$

2.0988 руб.

2.4197 руб.

Р (100)

3.2132 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

АПК

Вкус фермерского хлеба

19.06.2018

Белорусское общественное объединение фермеров (БООФ) считает необходимым усовершенствовать регулирующее их деятельность законодательство. Об этом говорится в письме БООФ, направленном в Постоянную комиссию  Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению.

Господдержка – символическая

Вопрос совершенствования законодательства о крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) является «весьма актуальным и злободневным», отмечается в письме. На это указывает нынешнее состояние данного сектора. Фермерское движение в Беларуси за свою 30-летнюю историю так и не стало популярным: «в массовом порядке жители нашей страны в фермеры не пошли». Например, количество индивидуальных предпринимателей в 80 раз превышает число фермеров. Реализовать белорусу свой предпринимательский потенциал в сельском хозяйстве «очень и очень проблематично».

Впрочем, КФХ, несмотря на незначительный удельный вес по численности, вносят заметный вклад в сельхозпроизводство. По некоторым видам сельхозпродукции они потеснили с рынка круп­ные сельхозпредприятия. Также очевидно, что развитие специфических отраслей сельского хозяйства, например, козоводства, овцеводства, коневодства, кролиководства, грибоводства, выращивания ягод, семян овощ­ных культур, невозможно без участия фермеров.

Статьей 3 Закона от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон) предусмотрена господдержка отечественным фермерам. Однако на практике она, по мнению БООФ, часто носит символический характер. Например, в 2016 году мероприятия по отводу земли были профинансированы только 5 КФХ, господдержку на посадку плодово-ягодных культур и развитие племенного животноводства получили 4 и 3 хозяйства соответственно.

Недоумение у авторов письма вызывает ст. 21 Закона, запрещающая главе КФХ руководить одновременно иной коммерческой организацией. Столь же негативное отношение они выразили к требованию ст. 8 Закона по ограничению состава участников хозяйства членами одной семьи.

Земельный вопрос

Если в других отраслях экономики зависимость частного бизнеса от госсектора устранена, то в сельском хозяйстве она, как считают фермеры, до сих пор продолжает оставаться реальностью. На протяжении всех лет осуществления земельной реформы именно от руководителей общественных сельхозпредприятий в первую очередь зависит решение вопроса о предоставлении претенденту в фермеры участка земли.

Действовавшее в начале 1990-х годов законодательство предусматривало формирование специального земельного фонда – «преимущественно компактно размещенных земельных участков в размере не менее 10% от общей площади сельхозугодий» для предоставления гражданам Беларуси, планировавшим стать фермерами. Нынешнее законодательство определяет «более обтекаемый» порядок оборота сельхозземель.

В соответствии с Кодексом о земле земельные участки предоставляются КФХ их главам, как правило, единым массивом, и в первую очередь из фонда перераспределения земель. Однако проводимые БООФ опросы фермеров свидетельствуют, что роль данного фонда в оптимизации фермерского землепользования несущественна. По-прежнему основным источником расширения фермерских угодий является отвод земель от действующих сельхозорганизаций. А это с каждым годом делать все сложнее.

В последние годы в Беларуси поутихли разговоры о частной собственности на земли сельхозназначения. Между тем, как отмечается в письме, рыночный оборот земли – неотъемлемая часть построения цивилизованных рыночных отношений. О каком обеспечении социальной привлекательности занятия сельхозпредпринимательством можно говорить, если земля после 30 лет ее обработки и ухода за ней фермеру так и не принадлежит? Из-за этого большие сложности возникают при продаже хозяйства, его наследовании. Естественно, начинающий предприниматель призадумается над вопросом, стоит ли ему связывать свою судьбу с фермерством.

В БООФ разделяют мнение, что введение института частной собственности на землю не единовременный процесс, но уверены, что начинать его в Беларуси необходимо, так как избежать преобразований в будущем все равно не удастся. И фермеры как никто другой подходят для отработки рациональных подходов в земельном вопросе.

В приоритете зерно, картофель и овощи

Как сообщили в Минсельхозпроде, в нашей стране по состоянию на 01.01.2018 г. зарегистрировано 3168 КФХ. Динамика количественного роста за последние 23 года, увы, не впечатляет – всего 7%. Больше всего фермеров трудится сегодня в Минской области – 26,1% от общей численности, Витебщина для них является наименее привлекательным регионом – 11,8%. За КФХ в целом по республике закреплено 206,7 тыс. га земель, в т.ч. 180,1 тыс. га сельхозугодий, из которых 128,4 тыс. га – пашни. Таким образом, среднестатистический белорусский фермер располагает наделом земли в размере 78 га. В структуре такого участка сельхозугодия составляют 67,9 га, пашни – 48,4 га.

Основным направлением производственной деятельности отечественных КФХ является растениеводство, на долю которого приходится около 90% всей производимой продукции. В 2017 г. в структуре их посевных площадей 53,2 тыс. га было занято зерновыми и зернобобовыми культурами, картофелем – 14,2 тыс. га, овощами – 10,1 тыс. га. Урожай на них фермеры получили в следующих объемах: зерна – 166,6 тыс. т, картофеля – 387,0 тыс. т, овощей – 365,9 тыс. т.

Удельный вес произведенных ими в прошлом году основных видов сельхозпродукции в общем объеме сельхозпроизводства страны составил более 2%, в т.ч. по молоку – 0,2%, яйцам – 0,03%, зерну – 2%, картофелю – 6%, овощам – 18,7%.

В рамках реализации госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 23.02.2016 № 149, в 2017 г. фермерам была оказана финансовая поддержка в виде предоставления займа и передачи имущества на условиях финансовой аренды (лизинга) 3 КФХ в размере 163,7 тыс. BYN. Из средств республиканского бюджета 227,6 тыс. BYN были направлены на финансирование мероприятий подпрограммы «Раз­витие и поддержка малых форм хозяйствования» Государственной про­граммы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 11.03.2016 № 196.

Кроме того, государство оказывало помощь в обновлении парка фермерской сельхозтехники. Так, по Указу Президента от 02.04.2015 №146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования» с КФХ заключено на льготных условиях 152 договора лизинга на сумму 10,4 млн. BYN.

Автор публикации: Михал СТЕЛЬМАК


Макроэкономика: список рубрик
Читать «ЭГ»
Важно
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях