Витаминам предъявлен счет
Плодоовощная продукция – одна из самых востребованных у потребителей. Вопросы ее производства, продвижения на рынок, особенностей торговли обсудили участники прошедшего в Минске делового форума «Беларусь аграрная».
В Беларуси решена задача по обеспечению населения собственной овощной продукцией. В 2017 году валовой сбор ее основных видов во всех категориях хозяйств вырос на 3,5% по отношению к уровню предыдущего года и достиг почти 2 млн. т. В первую очередь, это результат государственной политики по развитию данного направления растениеводства, считает заведующая сектором по производству картофеля и плодоовощной продукции Минсельхозпрода Татьяна Гуменюк. В рамках госпрограмм, в частности, осуществлялись строительство и реконструкция овощехранилищ, объектов семеноводческого комплекса, проводилось техническое и технологическое переоснащение овощеводческих организаций, вкладывались средства в научное сопровождение их деятельности.
Между тем в плодово-ягодном секторе АПК эта политика почему-то дала сбой. Начиная с 2006 г. ей предусматривалось расширение в стране площадей плодово-ягодных насаждений, в т.ч. закладка новых садов в регионах в соответствии с их климатическими условиями. Планы развития сектора включали не только численный рост яблонь и груш, но и посадки нетрадиционных для нас видов садовых культур как, например, аронии, клюквы, голубики.
Однако заявленного превращения Беларуси в «цветущий сад» пока не произошло. По итогам 2017 года ее самообеспеченность собственными плодами и ягодами составила всего 57%.
Впрочем, правительство решило не отступать от намеченной цели. Планы актуализированы в Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 11.03.2016 №196. Документом предусмотрен валовой сбор в стране плодово-ягодной продукции к концу пятилетки в объеме 510 тыс. т в хозяйствах всех категорий при росте в 2,5 раза ее урожайности. Правда, в обоснованности этих заданий и их выполнимости в указанные сроки сомневаются даже в Минсельхозпроде.
Дело в том, что производство плодов и ягод является высокорискованным видом деятельности. Их урожаи в значительной степени зависят от капризов погоды и результатов борьбы с болезнями и биологическими вредителями деревьев и кустарников. Например, ОАО «Полесские журавины» уже не одно десятилетие специализируется на клюкве. Но ее урожайность здесь, несмотря на громадный опыт выращивания, из года в год серьезно колеблется, что влияет на валовой сбор и, как следствие, стабильность экономики ягодного хозяйства, сетует его директор Василий Лягуский.
Поэтому государство активных действий по вовлечению своих предприятий в плодово-ягодный бизнес не предпринимает. В то же время двери в него сегодня широко открыты для частников. Правда, входить в них за свой счет предприниматели особым желанием не горят. Туго обстоит дело с инвестированием в этот сектор и заемных средств, так как начинающим садоводам они предоставляются на жестких условиях. В прошлом году, например, по этой причине ни один белорусский фермер, по словам Т. Гуменюк, не смог получить кредит в Банке развития.
Впрочем, преодоление производственных проблем не гарантирует производителям плодов и ягод успехов в бизнесе, так как они зависят еще и от прибыльной реализации выращенной продукции. На этом этапе садоводы и овощеводы решают одну и ту же задачу – выгодного экспорта или сбыта ее белорусам через отечественную торговлю.
В 2017 г. на внешнем рынке, как сообщил начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей Богданов, наши производители овощей выручили 177,6 млн. USD, яблок, груш и айвы – 12,7 млн. USD. Львиная доля этих средств получена от российских потребителей.
И все же основной поток отечественной плодоовощной продукции предназначен для внутреннего рынка. Удельный вес овощей белорусского производства на прилавках наших объектов торговли составляет порядка 95%, проинформировала исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская. По ее словам, у представителей розницы такая высокая доля не вызывает негативного отношения, так как белорусские фрукты и овощи по вкусовым и другим потребительским качествам не уступают импортной продукции и пользуются устойчивым спросом со стороны отечественного потребителя.
Несмотря на лестную характеристику, у производителей и ритейла – сложные взаимоотношения. Между ними идет постоянная борьба за перераспределение в свою пользу маржи между себестоимостью произведенных агропродуктов и ценой их продаж населению.
Сети жалуются на низкую рентабельность и высокие издержки, в частности, по выполнению Санитарно-эпидемиологических требований для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией, утв. постановлением Минздрава от 28.08.2012 № 132. В соответствии с ними плодоовощная продукция должна храниться в затаренном виде в специальных вентилируемых помещениях, с обеспечением должного температурно-влажностного режима. При этом перед каждой новой загрузкой овощей, фруктов, ягод необходима полная очистка данных помещений от остатков предыдущей партии.
В свою очередь, аргументы сельхозорганизаций и фермеров в пользу повышения доходности своего бизнеса обусловлены значительными, по их мнению, транспортными расходами по доставке продукции. Причем зачастую на их плечи ложатся и непредвиденные издержки, в частности, из-за несоблюдения деловыми партнерами договоренностей по объемам поставок, их графиков, что влечет простои грузового автотранспорта и дополнительные логистические затраты.