$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

ВЕСТЛИЗИНГ: НАМЕТИЛАСЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ©

19.10.2012

Из-за валютного кризиса, который сдерживал развитие рынка, в прошлом году лизингодатели в первую очередь были обеспокоены выполнением обязательств по ранее заключенным договорам. Объем новых сделок в 2011 г. снизился в валютном выражении на 16%. При этом, однако, набрал обороты лизинг транспортных средств. И данная тенденция характерна не только для тех игроков, которые занялись дорогостоящим лизингом железнодорожных вагонов.

Наилучшие результаты в лизинге транспорта для белорусских международных перевозчиков демонстрирует Группа компаний «ВестЛизинг», ставшая одним из лидеров по темпу роста объемов нового бизнеса в 2011 г. О развитии ситуации в этом году рассказывает директор ИООО «ВестЛизинг» Юрий МЕЧКОВСКИЙ.

— Уже можно сказать, что 2012 г. оказался очень успешным для Группы компаний «ВестЛизинг», особенно в отношении услуг, которые мы оказываем международным перевозчикам. По сравнению с началом 2011 г. наш лизинговый портфель увеличился в валютном выражении в 2,5 раза.

Отчасти рост объясняется тем, что у международных перевозчиков еще с 2009 г. сформировался отложенный спрос на новую технику. И он начал реализовываться только осенью прошлого года после стабилизации ситуации на валютном рынке.

В этом году значимым событием для Группы компаний «ВестЛизинг» стало участие в программе Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) по обновлению автопарка для членов этой организации. Большинство предприятий, состоящих в БАМАП, являются небольшими частными компаниями и поодиночке не могут получить существенные скидки у производителей транспортных средств или их дилеров. Поэтому для участников программы были выбраны одна модель седельного тягача Scania и полуприцепа KÖGEL. По программе БАМАП мы уже передали в лизинг 45 седельных тягачей и 74 полуприцепа. В общем объеме лизинга большегрузных автомобилей доля сделок, которые были проведены по этой программе, составила около 30%: всего с начала года мы передали в лизинг более 130 седельных тягачей при средней стоимости каждого по инвойсу (до оплаты таможенной пошлины) 65–70 тыс. EUR.

Недавно в составе делегации БАМАП мы посетили выставку международного коммерческого транспорта в Ганновере, где шли переговоры с поставщиками техники для аналогичной программы на следующий год — надеемся снова выступить как финансирующая организация.

Таким образом, в последнее время у нас четко прослеживается специализация на лизинге транспорта для международных перевозчиков. Соответственно, в этом сегменте мы предлагаем высоко конкурентные условия и способны «закрывать» довольно большие объемы поставок. Нередко сумма одной сделки превышает миллион евро.

— В рейтинге лизинговых компаний РБ за 2011 г. в сегменте «лизинг грузовых автомобилей» Группа компаний «ВестЛизинг» заняла 2-е место. Юрий Людвигович, каких результатов Вы ожидаете от текущего года?

— Сначала хотелось бы заметить, что рэнкинг определяет масштабы бизнеса его участников, но не всегда отражает ситуацию на внутреннем рынке. Так, Промагролизинг, который занял первое место в сегменте «лизинг грузовых автомобилей», занимался в основном экспортным лизингом, — в моем представлении он мало участвует в поставках грузовой техники на белорусский рынок (по крайней мере, мы тут с ним не сталкиваемся, как с другими конкурентами). Помимо этого, в рейтинге не принимали участие компании-нерезиденты (например, Volvo Financial Service и др.), оказывающие белорусским потребителям лизинговые услуги в значительных объемах. Если в следующем году удастся разграничить объем финансирования белорусских потребителей (с учетом компаний-нерезидентов) и экспортный лизинг, то данные рейтинга применительно к оценке внутреннего рынка будут более объективными.

Можно предположить, что по итогам этого года наша доля в лизинге объектов для международных перевозчиков удвоится. В прошлом году Группа компаний «ВестЛизинг» профинансировала порядка 10% транспортных средств, приобретенных в лизинг, а в этом году мы уже «подбираемся» к 10% техники, профинансированной не только при помощи лизинга, но и купленной за счет банковских кредитов (а таким образом, по нашим оценкам, финансируется около половины всех сделок).

— В начале года эксперты прогнозировали переход части клиентов банков к лизинговым компаниям из-за изменений в налоговом законодательстве, которые повысили привлекательность лизинга по сравнению с кредитом. Оправдались ли эти ожидания?

— Для нас год выдался такой, что нужно было только успевать работать. Но, думаю, более важную роль сыграли не налоговые (отмена «инвестиционной» льготы), а общеэкономические факторы: реализация отложенного спроса и хорошая рыночная конъюнктура на рынке международных перевозок.

Есть компании, которые много лет приобретают транспортные средства при помощи кредита. А кому-то интересна ускоренная амортизация, позволяющая «самортизировать» технику за 1–2 года. Кредит в то же время дает возможность быстрого возврата НДС экспортерам, которые являются собственниками приобретенной техники. Поэтому руководители компаний сами должны выбрать, что для них предпочтительнее — кредит или лизинг. Но если банки, выдавая кредит, стараются «обложить» клиента дополнительными залогами, то мы никогда не требуем в качестве обеспечения ничего кроме самого объекта лизинга, который до окончания выплат находится у нас в собственности. А если возникают какие-то сомнения в платежеспособности клиента, то можем просто немного увеличить ему аванс: вместо 20% просим 25–30%. Мы хорошо умеем оценивать будущую остаточную стоимость объекта и соотносить ее со сроками лизинга, с размером аванса и финансовой устойчивостью клиента. Кстати, иногда клиенты сами просят повысить аванс до максимально допустимого по законодательству уровня — 40%, чтобы увеличить себе затраты, если видят, что по году получат какие-то «сверхприбыли»: аванс включается в первый лизинговый платеж и с ним относится на затраты.

— Какие проблемы сдерживают развитие лизинга?

— Сдерживает рост рынка ограничение Россией перевозок, которые белорусы могут выполнить из Европы в Российскую Федерацию. Мы надеемся, что в рамках ЕЭП эти квоты со временем будут отменены. Например, в ЕС существует общий транспортный рынок. Там, допустим, литовская компания может осуществлять перевозки между Италией и Германией и заезжать в Литву только раз в год, чтобы пройти техосмотр. А у нас, хотя Единое экономическое пространство вроде бы «заработало», транспортное пока не стало общим. Перевозчик, который работает под российским флагом, может сделать неограниченное количество перевозок в РФ. Это одна из причин того, что многие белорусские компании вынесли свой бизнес или его часть в Россию. Если ограничение уберут, то объемы услуг белорусских компаний могут вырасти в несколько раз. А вместе с развитием белорусской транспортной отрасли начнется и бурный рост лизинга.

— А российские компании к вам не обращаются?

— Теоретически законодательство нам позволяет работать с иностранными клиентами, но пока мы сосредоточились на внутреннем рынке. Наш собственник — крупный латвийский банк Rietumu — имеет дочернюю лизинговую компанию в Москве. И когда к нам обращаются россияне, мы отправляем их в московскую компанию.

— Как финансовое положение белорусских клиентов отражается в последнее время на лизинговых платежах?

— Основные наши клиенты — международные перевозчики. Являясь экспортерами, они чувствовали себя достаточно уверенно и в этом году, и в прошлом. Массовое расторжение договоров лизинга было в 2009 г., когда многие рынки практически остановились. Сейчас качество портфеля у нас отличное: доля задолженности по платежам более 30 дней находится на уровне 0,1%. Причем до определенной степени мы учитываем проблемы клиентов и не стремимся пользоваться ситуацией: если мы видим движение с их стороны, мы тоже готовы двигаться навстречу.

— В какой валюте предпочитают рассчитываться лизингополучатели?

— В прошлом году Нацбанк разрешил принимать платежи в иностранной валюте. Для клиентов-экспортеров лизинг тогда стал возможностью спасти свою валютную выручку от ее обязательной продажи по заниженному официальному курсу. В июле этого года порядок получения разрешения на прием платежей в валюте поменялся, но мы под новые требования подпадаем, поскольку финансируем лизинг за счет кредита банка-нерезидента. Большинство наших клиентов-экспортеров и сейчас рассчитываются в валюте. А мы таким образом снижаем свои операционные риски. Хотя надеемся, что повторения ситуации прошлого года уже не будет. В то же время, если у клиента нет валютной выручки, он может платить в рублях по курсу. Что касается заключения договора на лизинг в рублях без привязки к курсу иностранной валюты, то за весь год у нас была только пара таких заявок. Ставки на лизинг в рублях держатся высокие, и здесь активность очень слабая.

— Могут ли клиенты получить какие-то процентные льготы?

— Стараемся делать скидки для постоянных клиентов, хотя их ожидания в этом вопросе не всегда совпадают с нашими возможностями.

В сегменте лизинга грузового транспорта у нас разбежка ставок по договору в валюте — от 11 до 13% годовых. Обычно размер процентов зависит от объема сделки: чем дороже объект, тем дешевле обходится лизинг. В то же время большие объемы мы готовы давать не всякому клиенту. Поэтому только серьезная компания может претендовать на хорошую ставку. Но в рамках программы БАМАП мы и для крупных компаний, и для малого бизнеса независимо от объема сделки выдерживали одинаковую ставку — на уровне около 12% годовых.

— Как отличаются ставки по лизингу в евро на белорусском и европейском рынках? Выгоднее ли оформлять объект в лизинг у европейской компании?

— На нашем рынке ставки по лизингу выше, но они тоже вполне «рабочие». К тому же, поскольку есть страновые риски, при работе с белорусскими клиентами финансовые сервисы производителей импортной техники или европейские лизинговые компании обычно выставляют более высокую ставку. А если кто-то и снижает ставку, то, как правило, перераспределяет маржу в цену самой техники. В основном у европейцев настороженное отношение к Беларуси, и они оценивают совокупность рисков при работе с нашими компаниями как достаточно высокую. Этот факт подтверждает наличие у нас только одного банка с европейским капиталом — Приорбанка (RaiffaisenBank).

— Вашей компании с европейским банковским капиталом было проще работать в кризисных условиях, чем другим лизингодателям?

— С одной стороны, в прошлом году у нас было финансирование, но с другой — нам нужно было думать об исполнении обязательств. Была сложная ситуация, пока клиенты нам платили в рублях по курсу Нацбанка, и мы не могли купить валюту, чтобы рассчитаться по кредитам. Но мы вышли из этой ситуации, не уходя в сомнительные операции по конвертации, — нашли, куда реинвестировать рублевую выручку. При этом все наши собственные обязательства были оплачены точно в срок.

Конечно, ситуация была сложная и ее повторения очень бы не хотелось. В таком положении не стоит вопрос заключения новых сделок: основная проблема — как рассчитаться по своим обязательствам. Но и за прошлый год, когда все лизинговые компании «стояли», мы сильно выросли (после того как нам разрешили принимать платежи в валюте). А в 2012 г., когда мы весь год работаем «на всех парах», такой же рост, если не больше, будет по отношению к прошлому году.

— Как дочерняя компания Rietumu банка вы получаете у него какие-то особые условия сотрудничества?

— Отношения с банком-участником у нас по сути рыночные. Но сама система работы хорошо отлажена, что позволяет оперативно рассматривать, согласовывать и финансировать поток лизинговых сделок.

Самое важное, что дало нам сотрудничество с Rietumu, это взвешенный и внимательный подход к рискам.

Что касается стоимости ресурсов, то она позволяет предложить клиенту вполне конкурентоспособную ставку по лизингу. Кстати, порядка 10% портфеля профинансировано за счет собственных средств нашей компании.

— Удачно ли завершилось размещение вашей компанией облигаций для привлечения ресурсов?

— Облигации — это альтернатива кредиту. В 2010 г. мы выступили как эмитент, и выпустили облигации под залог недвижимости. В какой-то момент для нас это был удобный инструмент привлечения белорусских рублей. Но потом ставки по рублям выросли, а из-за девальвации рыночная стоимость залога стала в несколько раз больше, чем сумма эмитированных облигаций, — нам стало неинтересно, и мы свой первый выпуск облигаций погасили.

Компании комфортнее работать с нашим акционером и с обслуживающим нас банком «Москва-Минск». Хотя некоторые лизинговые компании выпускают облигации даже под залог техники и активно используют этот инструмент привлечения средств. Но в Беларуси нет развитой практики продажи облигаций конечным инвесторам — физлицам, которые хотят получать доходность выше, чем по банковским депозитам. Да и выпускать облигации для распространения среди физлиц — это, на мой взгляд, достаточно трудоемко.

— За год с конца 2010 г. количество лизинговых компаний в Беларуси сократилось примерно со 150 до 40. Из них активных игроков — около 15. А какова ситуация в России? Интересуются ли российские компании нашим рынком лизинга? Какие преимущества в условиях конкуренции предлагает клиентам ВестЛизинг?

— В российском рейтинге лизингодателей в конце первой сотни стоят примерно такие компании, как у нас в конце первой десятки. Конечно, там рынок более развит. А приход российских лизингодателей в Беларусь идет через банки (Альфа банк, Белгазпромбанк) и дочерние лизинговые компании банков (БПС-лизинг, ВТБ-лизинг), то есть он уже состоялся. Естественно, эти компании могут работать с большими объемами. Но поскольку на белорусском рынке лизинга сейчас прослеживается специализация, работы хватает всем. Кто может себе позволить, занимается лизингом вагонов, кто поменьше — автолизингом. Кстати, в данной сфере достаточно высокая конкуренция и большое количество участников, поскольку на этот рынок можно выходить с небольшими объемами финансирования.

У нашей компании приоритетное направление — лизинг грузовых автомобилей, где мы предлагаем наиболее конкурентоспособные условия. Хотя несколько лет назад мы активно работали в сегменте строительной техники, сейчас в этой сфере затишье, которое вполне объяснимо и связано с общим уменьшением объемов строительства.

Основная часть наших поставок по лизинговым договорам — это сделки ВЭД, по которым мы сами импортируем технику, заказываем ее перегон, проводим таможенную очистку. В этом году наша команда демонстрирует очень высокую производительность: за 9 месяцев этого года мы уже передали в лизинг имущество более чем по двумстам таким договорам. При этом клиенту не нужно беспокоиться о доставке, таможенном оформлении. А благодаря объему сотрудничества со страховыми компаниями, все наши клиенты могут получить у них 20-процентную скидку на КАСКО. Кстати, мы страхуем объекты лизинга в обязательном порядке. Причем страховые взносы входят в состав лизингового платежа, чтобы нам не нужно было контролировать, рассчитался ли клиент со страховщиком.

— Какие изменения могут произойти на рынке лизинга в будущем?

— Перемены могут быть связаны с намерением Нацбанка регулировать рынок лизинга. Если эту инициативу поддержат другие органы власти, можно ожидать существенного изменения правил игры. Думаю, что к лизинговым компаниям начнут в большей степени применять банковские подходы.

Мы считаем, что в какой-то степени готовы к переменам, поскольку уже ведем параллельный учет по МСФО. Работая по банковским требованиям группы Rietumu, мы знаем, какие резервы нужно создавать на «исправный» портфель, а какие — на проблемный и на просроченную дебиторскую задолженность. Поэтому, если Нацбанк и станет нашим регулятором, мы надеемся, что сможем говорить с ним на одном языке. Вполне вероятно, что появятся требования и к достаточности собственного капитала — к ним мы тоже готовы.

Группа компаний «ВестЛизинг»

220015, Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Одоевского, 117, 6 этаж

Тел.: +375-17-269-93-99

+375-17-269-93-88

Факс: +375-17-269-93-80

+375-17-269-93-94

e-mail: info@wl.by

http://wl.by

ООО «Весттрансинвест», УНП 100188077