Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
АПК
19.06.2018 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №45 (2149) от 19.06.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вкус фермерского хлеба

Белорусское общественное объединение фермеров (БООФ) считает необходимым усовершенствовать регулирующее их деятельность законодательство. Об этом говорится в письме БООФ, направленном в Постоянную комиссию  Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению.

Господдержка – символическая

Вопрос совершенствования законодательства о крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) является «весьма актуальным и злободневным», отмечается в письме. На это указывает нынешнее состояние данного сектора. Фермерское движение в Беларуси за свою 30-летнюю историю так и не стало популярным: «в массовом порядке жители нашей страны в фермеры не пошли». Например, количество индивидуальных предпринимателей в 80 раз превышает число фермеров. Реализовать белорусу свой предпринимательский потенциал в сельском хозяйстве «очень и очень проблематично».

Впрочем, КФХ, несмотря на незначительный удельный вес по численности, вносят заметный вклад в сельхозпроизводство. По некоторым видам сельхозпродукции они потеснили с рынка круп­ные сельхозпредприятия. Также очевидно, что развитие специфических отраслей сельского хозяйства, например, козоводства, овцеводства, коневодства, кролиководства, грибоводства, выращивания ягод, семян овощ­ных культур, невозможно без участия фермеров.

Статьей 3 Закона от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон) предусмотрена господдержка отечественным фермерам. Однако на практике она, по мнению БООФ, часто носит символический характер. Например, в 2016 году мероприятия по отводу земли были профинансированы только 5 КФХ, господдержку на посадку плодово-ягодных культур и развитие племенного животноводства получили 4 и 3 хозяйства соответственно.

Недоумение у авторов письма вызывает ст. 21 Закона, запрещающая главе КФХ руководить одновременно иной коммерческой организацией. Столь же негативное отношение они выразили к требованию ст. 8 Закона по ограничению состава участников хозяйства членами одной семьи.

Земельный вопрос

Если в других отраслях экономики зависимость частного бизнеса от госсектора устранена, то в сельском хозяйстве она, как считают фермеры, до сих пор продолжает оставаться реальностью. На протяжении всех лет осуществления земельной реформы именно от руководителей общественных сельхозпредприятий в первую очередь зависит решение вопроса о предоставлении претенденту в фермеры участка земли.

Действовавшее в начале 1990-х годов законодательство предусматривало формирование специального земельного фонда – «преимущественно компактно размещенных земельных участков в размере не менее 10% от общей площади сельхозугодий» для предоставления гражданам Беларуси, планировавшим стать фермерами. Нынешнее законодательство определяет «более обтекаемый» порядок оборота сельхозземель.

В соответствии с Кодексом о земле земельные участки предоставляются КФХ их главам, как правило, единым массивом, и в первую очередь из фонда перераспределения земель. Однако проводимые БООФ опросы фермеров свидетельствуют, что роль данного фонда в оптимизации фермерского землепользования несущественна. По-прежнему основным источником расширения фермерских угодий является отвод земель от действующих сельхозорганизаций. А это с каждым годом делать все сложнее.

В последние годы в Беларуси поутихли разговоры о частной собственности на земли сельхозназначения. Между тем, как отмечается в письме, рыночный оборот земли – неотъемлемая часть построения цивилизованных рыночных отношений. О каком обеспечении социальной привлекательности занятия сельхозпредпринимательством можно говорить, если земля после 30 лет ее обработки и ухода за ней фермеру так и не принадлежит? Из-за этого большие сложности возникают при продаже хозяйства, его наследовании. Естественно, начинающий предприниматель призадумается над вопросом, стоит ли ему связывать свою судьбу с фермерством.

В БООФ разделяют мнение, что введение института частной собственности на землю не единовременный процесс, но уверены, что начинать его в Беларуси необходимо, так как избежать преобразований в будущем все равно не удастся. И фермеры как никто другой подходят для отработки рациональных подходов в земельном вопросе.

В приоритете зерно, картофель и овощи

Как сообщили в Минсельхозпроде, в нашей стране по состоянию на 01.01.2018 г. зарегистрировано 3168 КФХ. Динамика количественного роста за последние 23 года, увы, не впечатляет – всего 7%. Больше всего фермеров трудится сегодня в Минской области – 26,1% от общей численности, Витебщина для них является наименее привлекательным регионом – 11,8%. За КФХ в целом по республике закреплено 206,7 тыс. га земель, в т.ч. 180,1 тыс. га сельхозугодий, из которых 128,4 тыс. га – пашни. Таким образом, среднестатистический белорусский фермер располагает наделом земли в размере 78 га. В структуре такого участка сельхозугодия составляют 67,9 га, пашни – 48,4 га.

Основным направлением производственной деятельности отечественных КФХ является растениеводство, на долю которого приходится около 90% всей производимой продукции. В 2017 г. в структуре их посевных площадей 53,2 тыс. га было занято зерновыми и зернобобовыми культурами, картофелем – 14,2 тыс. га, овощами – 10,1 тыс. га. Урожай на них фермеры получили в следующих объемах: зерна – 166,6 тыс. т, картофеля – 387,0 тыс. т, овощей – 365,9 тыс. т.

Удельный вес произведенных ими в прошлом году основных видов сельхозпродукции в общем объеме сельхозпроизводства страны составил более 2%, в т.ч. по молоку – 0,2%, яйцам – 0,03%, зерну – 2%, картофелю – 6%, овощам – 18,7%.

В рамках реализации госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 23.02.2016 № 149, в 2017 г. фермерам была оказана финансовая поддержка в виде предоставления займа и передачи имущества на условиях финансовой аренды (лизинга) 3 КФХ в размере 163,7 тыс. BYN. Из средств республиканского бюджета 227,6 тыс. BYN были направлены на финансирование мероприятий подпрограммы «Раз­витие и поддержка малых форм хозяйствования» Государственной про­граммы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 11.03.2016 № 196.

Кроме того, государство оказывало помощь в обновлении парка фермерской сельхозтехники. Так, по Указу Президента от 02.04.2015 №146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования» с КФХ заключено на льготных условиях 152 договора лизинга на сумму 10,4 млн. BYN.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений