Водитель городского транспорта: право на профессиональное пенсионное страхование

Водители пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) приобретают право на профессиональное пенсионное страхование (ППС) при соблюдении нескольких условий в совокупности.
Начиная с 1 января 2009 г. на работников, занятых в особых условиях труда, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, при соблюдении условий, установленных Законом от 05.01.2008 № 322‑З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон № 322-З), распространяется ППС.
ППС подлежат водители пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским (далее – водитель городского пассажирского транспорта) (подп. 1.11 п. 1 ст. 5 Закона № 322-З).
Право на ППС предоставляется с учетом проведенной работодателем оценки условий труда на конкретных рабочих местах работников. Оценка условий труда водителей городского пассажирского транспорта производится с применением критериев оценки условий труда, установленных п. 13 Положения о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения, утв. постановлением Совмина от 09.10.2008 № 1490 (далее – Положение № 1490).
Критериями оценки условий труда для водителей городского пассажирского транспорта являются:
1) непосредственная занятость в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством):
-
в профессии водителя пассажирского транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая);
-
на городских или (и) отдельных пригородных маршрутах, по условиям труда приравненных к городским (подп. 13.1 п. 13 Положения № 1490);
2) занятость не менее чем на полную ставку (оклад) (подп. 13.2 п. 13 Положения № 1490).
Для применения установленных критериев оценки условий труда в качестве городских маршрутов рассматриваются маршруты пассажирского транспорта по перевозке пассажиров в пределах или за пределы города или иного населенного пункта до пунктов, установленных решением местного исполнительного и распорядительного органа (п. 14 Положения № 1490).
Правильность применения Положения № 1490 в отношении водителей городского пассажирского транспорта контролирует Минтранс (п. 5 постановления Совмина от 09.10.2008 № 1490 «О вопросах профессионального пенсионного страхования»).
Вывод: водители городского пассажирского транспорта могут пользоваться правом на ППС при соблюдении всех вышеперечисленных условий в совокупности.
Отдел профессионального пенсионного страхования
Минского городского управления ФСЗН Минтруда и соцзащиты