Водитель не продал билет из-за отсутствия сдачи и высадил из автобуса: это законно?

Бывает, что в городском общественном транспорте, не имея талончика либо проездного, потенциальный пассажир хочет приобрести билет у водителя, но мелких денег у него при этом нет. Может ли водитель отказать такому пассажиру не только в продаже билета на проезд, мотивируя отказ отсутствием сдачи, но и в самой перевозке? Ответ – в этой публикации.
Когда крупная купюра хуже мелкой
Наш читатель столкнулся с такой неоднозначной ситуацией. Зайдя в автобус на остановке, где не было киоска по продаже проездных документов, он попытался купить талончик у водителя, предъявив купюру в 20 руб. (мельче не было). Водитель билет не продал, сославшись на отсутствие сдачи, а после этого какое-то время (более 1 мин) держал открытой переднюю дверь (остальные уже закрыл), не начиная движение. Наш читатель истолковал такие действия как намек на то, что он должен покинуть автобус, и, чтобы не задерживать других пассажиров, так и поступил, не решившись спорить с водителем.
Попробуем разобраться, насколько правомерны были действия водителя и какие опции были у пассажира в данной ситуации.
Имеет ли право водитель не продать билет
Поднятые в этой статье вопросы регулируют два основных НПА: Закон от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З) и Правила автомобильных перевозок пассажиров, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 972 (далее – Правила № 972). Посмотрим, что сказано в этих документах о правах и обязанностях пассажиров и автомобильных перевозчиков, представителем которых выступает в этой ситуации водитель.
Так, пассажир обязан своевременно приобретать проездной документ и в полном объеме оплачивать проезд, в частности, у водителя (п. 224 Правил № 972). Аналогичная обязанность пассажира предусмотрена и ст. 29 Закона № 278-З.
Перевозчик, в свою очередь, имеет право получать плату за автомобильную перевозку пассажира по установленному тарифу (ст. 30 Закона № 278-З, п. 226 Правил № 972).
При этом перевозчик должен передать водителю разменные деньги для приема им платы за проезд наличными (п. 26 Правил № 972).
В то же время в законодательстве не прописана обязанность водителя иметь разменные деньги, да еще и с учетом потребностей всех пассажиров. Равно не установлена и обязанность водителя продать талончик в любой ситуации – в п. 229 Правил № 972 предусмотрено только его право продавать билеты.
Так что, если у водителя нет нужной суммы разменных денег, понятно, что билет он может продать только без сдачи или с ее минимальной суммой. Не случайно в общественном транспорте нередко можно увидеть объявления, в которых пассажиров просят расплачиваться за проезд купюрами не более 5 руб.
Вправе ли водитель отказать в перевозке
А вот тут однозначно вправе. Такое право достаточно четко прописано в законодательстве.
Например, в ст. 226 Правила № 972 сказано, что автомобильный перевозчик при выполнении автомобильных перевозок пассажиров имеет право отказать пассажиру в автомобильной перевозке в случаях, предусмотренных ст. 31 Закона № 278-З. В свою очередь, согласно этой статье одним из оснований для отказа перевозчика от исполнения договора автомобильной перевозки пассажира является неуплата установленной платы за проезд.
Оплатить проезд в рассматриваемой ситуации пассажир не смог, значит, водитель был вправе отказать ему в перевозке.
К слову, аналогичные требования по оплате проезда действуют и в электротранспорте – они определены Законом от 05.05.2014 № 141-З «О городском электрическом транспорте и метрополитене» и Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, утв. постановлением Совмина от 22.11.2014 № 1088.
А если бы водитель не отказал в проезде…
Человеческий фактор никто не отменял, и водитель мог бы оказаться более уступчивым и не препятствовать поездке пассажира без билета. Ведь тот честно собирался оплатить проезд.
Но если в таком случае в транспорт зайдут контролеры, ответственность будет возложена не на водителя, а на безбилетного пассажира.
Штраф за такое нарушение составляет от 0,5 до 1 БВ (ст. 18.28 КоАП), в 2025 г. это от 21 руб. до 42 руб.
Кстати, штраф грозит и тогда, когда пассажиры объясняют безбилетный проезд тем, что у водителя не было талонов. Представители Минтранса мотивируют ответственность пассажира в этом случае так: с точки зрения Правил № 972 у пассажира есть обязанность заблаговременно приобретать билеты и оплачивать проезд.
Какие варианты есть у пассажира
Проблем было бы меньше, если бы в общественном транспорте можно было оплатить проезд банковской карточкой. Но пока такой сервис доступен лишь в Минском метро и городских электричках. Ввести оплату проезда по карточкам в наземном транспорте столицы с помощью валидаторов пока не удалось. Правда, такая возможность есть в Могилеве. Так что надежды не теряем.
Зато во многих населенных пунктах Беларуси можно воспользоваться платежным сервисом «Оплати», установив соответствующее приложение на смартфон. В этом приложении в т.ч. предусмотрена и оплата проезда в общественном транспорте с помощью QR-кода или регистрационного номера транспорта.
Остальные рекомендации лежат на поверхности:
● всегда имейте при себе мелкие купюры;
● приобретайте проездные или талоны заранее;
● попробуйте обратиться за помощью в размене купюры к другим пассажирам;
● найдите перед посадкой в транспорт место, где можно разменять крупную купюру.