Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
22.12.2015 35 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Военнообязанные работники: гарантии и учет©

Воинская обязанность – конституционный долг граждан Беларуси по защите Отечества, обеспечению Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований обученным и подготовленным личным составом в мирное и военное время, в период мобилизации и военного положения. Правовые и организационные основы исполнения гражданами воинской обязанности путем прохождения воинской службы, а также основания и условия освобождения от воинской службы установлены Законом от 5.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон). Законодательством о труде предусмотрены гарантии и компенсации в связи с исполнением воинской обязанности.

Для правильного применения норм главы 31 ТК приведем основные понятия, используемые в Законе. Так, воинская служба – это особый вид госслужбы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований РБ.

Военная служба – основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований. Военная служба подразделяется на службу по призыву и по контракту.

Военная служба по призыву – это обязательная военная служба граждан мужского пола, признанных в установленном порядке годными к ее прохождению. Подразделяется на срочную военную службу и военную службу офицеров по призыву.

Военная служба по контракту – военная служба граждан, которую они в целях исполнения конституционного долга по защите республики добровольно обязуются проходить в соответствии с законодательством РБ на условиях заключенного контракта.

Служба в резерве – вид воинской службы, заключающийся в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях, иных организациях Вооруженных Сил или транспортных войск РБ на занятиях и учебных сборах в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности.

Обратите внимание: 4.06.2015 г. принят Закон № 276-З «Об альтернативной службе», вступающий в силу 1.07.2016 г. К этому времени в соответствие с ним будут приведены Закон, ТК, иные законодательные акты.

Положения главы 31 ТК распространяются не только на работников, проходящих подготовку к военной службе, призванных на военные или специальные сборы, призванных или принятых на военную службу, а также лиц, уволенных с военной службы, но и на членов семей военнослужащих.

Пример 1. Гражданин выполняет работу по договору подряда. Какие гарантии должен предоставить ему наниматель в связи с выполнением воинской обязанности?

Гарантии работникам в связи с выполнением воинских обязанностей предусмотрены главой 31 ТК. Работник – лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (ст. 1 ТК). В соответствии со ст. 6 ТК не подпадают под действие ТК отношения по поводу осуществления обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством. Поскольку гражданин выполняет работу по гражданско-правовому договору (договор подряда), то нормы ТК, в т.ч. по предоставлению гарантий, связанных с выполнением воинских обязанностей, на него не распространяются.

Подготовка к военной службе

Согласно ст. 338 ТК за работниками, проходящими подготовку к военной службе с отрывом от производства, на время обучения, включая проезд к месту учебы (сборов) и обратно, если это связано с выездом с места жительства, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы.

Средний заработок по основному месту работы исчисляется в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утв. постановлением Минтруда от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47). Средний заработок сохраняется за все рабочие дни согласно графику работ (сменности).

Наниматели, у которых работают проходящие подготовку к военной службе, оплачивают расходы по найму жилья на период их учебы (сборов), а также стоимость проезда к месту учебы (сборов) и обратно по нормам, установленным законодательством о служебных командировках (ч. 2 ст. 338 ТК). Нормы возмещения указанных расходов определяются в соответствии с Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 12.04.2000 № 35 (далее – Инструкция № 35), и постановлением Минфина от 8.08.2013 № 53 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках» (далее – постановление № 53).

Требование законодательства по предоставлению гарантий, установленных ст. 338 ТК, распространяется на всех нанимателей независимо от организационно-правовой формы организации.

В соответствии со ст. 8 Закона финансирование мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, производится за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и средств организаций в порядке, установленном постановлением Совмина от 17.12.2003 № 1642 «О финансировании мероприятий, связанных с исполнением гражданами Республики Беларусь воинской обязанности» (далее – постановление № 1642).

Призыв на сборы

Военные сборы – это вид воинской службы, заключающийся в исполнении воинской обязанности военнообязанными путем подготовки их для назначения на высшие воинские должности, совершенствования знаний в военной области и освоения новых видов вооружения и военной техники, подготовки специалистов, необходимых для комплектования Вооруженных Сил и других воинских формирований на военное время, обслуживания вооружения и военной техники неприкосновенного запаса, участия в мероприятиях по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей, военных комиссариатов, иных организаций Вооруженных Сил, а также других воинских формирований (ст. 1 Закона).

Специальные сборы – вид воинской службы, заключающийся в исполнении воинской обязанности военнообязанными путем участия в мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 339 ТК за военнообязанными, призванными на военные и специальные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок за все рабочие дни по месту работы.

Такие работники не могут быть уволены по инициативе нанимателя со дня получения повестки о призыве до возвращения с военных и специальных сборов, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 42 ТК). Приведенная гарантия действует только на случай увольнения по инициативе нанимателя и не применяется при увольнении по иным основаниям.

Компенсация расходов, понесенных организациями (за исключением бюджетных) в связи с исполнением ч. 1 ст. 339 ТК, осуществляется военными комиссариатами и воинскими частями в пределах средств, выделяемых на эти цели Минобороны и иным госорганам, в которых предусмотрена военная служба, из республиканского бюджета.

Пример 2. Имеет ли право на гарантии, установленные работникам при направлении на военные сборы, совместитель?

В соответствии со ст. 349 ТК гарантии и компенсации, предусмотренные ТК, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными локальными нормативными правовыми актами, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме. Гарантии, предусмотренные ст. 339 ТК для работников, призванных на военные сборы, распространяются также на работников-совместителей.

Гражданам, проходящим подготовку к военной службе, призванным или поступившим на военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде и иными законодательными актами РБ (ч. 1 ст. 6 Закона).

Призыв или прием на военную службу

Согласно ст. 340 ТК работникам, призванным на военную службу, выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка.

Работники освобождаются от работы на время, необходимое для приписки к призывным участкам, оформления призыва или приема на военную службу, постановки или снятия с воинского учета, с сохранением за ними среднего заработка по месту работы.

Работникам, допущенным к сдаче испытаний для получения образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, органов предварительного следствия, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета госконтроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, предоставляется время для следования к месту сдачи вступительных испытаний и обратно с сохранением места работы (должности) и среднего заработка по месту работы.

Средний заработок по основному месту работы исчисляется в соответствии с Инструкцией № 47.

При вызове граждан в военкомат оформляется повестка (направление) с отметкой о времени пребывания по вызову. На основании этого документа осуществляется освобождение от работы и предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 340 ТК.

За работниками, направленными на медицинское освидетельствование, медобследование, медосмотр и медицинское переосвидетельствование, на время нахождения в организации здравоохранения сохраняются место работы (должность) и средний заработок за все рабочие дни по месту работы. Им возмещаются военным комиссариатом расходы по проезду к месту медицинского освидетельствования и т.д. и обратно по нормам, установленным п. 3 постановления № 1642.

Компенсация расходов организаций и учреждений образования (организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования) по возмещению затрат гражданам по проезду к месту медицинского освидетельствования, обследования, лечения или переосвидетельствования и обратно осуществляется военными комиссариатами по нормам, установленным для служебных командировок, за счет средств республиканского бюджета (п. 3 постановления № 1642). Нормы возмещения указанных расходов определяются в соответствии Инструкцией № 35 и постановлением № 53.

Согласно ст. 1 Закона под медицинским освидетельствованием понимаются мероприятия по определению категории годности граждан и их предназначения к военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья, годности к обучению в военных учебных заведениях, на военных кафедрах, а также по определению необходимости оказания медицинской помощи, осуществляемые членами врачебной комиссии или врачами-специалистами.

Медицинское обследование – исследование состояния здоровья и физического развития граждан в целях установления диагноза, осуществляемое в государственных организациях здравоохранения.

Медицинский осмотр – исследование состояния здоровья и физического развития граждан врачебной комиссией или врачами-специалистами в целях дополнительного контроля обоснованности ранее вынесенных заключений о категории их годности по состоянию здоровья и физическому развитию к военной службе либо выявления новых обстоятельств, препятствующих призыву их на военную службу.

Медицинское переосвидетельствование осуществляется периодически врачебной комиссией в целях определения категории годности граждан по состоянию здоровья и физическому развитию к военной службе.

Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществляется в соответствии со ст. 38 Закона. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, службу в резерве, установлен Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Совмина от 1.06.1998 № 868.

Пример 3. Во время трудового отпуска работник проходил медицинское обследование стационарно по направлению военкомата. Листок нетрудоспособности ему не выдавался. Имеет ли работник право на продление трудового отпуска? Каким документом в данном случае подтверждается медицинское обследование?

Пункт 3 ч. 2 ст. 171 ТК предусматривает право работника на перенос или продление трудового отпуска в течение текущего рабочего года в случае привлечения работника к выполнению государственных обязанностей с правом на освобождение от работы. Если указанная причина наступает во время трудового отпуска, он продлевается на соответствующее число календарных дней либо (по желанию работника) неиспользованная часть отпуска переносится на другой согласованный с нанимателем срок текущего рабочего года.

Работник обязан уведомить нанимателя о причинах, препятствующих использованию трудового отпуска в запланированный срок, и времени продления отпуска.

В соответствии со ст. 101 ТК на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если согласно законодательству эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка за счет соответствующих государственных или иных органов и организаций.

Работникам, привлекаемым к выполнению воинских обязанностей, предоставляются гарантии в соответствии с законодательством, в частности Законом. При этом из норм ст. 2 Закона следует, что исполнение гражданами воинской обязанности включает также призыв на военную службу. Одним из мероприятий по призыву граждан на военную службу является явка на медицинское освидетельствование, медобследование (ст. 34 Закона). Медосвидетельствование и медобследование граждан, подлежащих призыву на военную службу, службу в резерве, регулирует ст. 38 Закона. Явка по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, на медосвидетельствование, медобследование является обязанностью граждан, подлежащих призыву на военную службу (ст. 39 Закона).

Учитывая изложенное, прохождение работником медицинского обследования по направлению военного комиссариата можно отнести к выполнению им государственной обязанности. Поэтому прохождение работником медицинского обследования по направлению военного комиссариата в период трудового отпуска может являться основанием для продления трудового отпуска либо переноса его части на другой срок текущего рабочего года (п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 171 ТК).

Инструкцией о порядке заполнения формы 1 здр/у-10 «Медицинская справка о состоянии здоровья», формы 1 мед/у-10 «Выписка из медицинских документов», утв. постановлением Минздрава от 9.07.2010 № 92, предусмотрено, что при выдаче медицинской справки о состоянии здоровья гражданину, подлежащему призыву на военную службу, службу в резерве, направленному в государственную организацию здравоохранения на медобследование в стационарных (амбулаторных) условиях для установления диагноза в порядке, предусмотренном Законом, в графе «Цель выдачи справки» делается запись о проведении медобследования с указанием наименования направившей комиссии. В графу «Заключение» вносится запись о пребывании призывника на медобследовании в стационарных (амбулаторных) условиях с указанием наименования учреждения здравоохранения и сроков пребывания.

Таким образом, медицинская справка о состоянии здоровья, заполненная в соответствии с вышеуказанной инструкцией, содержит информацию о том, что работник находился на медицинском обследовании по направлению военного комиссариата, а также о сроке его пребывания в связи с этим в учреждении здравоохранения. Соответственно, прохождение работником медобследования по направлению военкомата будет подтверждаться справкой о состоянии здоровья. Дополнительных документов из военкомата не требуется.

Гарантии семьям

В соответствии со ст. 3 Закона от 4.01.2010 № 100-З «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются отдельные социальные льготы, права и гарантии, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в учреждениях образования в очной форме получения образования; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Жены (мужья) военнослужащих и иные члены семей военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга, имеют право на первоочередное направление их органами занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (ч. 1 ст. 341 ТК).

Женам (мужьям) военнослужащих выплачивается выходное пособие в размере 2-месячного среднего заработка при увольнении их с работы в связи с переводом жены (мужа) на службу в другую местность. Выходное пособие может быть выплачено только в том случае, если причиной увольнения является перевод жены (мужа) на службу в другую местность. Принимая решение о выплате выходного пособия жене (мужу) военнослужащего, нанимателю следует учитывать причину увольнения работника – перевод супруга (супруги) военнослужащего в другую местность. Следовательно, в приказе (распоряжении) нанимателя об увольнении работника должно быть указано на связь увольнения с переводом супруга-военнослужащего на службу в другую местность.

В силу требований п. 42 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40, при прекращении трудового договора (контракта) по причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных гарантий и преимуществ, запись об увольнении вносится в трудовую книжку с указанием этих причин. Таким образом, причина увольнения (перевод супруга военнослужащего в другую местность) должна быть отражена в трудовой книжке. При этом основание увольнения – соглашение сторон, перевод к другому нанимателю, желание или требование работника – значения не имеет. Следовательно, выплата выходного пособия также не зависит от основания увольнения.

Для реализации права на увольнение с выходным пособием работник должен представить нанимателю документ о переводе супруга (супруги) на службу в другую местность.

Органы занятости обязаны трудоустроить не позднее чем в 2-месячный срок со дня обращения жен, мужья которых призваны на срочную военную службу. В случае невозможности трудоустройства им выплачивается пособие по безработице.

При составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника в определенный период работающим женам (мужьям) военнослужащих – одновременно с отпуском их мужей (жен) (ч. 4 ст. 168 ТК).

Гарантии при увольнении со службы

Лицам, уволенным с военной службы, гарантируется сохранение в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем окончания службы, работавшим до призыва на военную службу в госорганизациях, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва службу, а в случае заболевания, травмирования в период службы по призыву, не препятствующих поступлению на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва, и при условии письменного уведомления гражданином об этом нанимателя – в течение 3 месяцев со дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности (ст. 342 ТК).

Под равноценной должностью следует понимать должность с аналогичным объемом обязанностей, прав и характером ответственности, а также должность, совпадающую с прежней по уровню оплаты труда.

Лицам, уволенным со срочной военной службы и принятым на прежнее место работы, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 342 ТК предоставляется единовременная матпомощь в размере не менее 1 минимальной зарплаты.

Кроме того, лицам, уволенным после прохождения срочной военной службы, гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с ч. 2 ст. 281 ТК.

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с военнослужащими срочной службы, уволенными из Вооруженных Сил, других воинских формирований и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места (п. 7 ч. 1 ст. 16 ТК).

Органы занятости совместно с Минобороны обязаны принимать меры по трудоустройству и профессиональной подготовке военнослужащих, уволенных с военной службы.

Пример 4. По какому основанию может быть уволен работник, который добровольно поступает на военную службу по контракту?

Статьей 5 Закона установлен приоритет воинской службы перед другими видами госслужбы и трудовой деятельностью, который выражается в прекращении гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы, а также в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве.

Гарантии для работников в связи с призывом или приемом на военную службу, а также для лиц, уволенных с военной службы, предусмотрены ст.ст. 340 и 342 ТК. При этом ч. 1 ст. 340 ТК устанавливает гарантию в виде выплаты выходного пособия для работников, призванных на военную службу.

Исходя из п. 1 ст. 44 ТК призыв работника на военную службу является одним из обстоятельств, не зависящих от воли сторон, влекущих прекращение трудового договора. В этой связи увольнение работника, добровольно поступающего на военную службу, не может быть произведено на основании п. 1 ст. 44 ТК. Но работник может быть уволен по другим основаниям, предусмотренным ТК, в т.ч. по желанию работника, по соглашению сторон и др.

Учет в организации

В соответствии со ст. 26 ТК при заключении трудового договора наниматель должен потребовать, а гражданин, являющийся военнообязанным или подлежащий призыву на воинскую службу, обязан предъявить наряду с документом, удостоверяющим личность, документы воинского учета.

Воинскому учету подлежат только граждане РБ. Не подлежат воинскому учету иностранные граждане и лица без гражданства, т.к. на них не распространяется воинская обязанность (ч. 2 ст. 4 Закона).

Документом, удостоверяющим личность гражданина РБ, является паспорт гражданина РБ, который позволяет определить гражданство и возраст для целей воинского учета.

К военнообязанным относятся граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил РБ или других воинских формирований (мужского и женского пола).

В соответствии с п. 5 Положения о воинском учете, утв. постановлением Совмина от 18.12.2003 № 1662 (далее – Положение), воинскому учету подлежат:

– призывники (кроме инвалидов, признанных негодными к военной службе с исключением с воинского учета);

– граждане, уволенные с военной службы в запас;

– граждане, прошедшие службу в резерве и уволенные в запас;

– граждане, уволенные из Следственного комитета, Госкомитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета госконтроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

– граждане, прошедшие альтернативную службу;

– граждане, не прошедшие военную службу, службу в резерве и зачисленные решениями призывных комиссий в запас, а также достигшие 27 лет;

– граждане, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах учреждений высшего и среднего специального образования;

– граждане, отбывшие наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы;

– граждане, в отношении которых прекращено применение принудительных мер безопасности и лечения;

– граждане, в отношении которых осуществляется уголовное преследование или уголовное дело передано прокурору для направления в суд либо осуществляется судебное производство;

– граждане, уволенные из органов госбезопасности, органов госохраны, Оперативно-аналитического центра при Президенте по основаниям, установленным абз. 5 и 6 ч. 3 и абз. 3–6 ч. 4 ст. 59 Закона.

Граждане, состоящие в запасе и достигшие предельного возраста состояния в запасе, исключаются с воинского учета.

Воинскому учету подлежат женщины в возрасте от 19 до 45 лет (в случае наличия воинского звания прапорщиков, мичманов или офицеров – до 50 лет), получившие подготовку в учреждениях образования или других организациях, а также в ходе работы по специальностям, определяемым Минобороны, в случае годности по состоянию здоровья к военной службе.

Граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РБ и других воинских формированиях, подлежат приему на воинский учет по тем военно-учетным специальностям, по которым они получили подготовку.

Также учету подлежат женщины 19–45 лет (ранее не состоявшие на воинском учете), имеющие специальности медицинского профиля (врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал), а также проходившие ранее военную службу по контракту и не исключенные с воинского учета.

Не подлежат воинскому учету военнообязанные женского пола, имеющие 2 и более детей в возрасте до 16 лет.

В п. 7 Положения определены иные категории граждан, не подлежащих воинскому учету. В частности, совместители (т.к. воинский учет ведется по основному месту работы); получившие паспорт гражданина РБ для постоянного проживания за пределами Беларуси; граждане других государств, лица без гражданства, а также лица, в отношении которых прекращено гражданство РБ; достигшие предельного возраста состояния в запасе; признанные негодными к военной службе с исключением с воинского учета; на которых воинская обязанность не распространяется или которые подлежат исключению (снятию) с воинского учета.

Предельный возраст состояния военнообязанных в запасе по разрядам запаса определен в ст. 69 Закона.

Ведение воинского учета в организации осуществляется в соответствии с п.п. 27–30 Положения и главой 11 Инструкции о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утв. постановлением Минобороны от 31.05.2011 № 21 (далее – Инструкция № 21).

 

В зависимости от количества состоящих на воинском учете граждан в организации для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных создается подразделение (назначается работник) (п. 117 Инструкции № 21). Персональный состав подразделения и его задачи (должностные обязанности работника) определяются в приказе руководителя организации.

Численность работников в подразделении определяется исходя из следующей численности состоящих на воинском учете сотрудников организации:

– 1 работник, если на воинском учете от 500 до 2,5 тыс. граждан;

– 2 работника, если на воинском учете от 2,5 тыс. до 5 тыс. граждан;

– 3 работника, если на воинском учете 5 тыс. – 8 тыс. граждан.

На каждые последующие 3 тыс. сотрудников в подразделение по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных добавляется по одному работнику.

Для организаций с численностью менее 500 работников допускается возложение обязанностей по ведению воинского учета на любого работника организации.

Руководитель организации обеспечивает подразделение (работника) специально оборудованным помещением и железными шкафами, необходимыми для сохранности документов.

Должностные обязанности работника, ответственного за ведение воинского учета, либо работников подразделения определены в п. 119 Инструкции № 21. Кроме того, обязанности конкретного работника по ведению воинского учета должны быть закреплены в его должностной инструкции.

Перечень документов, необходимых для ведения воинского учета в каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года), определен в п. 120 Инструкции № 21.

План работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных согласовывается с военным комиссаром района, его утверждает руководитель организации.

В организациях ведется персонально-первичный воинский учет граждан по личным карточкам. Личные карточки на военнообязанных и другие документы воинского учета должны храниться в опечатываемых хранилищах (железных шкафах), к которым имеют доступ только руководитель организации и назначенный работник.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняются личные карточки, являются паспорт, а также: для призывников – удостоверение призывника (выдается гражданам, приписанным к призывному участку); для военнообязанных – военный билет, военный билет офицера запаса либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета.

Контролируют ведение воинского учета в организациях военные комиссариаты совместно с местными исполнительными и распорядительными органами.

Ответственность за воинский учет в организации несет руководитель, а также лицо, назначенное руководителем, ответственным за ведение воинского учета.

Согласно КоАП прием на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора, влечет штраф до 5 базовых величин (БВ). Непредставление должностным лицом в установленный срок в военный комиссариат списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, влечет штраф от 2 до 4 БВ. То же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет штраф от 4 до 6 БВ. Нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету влекут штраф от 4 до 5 БВ.

Проверка состояния воинского учета и бронирования военнообязанных в организации проводится военными комиссариатами не реже 1 раза в 2 года, а в организации с численностью работников свыше 300 человек – ежегодно. Результаты проверок доводятся до руководителей организации и отражаются в журнале проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных.

Александра МАКСИМОВА, юрист

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений