Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Весна принесла проблемы автодилерам

В прошлом году темпы роста продаж автодилеров были самыми высокими за всю историю Беларуси. В 2025 г. ситуация с продажами автомобилей стала меняться на фоне ужесточения условий кредитования и лизинга.

«Холодный» март: статистика продаж автомобилей

В 2024 г. автодилеры реализовали 49,6 тыс. новых легковых автомобилей против 21,8 тыс. в 2023 г. Таким образом, в прошлом году продажи увеличились почти в 2,3 раза. Быстрому росту авторынка способствовали привлекательные финансовые условия. Доступные ставки по потребительским кредитам вкупе с интересными лизинговыми продуктами позволили многим гражданам оформить покупку новых автомобилей в салонах официальных дилеров.

Кстати, большинство автомобилей, которые представлены теперь на белорусском рынке, имеют восточные корни. На фоне геополитических изменений и сохраняющихся западных санкций в отношении Беларуси доля китайских брендов на авторынке увеличилась за 2022–2024 гг. с 14% до 67%.

Другой показательный тренд – количество проданных дилерами так называемых зеленых автомобилей (электромобилей и последовательных гибридов) увеличилось в разы – с 422 единиц в 2023 г. до 3641 авто в 2024 г.

Лидерами в 2024 г. стали марки Belgee/Geely, а также LADA. Суммарно на указанные бренды пришлось около 75% от всех дилерских продаж новых легковых автомобилей.

В I квартале 2025 г. ситуация на автомобильном рынке внешне также выглядела благополучно. За первые 3 месяца в стране реализовано дилерами более 13 тыс. новых легковых автомобилей, что в 1,7 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Однако март охладил показатели участников авторынка – произошла нехарактерная для этого периода корректировка. Продажи дилеров за первый месяц весны снизились на 6,9% по сравнению с февралем, причем сильнее всего замедлился спрос на «зеленые» автомобили.

Эксперты рынка связывают мартовское падение продаж с тем, что в I квартале были пересмотрены условия предоставления потребительских кредитов и покупки товаров в лизинг.

Так, Нацбанк фактически рекомендовал коммерческим банкам ограничить прирост портфеля потребительских кредитов в размере не более 1% в месяц (12% в год). Соответствующих подходов комбанки стали придерживаться уже в феврале.

Кроме того, на рынке лизинга произошли существенные изменения. В I квартале начал действовать запрет на заключение с физлицами лизинговых договоров с привязкой к курсу инвалюты, что привело к росту стоимости лизинговых продуктов для физлиц. Также с 1 марта 2025 г. лизинговые компании обязаны оценивать показатель долговой нагрузки физических лиц, которые хотят заключить договор. В случае если данный параметр превышает 40%, участникам рынка лизинга придется отказывать клиентам в заключении договора. 

Соответственно, поскольку многие автомобили продавались либо в лизинг, либо благодаря кредитной поддержке банков, то после вступления в силу вышеперечисленных ограничений мартовские показатели автодилеров оказались хуже февральских.

Прогноз на 2025 год: стоит ли ждать падения авторынка

Автомобильная ассоциация «БАА» провела опрос среди дилеров, чтобы убедиться в истинных причинах процессов, которые произошли в марте на авторынке.

Председатель правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Варивода отметил, что по мнению участников опроса причинами снижения продаж в марте по мере убывания значимости явились несколько факторов.

«Первое – ужесточение денежно-­кредитной политики, второе – укреп­ление курса национальной валюты к доллару и евро, третье – замедление темпов роста реальных доходов населения и прибыли организации, четвертое – снижение уровня потребительского оптимизма в части совершения крупных покупок», – рассказал журналистам С. Варивода.

При этом он подчеркнул, что ключевым фактором мартовской коррекции на авторынке явились упомянутые регуляторные меры, которые связаны с ужесточением условий автокредитования и заключения лизинговых договоров.

С учетом действующих ограничений многие автодилеры не ожидают в целом по году роста продаж.

«Большинство опрошенных дилеров в своей бизнес-модели в этом году закладывают коррекцию, то есть незначительное, но тем не менее снижение объема рынка новых легковых автомобилей», – рассказал С. Варивода.

При этом следует отметить, что участники авторынка инициируют меры, которые в случае реализации могут повлиять на продажи автомобилей, а соответственно, и на прогноз.

Так, генеральный директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский, отвечая на вопросы «ЭГ» во время пресс-конференции, отметил, что завод инициировал корректировку регуляторных мер в той части, чтобы ограничения по темпам роста потребительского кредитования не касались продаж легковых автомобилей отечественного производства.

Центральный банк на днях принял соответствующее решение, следовательно, коммерческие банки смогут кредитовать покупку отечественных товаров, в т.ч. автомобилей, в неограниченном размере.

«Хотел бы выразить слова благодарности Национальному банку, что это решение принято», – сказал Г. Свидерский.

Что касается влияния лизинговых ограничений на продажи автомобилей, то пока оно не проявилось в полной мере.

«Законодательство позволяет лизинговым организациям заключать в определенных лимитах сделки, которые можно совершать с превышением предельного показателя долговой нагрузки клиентов», – пояснил С. Варивода.

Руководитель ассоциации добавил, что этот резерв небольшой, «он может быть достаточно быстро исчерпан, что и происходит», и тогда возникнет «крайне существенное влияние» действующих правил, поскольку у большинства дилеров половина и более продаж автомобилей ранее оформлялась в лизинг.

В связи с этим Автомобильная ассоциация «БАА» уже обращалась к регуляторам с предложением приостановить действие установленных лизинговых ограничений. Из-за их влияния, по словам Геннадия Свидерского, «самая массовая категория граждан» лишилась возможности оформить покупку автомобилей в лизинг.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by