$

2.4381 руб.

2.8348 руб.

Р (100)

3.4340 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Торговля

Внутренняя торговля: между молотом и наковальней

02.02.2021
Внутренняя торговля: между молотом и наковальней
Фото c сайта kantar.com

Как и любая другая отрасль национальной экономики, внутренняя торговля и общепит не избежали негативного влияния пандемии коронавируса. Однако в отличие от предприя­тий других отраслей, организации торговли столкнулись с двойным давлением – вторым фактором стала антиинфляционная политика государственных органов, направленная на сдерживание цен.

Оптовый товарооборот в сопоставимых ценах по итогам 2020 г. снизился на 4,2%, до 99 млрд руб. Наиболее тяжелым периодом для оптовой торговли был прошлгодний январь, когда глубина падения достигла 15,1% на фоне ситуации с сокращением поставок нефти и дефицитом нефтепродуктов. Постепенное восстановление поставок и адаптация к изменившимся условиям работы привели к восстановлению оптового товарооборота и позволили завершить год с небольшим уровнем снижения.

Ситуация с розничным товарооборотом совершенно иная. В 1–3 кварталах мы наблюдали резкий рост товарооборота (на 7,9%) на фоне ажиотажного спроса населения на товары длительного хранения и продовольственные. В последующие месяцы розничный товарооборот начал снижаться – население стало затягивать пояса и отказываться от «лишних» потребительских расходов. В итоге за 12 месяцев оборот розничной торговли вырос всего на 1,8%, до 53 млрд руб. В разрезе областей наибольший рост показала Минская область (+11,3%), где розничный товарооборот вырос больше, чем в столице (+0,5%). Самый низкий результат – в Витебской области, где оборот розничной торговли снизился на 2,3% по сравнению с 2019 г.

Гораздо хуже, чем по отрасли в целом, выглядит статистика по розничному товарообороту ИП и физлиц – 4,4 млрд руб., что на 13% меньше, чем в 2019 г. Таким образом, предприниматели и физлица, которые, как правило, используют традиционные формы и методы торговли, пострадали больше торговых сетей. По данным Белстата, 82% розничного товарооборота ИП и физлиц формируется на рынках и в торговых центрах, поэтому можно предположить, что главная причина такого снижения – снижение количества потенциальных покупателей.

В 2020 г. населению продано продовольственных товаров на 25,9 млрд руб. (в сопоставимых ценах 103,8% к уровню 2019 г.), непродовольственных товаров – на 27,2 млрд руб. (99,8%). Большую часть розничного товарооборота обеспечивают организации торговли: в 2020 г. ими было продано 96,1% продовольственных и 87,5% непродовольственных товаров. Основной сегмент, в котором пытаются найти свое место под солнцем ИП и физлица, торгующие на рынках, – непродовольственные товары. На их долю приходится 73,2% товарооборота данной группы, половина которого – это одежда.

Доля продажи товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли в 2020 г. составила 59,8%, что на 1,2% меньше, чем в прошлом году. Лучше всего отечественные товары представлены в продовольственной группе – 77,1%. Доля продажи непродовольственных товаров отечественного производства организациями торговли в 2020 г. составила 40,9%, что на 2,1% меньше, чем годом ранее.

На занятости в отрасли непростой год почти не отразился. В целом организации продолжают терять работников, однако это обычная ситуация. Если в январе-ноябре 2019 г. на 100 принятых было 105 уволенных, то соотношение за такой же период 2020 г. составило 100:103.

Медианные зарплаты (значение, которое делит выборку ровно пополам) в оптовой торговле выше, чем в рознице, на 40% – 1132,1 против 800,7 руб. Однако по сравнению с прошлым годом они росли медленнее, чем в целом по стране, – 6,6–7,8% против 11,3%. Стоит заметить, что медианные зарплаты в рознице (800,7 руб.) по-прежнему ниже, чем в целом по стране (944,4 руб.).

Финансовое состояние организаций отрасли ожидаемо ухудшилось, однако все же не так заметно, как в других пострадавших отраслях. Количество убыточных организаций выросло с 18,3% до 21,2%, сумма убытка на одну организацию стала почти в 2 раза больше – 1533 тыс. руб. Просроченная кредиторская задолженность увеличилась всего на 1% по сравнению с прошлым годом, а задолженность по кредитам и займам выросла на 9,4% – до 7,22 млрд руб.

Можно сказать, что на фоне других отраслей внутренняя торговля понесла незначительные потери.

Но все же год был непростым для предприятий отрасли – не в последнюю очередь из-за государственного вмешательства в ценовую политику для сдерживания инфляции и регулирования цен на социально значимые товары. Ценовое регулирование было введено в апреле и с тех пор неоднократно продлевалось с небольшими изменениями перечня товаров. В итоге государственное регулирование стало еще одним фактором, сдерживающим рост внутренней торговли, хотя с точки зрения интересов населения и сдерживания инфляции эти нерыночные меры все же дали свой эффект.

В 2021 г. не стоит ждать от отрасли прорыва в показателях. Потребительские расходы населения остаются под давлением, государственная политика в сфере ценообразования вряд ли изменится в ближайшее время, так что факторов, которые могли бы обеспечить рост, попросту нет.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное