Власти хотят исключить занижение экспортных цен на белорусские товары

В Беларуси установят новые правила формирования отпускных цен на отечественные товары, реализуемые на экспорт. Подоплекой послужила распространенная практика, когда экспортная цена оказывается ниже цены на внутреннем рынке.
Суть новых требований и где они предусмотрены
Новые правила формирования цены заложены в проекте Указа «О совершенствовании регулирования потребительского рынка», который вынесен на общественное обсуждение.
Согласно проекту при экспорте белорусских товаров отпускная цена, формируемая:
● отечественными производителями, должна быть не ниже отпускной цены (без учета НДС) таких товаров, поставляемых этими субъектами хозяйствования на внутренний рынок;
● иными юрлицами и ИП, — не ниже цены, по которой реализованы товары, поставляемые на экспорт.
В случае реимпорта товаров, ранее поставленных на экспорт, продать их в Беларуси можно будет по розничной цене, действующей для внутреннего рынка на дату реализации (плюс НДС).
Важно, что это правило будет касаться не всех экспортируемых товаров, а только тех, которые Совмин включит в соответствующий перечень.
Чем вызваны изменения
Предпосылки нововведения изложены в обосновании к проекту Указа и связаны с тем, что некоторые отечественные производители потребительских товаров реализуют на экспорт свою продукцию по ценам ниже применяемых на внутреннем рынке. Такая практика особенно характерна при продажах через российские маркетплейсы: большинство крупных белорусских производителей не работают с интернет-площадкой напрямую, а поставляют свою продукцию либо субъекту товаропроводящей сети в РФ, либо контрагентам из России и Беларуси, специализирующимся на интернет-площадках.
Разработчики приводят немало примеров, выявленных МАРТ в ходе анализа средневзвешенных цен за 2024 г.
Так, цены на холодильники «Атлант» при реализации на внутренний рынок были выше, чем на экспорт, на 0,7–13,18%. На телевизоры «Витязь» в разные периоды перевес внутренних цен над экспортными колебался от 5,09% до 24,97%. Рекордной разницей в ценах для внутреннего потребителя и на экспорт отметились кондитерская фабрика «Коммунарка» и производители керамической плитки «Берёзастройматериалы» и «Керамин»: у первой она доходила до 77,9%, у вторых — до 84,88% (у какого из двух производителей — в обосновании не указано).
Можно предположить, что товары, фигурирующие в обосновании к проекту (а это еще детская обувь и макароны), точно попадут в перечень Совмина.
Новые требования к ценообразованию при экспорте потребительских товаров собираются ввести с 1 января 2026 г.