Внешняя торговля: тренды и вызовы для бизнеса

Белорусские экспортеры и импортеры третий год работают в беспрецедентных условиях. Эксперты ожидают, что сильный санкционный фон с высокой вероятностью сохранится, поэтому предприятиям нужно быть готовыми к возможному изменению операционной среды.
Последствия турбулентности
Тема внешнеэкономической деятельности рассматривалась на днях в рамках форума «Лига экспорта», организованного Национальным центром маркетинга.
Министр иностранных дел Максим Рыженков, выступая на форуме, отметил, что мир находится «в очень серьезной турбулентности», которая оказывает влияние на торгово-экономические, финансовые отношения между государствами. В том числе и поэтому у бизнеса возникают трудности с трансграничными расчетами, доставкой грузов, выстраиванием логистических цепочек.
Потому, по словам министра, дипломатические работники, обладающие соответствующими компетенциями, в т.ч. занимаются тем, что помогают субъектам хозяйствования работать на зарубежных рынках.
«Мы готовы всем помогать, чтобы максимально комфортно и гибко обходить возникающие проблемы», – подчеркнул М. Рыженков.
По данным МИДа, белорусские компании, которые научились работать на внешних рынках, сумели сохранить даже в условиях санкций торговые отношения со странами Евросоюза (по возможным направлениям).
Тесная связь геополитики и экономики
Спикеры конференции рекомендовали субъектам хозяйствования обращать внимание на тенденции, которые свидетельствуют о возможностях и ограничениях во внешнеэкономической деятельности.
«Если вы хотите тратить меньше усилий на достижение результата, нужно учитывать тренды, которые происходят», – отметил директор Белорусского института стратегических исследований Олег Макаров, обращаясь к деловой аудитории.
Директор Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Николай Борисевич, комментируя текущие тренды в мировой экономике, акцентировал внимание на том, что геополитика оказывает большое влияние на торговые отношения.
Поэтому, по наблюдениям эксперта, происходит перенаправление цепочек поставок товаров и производственных мощностей в регионы мира, которые являются дружественными с политической и экономической точки зрения.
По мнению директора Национального центра маркетинга, белорусскому бизнесу, который занимается внешнеэкономической деятельностью, стоит обратить внимание также на тренд ускоренного роста экономики в некоторых государствах.
Встраивание в региональные объединения
«Основная доля роста мировой экономики будет приходиться на Китай, Индию, Бразилию, Россию в ближайшие пять лет», – подчеркнул Н. Борисевич.
Директор Белорусского института стратегических исследований обратил внимание, что наша страна «пытается инсталлироваться» в региональные объединения, в которые входят вышеназванные государства.
Так, в 2024 г. Беларусь стала членом Шанхайской организации сотрудничества, страной-партнером БРИКС и «замахиваемся на АСЕАН», констатировал руководитель исследовательской организации.
«Это не только и не столько политические амбиции, сколько холодный, трезвый расчет на то, что в дальнейшем вслед за политическими решениями пойдет экономика», – полагает О. Макаров.
По мнению эксперта, региональные союзы, «скорее всего, будут основой того мира, который нас ждет в ближайшие десятилетия».
Кстати, директор Департамента внешнеэкономической деятельности МИД Андрей Прокопчук, выступая на форуме, обратил внимание, что для расширения возможностей предприятий, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, Беларусь пошла по пути подписания соглашений о свободной торговле с другими государствами.
На сегодня такие соглашения заключены с Вьетнамом, Сербией, Ираном, для дальнейшей либерализации условий доступа товаров ведутся активные переговоры с Индонезией, ОАЭ, готовится подписание соглашения с Монголией, рассказал А. Прокопчук.
Современные вызовы
Наряду с возможностями для бизнеса, возникающими в связи с появлением региональных союзов и зон свободной торговли, эксперты называют и вызовы, к которым субъектам хозяйствованиям нужно быть готовыми.
Санкционные ограничения западных стран, в частности, заставляют многие белорусские компании пересматривать рынки сбыта в пользу дальнего зарубежья.
«Санкции выдавливают нас на юг и восток. И здесь возникает очень серьезный вызов, связанный с тем, что наши издержки могут увеличиваться», – подчеркнул О. Макаров.
Наряду с логистическими вызовами эксперты выделяют и сугубо финансовые, которые лежат в плоскости прохождения платежей.
Исполнительный директор Беларусбанка Алексей Амарин обратил внимание, что несколько лет назад тема прохождения платежей не требовала значительных усилий со стороны банков, поскольку все процедуры проходили автоматически. Однако из-за санкционных событий последних лет ситуация и приоритеты изменились.
«На первый план выходит вопрос именно финансовой логистики, т.е. доведения платежа до заданной точки», – констатировал А. Амарин.
Потому в это направление деятельности банкам приходится серьезно вкладываться, добавлять «трудовой ресурс, цифровой ресурс».
При этом решение вопросов, связанных с прохождением платежей, вызывает ряд трудностей.
В частности, переходить на расчеты в национальных валютах готовы не все контрагенты белорусских предприятий, поскольку порой «клиенты с той стороны не заинтересованы использовать собственную валюту для работы», например, из-за курсовых разниц, пояснил А. Амарин.
Кроме того, сложности с прохождением платежей возникают из-за изменчивости внешней среды. Выработанные месяцами решения могут просто потерять актуальность и перестать работать за одну ночь.
Необходимо принять тот факт, что сегодня внешнеэкономическая деятельность и для предприятий, и для банков – это возросшие издержки времени и стоимости, отметил А. Амарин.
По его мнению, для успешного решения вопросов с логистикой платежей необходима совместная и системная работа с участием банков и предприятий реального сектора экономики, в т.ч. на этапе планирования внешнеэкономической сделки.