$

2.1204 руб.

2.4136 руб.

Р (100)

3.2021 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

Внешнеторговые операции и выдача разрешений: есть изменения

15.08.2018

В Беларуси уточнен порядок выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций.

С 10 августа т.г. вступило в силу постановление Правления Нацбанка от 01.08.2018 № 348 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52», которым утверждена в новой редакции Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций» (далее – Инструкция).

Операцию надо завершить в срок

Напомним, что сроки завершения внешнеторговых операций определены Указом Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».

Так, при экспорте, в т.ч. по договорам комиссии, за исключением случаев, указанных в  подп.1.4 данного Указа, внешнеторговая операция должна быть завершена в срок не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг, при импорте – не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа.

Кроме того, постановлением Совмина и Нацбанка от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» для отдельных видов экспортируемых и импортируемых товаров установлены иные сроки для завершения внешнеторговой операции.

Проблема возврата денег за отгруженный товар не теряет свою актуальность, поскольку не всегда у белорусских субъектов хозяйствования имеется возможность получить предварительную оплату. Как правило, поставки осуществляются на условиях отсрочки платежа, которые тоже не всегда соблюдаются покупателями-нерезидентами.

За нарушение сроков завершения внешнеторговых операций – в частности, за необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту – предусмотрена ответственность ст. 11.37 Кодекса об административных правонарушениях. Данная статья предусматривает наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя (ИП) или юридическое лицо – до 0,5% от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

Резиденту нужно разрешение

В качестве варианта исключения дополнительных материальных затрат законодательством предоставлена возможность продления срока завершения внешнеторговой операции в случае, если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством.

Для этого, резидент согласно Инструкции обязан обратиться за получением разрешения:

1) в Национальный банк:

– при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок более чем на 185 календарных дней;

– при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок более чем на 275 календарных дней;

– если резидент зарегистрирован на территории г. Минска и Минской области;

2) в главное управление Нацбанка по области по месту регистрации резидента:

– при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок не более чем на 185 календарных дней;

– при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок не более чем на 275 календарных дней.

До 10 августа т.г. исчисляемые сроки продления внешнеторговой операции равнялись, соответственно, 90 и 60 календарных дней. Таким образом, субъекты хозяйствования областного уровня могут продлить сроки исполнения внешнеторговых контрактов на более длительный период, обратившись в главные управления НБРБ по области.

Даты и формы заявлений

При выдаче разрешения срок завершения внешнеторговой операции устанавливается с даты начала внешнеторговой операции по дату, указанную резидентом в заявлении на продление сроков завершения внешнеторговых операций (далее – заявление).

При этом Инструкцией определено, что срок завершения внешнеторговой операции должен быть установлен не позднее даты, указанной в ходатайстве соответствующего госоргана (госорганизации), облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент (для организаций без ведомственной подчиненности и ИП – облисполкома или Минского горисполкома), в случае его представления.

Как и ранее, если в период рассмотрения заявления резидентом представлены документы, подтверждающие завершение данной внешнеторговой операции, в разрешении указывается фактическая дата ее завершения.

Инструкцией введена форма заявления для продления срока завершения внешнеторговой операции в виде приложения 1 к Инструкции.

Для получения разрешения резидент представляет в Нацбанк (главные управления Нацбанка по областям) документы в соответствии с п.п. 1–6 перечня документов, согласно приложению 3 к Инструкции, а для внесения изменений – дополнительно документы, указанные в п. 7 данного перечня документов, с обоснованием необходимости внесения изменений в разрешение. Перечень документов подкорректирован в связи с появлением примерной формы заявления.

Стало возможным подавать документы в электронном виде, при этом датой подачи заявления, представляемого по электронным каналам связи, считается дата поступления электронного документа в документальную информационную систему Нацбанка.

Шанс получить разрешение имеется практически у каждого экспортера, импортера, поскольку Нацбанк отказывает резиденту в выдаче разрешения в следующих случаях:

– представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставление (несвоевременное представление) заявителем документов, необходимых для получения разрешения;

– фактическая реализация внешнеторговой операции и прекращение обязательств по ней на дату подачи заявления;

– превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, на дату подачи заявления (для случая, указанного в п. 5 Инструкции) ;

– превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного ранее выданным разрешением (при обращении за повторным (очередным) продлением срока);

– невыполнение заявителем одного либо совокупности условий, установленных Совмином и Нацбанком.

***

Таким образом, процедура получения разрешения оптимизирована, однако приходится затрачивать время на оформление документов, получение самого разрешения, поскольку выдача разрешения, внесение изменений в ранее выданное разрешение либо направление отказа в выдаче разрешения с указанием причин осуществляются, как и ранее, в течение 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов в Нацбанк (главные управления Нацбанка по областям).

Возможно, в перспективе с уменьшением проблем по возврату просроченной внешней дебиторской задолженности и в рамках проводимой Нацбанком либерализации валютного законодательства резиденты РБ получат право определять сроки исполнения внешнеторговых контрактов без их законодательного ограничения.

Автор публикации: Нонна РАБЕЦ, юрист