$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Верблюд – это арабский скакун… Выполнима ли Стратегия развития малого и среднего бизнеса?

04.12.2018

В последнюю декаду ноября Минский столичный союз предпринимателей и работодателей организовал круглый стол под названием «Практические меры по выполнению Стратегии развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь для обеспечения роста ВВП страны до $100 млрд к 2025 году».

Ликования по поводу принятия Совмином 17 октября постановления № 743 «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года» (далее – Стратегия) поутихли. Наступила пора поразмышлять, по поводу чего, собственно, деловая общественность страны «в воздух чепчики бросала».

Если оценивать полные скепсиса выступления спикеров на круглом столе, то радость от утверждения Стратегии была преждевременной.

Основной докладчик – заместитель директора Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Калиновский – фактически признал, что Стратегия оказалась несколько выхолощенной. Ведь при согласовании документа («а согласование – это всегда компромисс») каждое ведомство и министерство что-то в нем меняло либо вообще отменяло, так что в итоге документ, по словам А. Калиновского, уподобился анекдоту про верблюда, которого после всех этапов согласований признали арабским скакуном.

При этом вопрос из зала (от предпринимателей) о том, где можно почитать-сравнить первоначальный и окончательный варианты Стратегии, остался без ответа. Как, впрочем, и вопрос, почему оба варианта отсутствуют в открытом доступе.

После выступления Александра Лученка (д.э.н., профессор, заведующий отделом макроэкономического регулирования и финансовой политики Института экономики НАН Беларуси) о проблемах реализации Стратегии, в котором много внимания было уделено отсутствию в стране «институциональных условий ведения бизнеса» (неблагоприятные для бизнеса правила игры в обществе и экономике), вопросов у пред­принимателей возникло еще больше.

►К примеру, предусматривается ли Стратегией отмена Указа № 488, из-за которого «пострадали тысячи предпринимателей, масса семей распалась, были даже случаи суицидов»?

Ответ: не предусматривается.

►Дает ли Стратегия какое-нибудь решение в отношении запредельных налогов на землю и недвижимость («по повышенной ставке»), из-за чего продажа по символической стоимости либо вообще безвозмездная передача новому владельцу неиспользуемого недвижимого имущества в стране парализована?

Ответ: не дает.

►Предусматривает ли Стратегия материальное стимулирование пред­принимателей за счет специализированных грантов либо целевых бюджетных средств?

Ответ: да, предусматривает, но следует помнить, что запросы об оказании такой помощи поступают от тысяч предпринимателей, а дают их единицам, причем, в минимальных объемах, но спрашивают за них – в максимальных.

Как бы то ни было, поручение главы государства о достижении к 2025 году объема ВВП страны в 100 млрд USD и 50%-ном вкладе предпринимателей в ВВП страны к 2030 году никто не отменял. Для этого, правда, требуется ежегодный рост ВВП от 5% до 7,5%.

Подобным сверхамбициозным планам Стратегия дает удивительно объективную оценку:

«При существующем уровне и тенденциях развития малое и среднее предпринимательство самостоятельно не сможет обеспечить решение стоящих перед ним задач».

А значит, оказывать помощь бизнесменам в стране все-таки будут. Вместе с институциональными условиями. И это радует.

Автор публикации: Владимир ОРЕХОВ