Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проблемы и решения
31.05.2002 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вклад на покрытие постоянных затрат

Существует много различных показателей, использующихся для оценки того, как скажется на общем состоянии предприятия то или иное изменение...
Существует много различных показателей, использующихся для оценки того, как скажется на общем состоянии предприятия то или иное изменение. Однако большинство из них довольно сложны, что значительно затрудняет их использование. Здесь приводится несколько простых для расчета коэффициентов, которые могут значительно упростить повседневную работу экономиста.

Часто при анализе или планировании удобно пользоваться вкладом на покрытие, представляющим собой разницу между выручкой и переменными затратами. Он облегчает расчеты, связанные с возможными изменениями объема продаж, издержек, цен, прибыли. Рассмотрим на примере, как он может быть использован на практике.

Объем продаж предприятием составляет 10 000 шт., цена за единицу -- 5 руб., переменные затраты -- 3 руб. на единицу (30 000 руб. по всей продукции), постоянные затраты 8 000 руб. в целом по заводу, прибыль -- 12 000 руб.

Вклад на покрытие равен 20 000 руб. (10 000 (5-3)), или 2 руб. (5-3) на одно изделие. С помощью этого показателя можно ответить на следующие вопросы:

Как изменится прибыль при увеличении объемов продаж на 10%?

Прибыль = 10 000 х (1+0,1) х 2-8 000 = 14 000 руб.

Отсюда несложно определить, что повышение объема продаж на 10% вызвало увеличение прибыли на 16, 7%.

Какой будет прибыль при возможном увеличении постоянных затрат на 10%?

Прибыль = 10 000 х 2-8000 х (1+0,1) = 11 200 руб.

Увеличение постоянных затрат на 10% вызовет снижение прибыли на 7,1%.

Сколько единиц продукции нужно продать, чтобы получить прибыль 15 000?

Объем продаж = (8 000+ 15 000):2 = 15 500 шт.

Сколько единиц продукции нужно продать, чтобы достигнуть уровня безубыточности?

В этом случае вклад на покрытие должен быть равен постоянным затратам, отсюда:

Безубыточный объем продаж = 8000/2 = 4000 шт.

Также для анализа может использоваться операционный рычаг, равный отношению вклада на покрытие к прибыли. Он показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. В нашем случае операционный рычаг равен 1,67% (20 000/12 000). Этот показатель прямо пропорционален уровню предпринимательского риска. Это объясняется тем, что он повышается при приближении объемов продаж к точке безубыточности. При одинаковых суммарных издержках операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных затрат. Когда операционный рычаг небольшой, то это гарантирует меньший риск, но с другой стороны, дает меньшую прибыль.

Иногда существует возможность перевода переменных затрат в разряд постоянных (например, когда менеджерам по продажам устанавливаются фиксированные оклады вместо уплаты комиссионных). Целесообразность такого шага можно просчитать с помощью операционного рычага. Если эта мера вызовет его значительное увеличение, то от нее лучше всего отказаться.

При принятии решения об изменении структуры выпускаемой продукции необходимо пользоваться коэффициентом вклада на покрытие, который рассчитывается как отношение вклада на покрытие к выручке. Он показывает, какая доля выручки от реализации может быть использована для покрытия постоянных затрат. Следует увеличивать удельный вес именно той продукции, для которой этот коэффициент имеет наибольшее значение, учитывая производственные возможности и спрос. При этом обязательно прогнозируются последствия изменения ассортимента для рынка -- т.е. как отреагируют на это конкретные потребители. Нужно оценить возможность снижения цен на отдельные виды товаров для увеличения объемов их продаж.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений