается у грузоотправителя, а 3-й и 4-й предназначены перевозчику. 3-й экземпляр является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги (его перевозчик может передать заказчику автомобильной перевозки), 4-й – для учета транспортной работы.

Таким образом, товарно-транспортная накладная при реализации ТМЦ должна оформляться грузоотправителем, который вступает в договорные отношения с перевозчиком и оплачивает транспортную работу.

2. В строке «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» накладной ТТН-1 указываются наименование и адрес организации, производящей оплату по договору автомобильной перевозки груза (п. 2 Инструкции № 58).

Если заказчик автомобильной перевозки – грузоотправитель или грузополучатель, то в накладной ТТН-1 вместо адреса и наименования организации допускается указывать слова «Грузоотправитель» или «Грузополучатель» соответственно. При отсутствии договора автомобильной перевозки груза строка «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» не заполняется.

Согласно п. 5 Правил № 970 заказчиком автомобильной перевозки может быть грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор.

В соответствии с п. 8 Правил № 970 заключение договора об автомобильной перевозке груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа установленной формы.

Окончательный расчет с автомобильным перевозчиком за автомобильную перевозку грузов производится ее заказчиком на основании счета (п. 99 Правил № 970). Основанием для его выписки служит товарно-­транспортная накладная, в случае создания ТТН в виде электронного документа – реестр товарно-­транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, а при обслуживании на условиях почасовой оплаты – данные путевых листов, заверенные грузоотправителем (грузополучателем).

Таким образом, в товарно-транспортной накладной в соответствии с Инструкцией № 58 и Правилами № 970 должна быть указана организация, которая заключает договор автомобильной перевозки и оплачивает транспортную работу: в качестве грузоотправителя либо грузополучателя.

При осуществлении транзитной оптовой торговли, т.е. в случаях, когда организация «Б» доставляет товар непосредственно покупателю после его приобретения у продавца «А» без заезда на свой склад, такая организация должна выписать конечному покупателю товарную накладную ТН-2.

Обратим внимание, что в соответствии с п. 2 Инструкции № 58 в строках «Пункт погрузки» и «Пункт разгрузки» накладной ТТН-1 указываются фактические адреса (месторасположение) пунктов погрузки и разгрузки соответственно.

В указанной в вопросе ситуации организация «А» (первый продавец, заказчик автомобильной перевозки, оплачивающий транспортную работу) должна выписать в адрес организации «Б» (первый покупатель) товарно-транспортную накладную ТТН-1. В ней грузоотправителем должна значиться организация «А», грузополучателем – организация «Б», местом погрузки – склад организации «А», на котором фактически осуществлялась погрузка товара, а местом разгрузки – склад (либо иное место хранения) организации «С», которая является конечным покупателем, не вступающим в договорные отношении с перевозчиком.

В свою очередь, организация «Б» оформляет в адрес организации «С» товарную накладную ТН-2.

При ином варианте документального оформления, когда организация «А» (первый продавец, заказчик автомобильной перевозки, оплачивающий транспорт­ную работу) будет оформлять в адрес организации «Б» (первый покупатель) товарную накладную ТН-2, у организации «А» возникнут проблемы:

– в связи с подтверждением акта оказания ей услуг по перевозке;

– в связи с отсутствием у нее документов, являющихся основанием для оплаты транспортной работы (так как даже в случае представления организации «А» третьего экземпляра ТТН-1 перевозчиком организация «А» никак не будет фигурировать в такой накладной);

– в связи с невозможностью документального подтверждения и обоснования включения в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли, стоимости услуг перевозчика.

Также отметим, что если конечных покупателей (организация «С», «Д», «Е», «Ж» и т.д.) несколько, то организация «А» должна оформлять в адрес организации «Б» несколько ТТН-1 (по каждому месту разгрузки для каждого покупателя).

Виктор СТАТКЕВИЧ, аудитор

Передача товаров со склада в торговый зал внутри одного здания

Каким документом оформляется передача товаров со склада в торговый зал розничного торгового объекта, если склад и торговый зал магазина находятся в одном и том же здании?

В процессе производственно-хозяйственной деятельности товары, материалы, основные средства могут перемещаться как между материально ответственными лицами, так и между подразделениями организации, в том числе и обособленными (филиалами).

Передачу товаров со склада в торговый зал следует рассматривать как внутреннее перемещение без участия автомобильного транспорта и без выхода на земли общего пользования, что в свою очередь исключает использование накладных ТТН-1 и ТН-2 для оформления такой передачи.

В данной ситуации для оформления передачи товара со склада в торговый зал можно использовать самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы (п.п. 2, 4 ст. 10 Закона № 57-3), в частности: накладные на внутреннее перемещение, требования-накладные, требования, лимитно-заборные карты (п. 57 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133, далее – Инструкция № 133).

Разработанная или используемая форма первичного учетного документа на перемещение товаров подлежит включению в учетную политику организации (п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).

Накладная С-13 для внутреннего перемещения

Можно ли в производственной организации утвердить для документального оформления при перемещении материалов и готовой продукции между складами и цехами накладную на внутреннее перемещение формы С-13, утв. постановлением Минстройархитектуры от 25.01.2013 № 3?

В соответствии с п. 57 Инструкции № 133 отпуск материалов со складов организации в ее подразделения может оформляться лимитно-заборной картой, требованием-накладной, требованием, накладной.

Отпуск материалов со складов (из кладовых) в подразделения организации на производство может оформляться путем записи в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и первичным учетным документом.

Если материалы и готовая продукция перемещаются без участия автомобильного транспорта или без выхода на земли общего пользования, для отражения указанной хозяйственной операции используются самостоятельно разработанные и утвержденные первичные документы. При этом следует учитывать, что формы первичных учетных документов, не включенные в Перечень первичных учетных документов, утв. постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360, могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином либо руководителем организации.

Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления (п. 4 ст. 10 Закона № 57-З).

Накладная на внутреннее перемещение (форма С-13) установлена постановлением Минстройархитектуры от 25.01.2013 № 3 «О примерных формах учетных документов в строительстве». Она используется для учета движения материальных ценностей между материально ответственными лицами одной организации (одного обособленного структурного подразделения юридического лица) в пределах стройки, строительного объекта и иными местами хранения материалов.

Таким образом, организация имеет право использовать данную накладную или самостоятельно разработать необходимый ей первичный учетный документ аналогичного назначения, включив разработанную форму в свою учетную политику.

Цель внутреннего перемещения

Надо ли указывать в товарно-транспортных накладных (ТТН-1) информацию о цели перемещения товарно-­материальных ценностей при внутреннем перемещении?

При оформлении накладной ТТН-1 в строке «Основание отпуска» указывается наименование, дата и номер документа, являющегося основанием для отгрузки товара (ч. 8 п. 3 Инструкции № 58).

В соответствии с Законом № 57-З в перечень обязательных сведений, подлежащих указанию в первичном учетном документе, входят в том числе сведения о содержании и основании совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях (абз. 4 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З).

Цель и основания перемещения – разные вещи.

Целью внутреннего перемещения может быть:

– отпуск в производство материалов или полуфабрикатов;

– перемещение для складирования;

– передача для давальческой переработки и пр.

Основанием же совершения той или иной хозяйственной операции является приказ (решение, распоряжение и др.) руководителя (иного уполномоченного лица).

Полагаем, что в накладной ТТН-1 при внутреннем перемещении следует указывать информацию о цели перемещения и основания для такого перемещения.

Валерий ШАФРАНСКИЙ, экономист

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений