$

2.5965 руб.

3.1082 руб.

Р (100)

3.4363 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Аудит

Внешняя оценка качества

19.03.2021
Внешняя оценка качества
Фото: Shutterstock/Everything possible

Внесены изменения в осуществление Аудиторской палатой (АП) внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов-ИП.

Порядок изменен постановлением Минфина от 14.01.2021 № 6 «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – постановление № 6) вступившим в силу с 20.02.2021.

Принципы осуществления АП внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов-ИП закреплены в Инструкции о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 (далее – Инструкция № 59).

Действия Инструкции № 59 не подпадают под нормы Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), т.к. для его целей Указа под контролирующими (надзорными) органами понимаются государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства РБ на осуществление контроля (надзора). При этом проводимая указанными органами проверка – это форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий (абз. 11 п. 2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом № 510 (далее – Положение № 510)).

АП является единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов-ИП (п. 1 ст. 9 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З). Осуществляемая ею внешняя оценка – это инспектирование специалистами по внешней оценке аудиторского задания, выполненного аудиторской организацией, аудитором-ИП, и системы внутренней оценки качества работы аудиторов, организованной аудиторской организацией, аудитором-ИП (далее – внутренняя оценка), для оценки соблюдения ими законодательства об аудиторской деятельности (п. 2 Инструкции № 59).

Как и ранее, аудиторские организации, аудиторы-ИП, внешняя оценка которых будет осуществляться, а также специалисты по внешней оценке информируются АП письмом-уведомлением о сроках проведения внешней оценки, периоде, подлежащем внешней оценке, основании и виде внешней оценки, специалистах по внешней оценке, включенных в состав рабочей группы (п. 27 Инструкции № 59).

Инструкция № 59 претерпела как технические и редакционные правки, так и некоторые важные уточнения. Сами принципы, перечисленные в п. 4 Инструкции № 59, остались прежними:

1) достижение целей внешней оценки.

По данному принципу уточнено, что анализу будут подвергаться внутренние правила аудиторской деятельности, установленные аудиторскими организациями, аудиторами-ИП, на их соответствие требованиям законодательства об аудиторской деятельности. Наличие таких правил определено Законом № 56-З и НПАД. Однако до внесения изменений в Инструкцию № 59 данный аспект не выделялся;

2) обеспеченность внешней оценки финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;

3) независимость и конфиденциальность внешней оценки;

4) обоснованность осуществления внешней оценки.

Он базируется на принципах плановости и внеплановости. В отношении определения принципа плановости произведено уточнение и теперь он заключается в осуществлении обязательной полной (комплексной) внешней оценки (далее – плановая внешняя оценка) аудиторских организаций, аудиторов-ИП, начиная с календарного года, следующего за годом включения сведений об аудиторской организации, аудиторе-ИП в реестр аудиторов, аудиторов-ИП, аудиторских организаций (далее – аудиторский реестр), на основе риск-ориентированного подхода, но не реже одного раза в период, установленный абз. 3 п. 4 ст. 8 Закона № 56-З и правилами АП по внешней оценке. Также дополнено, что проведение внеплановой внешней оценки (за исключением проведения внеплановой полной (комплексной) внешней оценки) не освобождает от проведения плановой внешней оценки;

5) применение надлежащих видов осуществления внешней оценки.

Уточнено, что продолжительность мониторинга системы внутренней оценки не может превышать 30 рабочих дней. При этом, как и ранее определено, что в ходе мониторинга системы внутренней оценки проводится анализ соответствия системы внутренней оценки законодательству об аудиторской деятельности на основе сведений, представляемых аудиторской организацией, аудитором-ИП АП о системе внутренней оценки в виде самооценки члена АП по форме, установленной АП (п. 19 Инструкции № 59).

Спраочно: согласно п. 2 Положения о порядке проведения мониторинга, утв. Указом № 510 (далее – Положение № 510-2) мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга (далее – субъект) на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

По мнению автора, целесообразно привести в Инструкции № 59 определение термина «мониторинг» и уточнить формулировку аналогично приведенной в Положении № 510-2 в отношении оценки и установлении причинно-следственных связей. Это объясняется тем, что цель мониторинга – не только анализ, но и принятие каких-либо решений на его основе;

6) должное планирование внешней оценки;

7) обеспечение надлежащего уровня профессиональной компетентности специалистов по внешней оценке, прозрачности процедуры их назначения для проведения внешней оценки;

8) должное наблюдение за осуществлением внешней оценки;

9) надлежащее документирование осуществления внешней оценки;

10) итоговая оценка результатов внешней оценки и их публичность.

Согласно п. 46 Инструкции № 59 по результатам внешней оценки АП готовит итоговые документы, которые включают:

– отчет по результатам внешней оценки;

– заключение о качестве работы;

– решение о применении мер воздействия к аудиторской организации, аудитору-ИП (далее – решение о применении мер воздействия).

При такой формулировке по результатам внешней оценки АП всегда должно быть подготовлено три документа, последний из которых применение мер воздействия.

Но как тогда быть – если нарушений не выявлено? Зачем нужен такой документ?

Изменен срок представлен АП проекта отчета по результатам внешней оценки аудиторской организации, аудитору-ИП, внешняя оценка которых осуществлялась: вместо ранее установленных 30 календарных дней 15 календарных дней с даты окончания срока проведения внешней оценки (п. 48 Инструкции № 59).

Также установлен конкретный срок в случае несогласия аудиторской организации, аудитора-ИП с содержанием окончательного отчета по результатам внешней оценки обратиться в течение 15 календарных дней с даты его получения в соответствующий специализированный орган АП для пересмотра результатов в порядке, установленном правилами АП по внешней оценке (п. 48 Инструкции № 59).

Заслуживает внимания дополнение в п. 50 Инструкции № 59 в части критериев оценки АП выявленных в ходе внешней оценки нарушений. Так, к ранее применяемым – существенность; систематичность и возможность устранения добавлен критерий – отнесение к грубым нарушениям, определенным в ч. 2 п. 51 Инструкции № 59.

Как и ранее, в зависимости от результатов оценки выявленных нарушений при проведении внешней оценки АП в заключении о качестве работы относит аудиторскую организацию, аудитора-ИП к одной из пяти категорий. Для отнесения выявленных нарушений к категории грубые нарушения, перечисленные в п. 51 Инструкции № 59, критерии дополнены следующими:

– нарушение аудиторской организацией, аудитором-ИП требования, установленного абз. 10 ст. 15 Закона № 56-З;

– отсутствие организованной системы внутренней оценки и (или) непроведение аудиторской организацией, аудитором-ИП процедур внутренней оценки, установленных внутренними правилами аудиторской деятельности;

– непредставление, несвоевременное представление информации либо представление информации, содержащей неполные или недостоверные сведения, требования по представлению которой установлены п. 9 ст. 6 Закона № 56-З, ч. 2 п. 8 Инструкции о порядке ведения реестра аудиторов, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций, утв. постановлением Минфина от 18.10.2019 № 57, п. 2 Инструкции о требованиях к представляемой аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в Аудиторскую палату информации о своей деятельности и сроках представления такой информации, утв. постановлением Минфина от 18.10.2019 № 57, абз. 6-7 п. 25 Инструкции № 59.

В результате реструктуризации текста Инструкции № 59 в данный пункт перенесены следующие нарушения:

– по результатам оказания аудиторских услуг не составлены итоговые документы, предусмотренные законодательством;

– несоблюдение аудиторской организацией, аудитором-ИП принципов независимости и (или) конфиденциальности;

– нарушение аудитором-ИП требования, установленного п. 1 ст. 7 Закона № 56-З;

– нарушение аудиторской организацией, аудитором-ИП соответствующих требований, установленных п. 5 ст. 7, п. 3 ст. 8 Закона № 56-З.

Данные дополнения являются серьезными факторами, в результате которых нарушения признаются грубыми. Также изменено требование к содержанию подготовленного АП решения о применении мер воздействия. Теперь оно должно содержать (п. 55 Инструкции № 59):

– меру воздействия, определенную к применению в отношении аудиторской организации, аудитора-ИП по результатам внешней оценки,

– указания об устранении нарушений (далее – указания),

– сроки устранения нарушений,

– иную информацию, установленную АП.

Существенным является дополнение в случае обжалования аудиторской организацией, аудитором-ИП примененных по результатам осуществленной АП внешней оценки мер воздействия в наблюдательный совет по аудиторской деятельности или в суд, рассматривающий экономические дела, включение в аудиторский реестр указанных в ч. 1 п. 57 Инструкции № 59 сведений осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения жалобы наблюдательным советом по аудиторской деятельности или судом.

То есть у аудиторской организации, аудитора-ИП появилась возможность реабилитироваться, что соответственно может повлечь корректировку информации в аудиторском реестре;

11) обеспечение применения мер воздействия к аудиторской организации, аудитору-ИП.

Как и ранее в зависимости от категории, присвоенной в результате внешней оценки, в отношении аудиторской организации, аудитора-ИП применяются следующие меры воздействия:

– первая категория – к ранее включающей предупреждение добавлено или без применения мер воздействия;

– вторая категория – предупреждение и (или) штраф;

– третья категория – штраф;

– четвертая категория – штраф и (или) приостановление членства в АП;

– пятая категория – штраф и приостановление членства в АП или штраф и исключение из членов АП.

Значительная часть изменений по отношению к этому принципу носит технический характер.

Обратите внимание! Теперь согласно п. 60 Инструкции № 59 в случае применения меры воздействия в виде приостановления членства в АП палата вправе в решение о применении мер воздействия включить указание об обязательном привлечении аудиторской организацией, аудитором-ИП эксперта по внутренней оценке для осуществления оценки качества выполнения аудиторских заданий по договорам оказания аудиторских услуг, заключенным ими до вынесения решения о применении меры воздействия, срок окончания оказания услуг по которым истекает в период приостановления членства.

В случае применения меры воздействия в виде исключения из членов АП аудиторская организация, аудитор-ИП обязаны завершить оказание аудиторских услуг по договорам оказания аудиторских услуг, заключенным до вынесения решения о применении мер воздействия, с привлечением эксперта по внутренней оценке, назначенного по согласованию с АП.

Применение мер воздействия не освобождает аудиторскую организацию, аудитора-ИП от исполнения указаний, определенных в решении о применении мер воздействия, с соблюдением установленных в этом решении сроков.

Аудиторская организация, аудитор-ИП обязаны своевременно уведомить АП об исполнении указаний, определенных в решении о применении мер воздействия, с предоставлением подтверждающих документов. Исполнение указаний аудиторской организацией, аудитором-ИП не является основанием для изменения категории, присвоенной аудиторской организации, аудитору-ИП в заключении о качестве работы, до проведения следующей внешней оценки.

Неисполнение аудиторской организацией, аудитором-ИП указаний в установленные в решении о применении мер воздействия сроки может послужить основанием для принятия в установленном АП порядке рассмотрения дел о применении мер воздействия решения о:

– применении иных мер воздействия в рамках присвоенной в результате внешней оценки категории, либо

– изменении категории с применением соответствующих этой категории мер воздействия.

***

Анализ изменений показывает, что они являются существенными и направлены, в первую очередь, на повышение качества оказываемых аудиторских услуг и в целом на имидж профессии аудитора в РБ.

Автор публикации: Валентина ЛЕМЕШ, кандидат экономических наук, доцент

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


***
Бухучет: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное