Вопрос о недействительности ТТН у покупателя ТМЦ
Покупатель ООО «А» в сентябре 2017 г. получил от поставщика ООО «Б» товарно-материальные ценности (ТМЦ), которые были приняты материально-ответственным лицом покупателя. ТМЦ были оплачены в октябре 2017 г. и использованы в производственной деятельности в ноябре 2017 г. В декабре 2017 г. при сверке расчетов с ООО «Б» установлено, что товарно-транспортная накладная (ТТН), по которой перевозились ценности в сентябре 2017 г., у поставщика числится как «Испорченная» и в акте сверки не отражена.
1. Несет ли ответственность ООО «А» за непредоставление сведений в органы ИМНС об отгрузке, которая отсутствует в акте сверки с ООО «Б»?
2. Какую оценку документам (в частности, ТТН) и самой хозяйственной операции дают органы ИМНС в ситуациях, когда фактическая отгрузка ТМЦ произведена, но поставщик не отражает ее в своих документах (акте сверки), а у покупателя данная сделка оформлена в полном соответствии с требованиями законодательства и проведена по бухучету?
3. Как в таком случае действовать ООО «А», чтобы в силу сложившейся ситуации и неправомерных действий ООО «Б» не нарушить требования законодательства?
1. Административная ответственность для должностных лиц организации при признании первичных учетных документов (ПУД) не имеющими юридической силы, а также за непредоставление информации в ИМНС по факту их недействительности законодательством не предусмотрена, т.к. отсутствует обязанность по предоставлению сведений в ИМНС по данному факту.
2. ИМНС при наличии факта недействительности ТТН может признать конкретную хозяйственную операцию фиктивной, а накладную – документом, не имеющим юридической силы, что, в свою очередь, влечет за собой доплату налогов.
В соответствии с подп. 1.9 п. 1 Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488) организации и индивидуальные предприниматели (ИП) обязаны обеспечить проверку ПУД на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или ИП Республики Беларусь – также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
В соответствии с ч. 1 подп. 1.10 п. 1 Указа № 488 для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается ПУД, имеющим юридическую силу. При этом ПУД обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции.
ПУД может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции (ч. 2 подп. 1.10 п. 1 Указа № 488).
В соответствии с подп. 1.11.1 п. 1 Указа № 488 при хозяйственных операциях по приобретению товаров, оформленных не имеющими юридической силы ПУД, налогообложение осуществляется в следующем порядке:
– стоимость приобретения товаров не включается в состав затрат по производству и реализации товаров, учитываемых при налогообложении;
– предъявленные суммы НДС не подлежат вычету и не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров, учитываемых при налогообложении, и внереализационных расходов.
Таким образом, вывод о фиктивности конкретной хозяйственной операции и отсутствии у ПУД юридической силы делается контролирующими органами на основании анализа и оценки совокупности собранных доказательств. При установлении факта недействительности ТТН налоговые органы вправе:
– не принять к зачету НДС;
– исследовать документы, подтверждающие понесенные затраты, и по совокупности обстоятельств решить вопрос об уменьшении себестоимости реализованной (использованной) продукции.
3. С учетом вышеизложенного рекомендуем организации подать уточненные налоговые декларации и доплатить налоги.
Если у субъекта хозяйствования есть достаточные основания полагать, что ПУД может быть признан не имеющим юридической силы, данный субъект хозяйствования вправе до начала проверки самостоятельно внести в налоговый учет соответствующие корректировки, подать уточненные налоговые декларации, исчислить и уплатить налоги с начислением пени (п. 8 ст. 63; ст. 52 НК). Это позволит избежать административной ответственности согласно абз. 3 примечания 2 к ст. 13.6 КоАП.