$

2.0620 руб.

2.3119 руб.

Р (100)

3.2085 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Исследования

Вновь рекомендует МВФ

22.01.2019

Даже при условии, что РФ полностью компенсирует Беларуси потери от российского налогового маневра, среднесрочный рост белорусской экономики составит всего 2%. В итоге наша страна не сможет по уровню доходов догнать более успешных соседей. Об этом говорится в распространенном на днях окончательном заключении Международного валютного фонда (МВФ) по завершении консультации 2018 г.

Если же компенсация окажется неполной (сегодня это основной риск для экономики Беларуси), то среднесрочный рост может быть существенно меньше 2%, а дефициты бюджета и счета текущих операций превысят прогнозируемые значения.

Что касается прогноза, то эксперты отметили: циклическое восстановление экономики Беларуси продолжается, рост в первые три квартала 2018 г. достиг 3,7%. Более высокие цены на нефть и солидный внешний спрос благоприятствовали экспорту, тогда как внутреннему спросу способствовали двузначные темпы роста заработной платы. Повышение роста импорта, в т.ч. в связи со строительством АЭС, в свою очередь, привело к некоторому ухудшению позиции по внешним счетам, несмотря на положительные условия торговли. Поэтому дефицит счета внешних текущих операций может достичь 2,5% ВВП в 2018 г. (в 2017 г. – 1,6%). Несмотря на быстрый рост заработной платы, осмотрительная денежно-кредитная политика в сочетании с повышением доверия к Национальному банку позволяют удерживать инфляцию на исторически низких уровнях – 5% в ноябре по сравнению с ноябрем 2017 г. Отметили специалисты МВФ и достаточно стабильный обменный курс.

Бюджетные доходы в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом могут вырасти приблизительно на 0,75 проц. пункта. ВВП за счет более благоприятных условий торговли и перераспределения импортных пошлин в рамках ЕАЭС. Однако из-за того, что расходы, особенно капитальные, а также заработная плата росли еще быстрее, общий дефицит бюджета, включая квазифискальные расходы на госпредприятия, грозит достичь 1,3% ВВП по сравнению с 0,3% в 2017 г. Ожидается умеренное снижение дефицита в среднесрочный период примерно до 0,5% ВВП, главным образом благодаря запланированному завершению строительства АЭС.

В докладе отмечены риски, связанные с быстрым увеличением госдолга, высокой долларизацией и неопределенностью относительно негативных внешних эффектов новой системы налогов на энергоресурсы в России.

Для укрепления устойчивости экономики и повышения потенциального роста необходимо реализовать всеобъемлющие меры макроэкономической политики и масштабные реформы, включая реформирование госпредприятий. Хотя официальными органами предпринят ряд мер по корректировке в фискальной сфере, потребуются еще дополнительные шаги, чтобы остановить быстрое увеличение госдолга. МВФ также рекомендует осуществлять мониторинг фискальных рисков, связанных с госпредприятиями, и постепенно переходить к финансированию за счет размещения долговых обязательств, выраженных в белорусских рублях, чтобы снизить чувствительность долга к колебаниям обменного курса.

В докладе говорится о необходимости дальнейшего снижения высокой степени долларизации и отмены ограничений процентных ставок.

Специалисты МВФ призвали к всеобъемлющему реформированию госпредприятий за счет проведения планомерной оценки их жизнеспособности на основе анализа рисков и последующей разработки практического плана, который послужит основой для реструктуризации. Говорится и о необходимости укрепления системы соцзащиты, чтобы смягчить последствия реструктуризации для уязвимых групп населения. Подчеркивается, что содействие деятельности частного сектора за счет улучшения делового климата и создания равных условий хозяйствования также будет иметь важное значение.

Отметим, что подобные рекомендации МВФ и другие международные организации давали Беларуси и раньше. И к ним не прислушивались. Но теперь, когда ситуация в экономике ухудшилась, во многие официальные документы включаются положения о необходимости улучшения инвестиционного климата в стране и создания равных условий хозяйствования для частных и государственных предприятий. Однако представители бизнес-союзов утверждают, что на практике ситуация не меняется, о равенстве субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, говорить не приходится.

Что же касается неэффективности госорганизаций, то международные эксперты неоднократно обращали внимание на опасность огромных долгов, накопленных в госсекторе, но власти практически не поднимали эту тему. По крайней мере, лишь в последние годы в руководстве страны открыто заговорили, что в целом частные предприятия могут работать более эффективно, чем государственные.

Правда, в Программе деятельности правительства на 2018–20 гг., утв. постановлением Совмина от 31.10.2018 № 774, о массовой приватизации госпредприятий речь не идет. Ставится лишь задача улуч­шить управление ими, повысить конкурентоспособность. Правительство также планирует сократить перечень объектов, находящихся только в собственности государства и не подлежащих приватизации. Напомним, что такие попытки предпринимались и раньше, но успешными они не стали: министерства и облисполкомы не пожелали отказываться от контроля за организациями, включенными в такой перечень.

Если надежды на возмещение Россией потерь от налогового маневра не оправдаются, то, возможно, руководство страны решит прислушаться к рекомендациям МВФ. По крайней мере, некоторые экономисты обратили внимание на распоряжение премьер-министра от 11.01.2019 № 8р о создании межведомственной рабочей группы, которая совместно со Всемирным банком будет готовить дорожную карту структурных реформ в Беларуси. Они считают, что такое решение указывает и на возможное возобновление переговоров с МВФ по кредитной программе.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы