Важна ли очередность при гашении долгов за счет имущества
Судебный исполнитель арестовал имущество нашего должника в рамках нескольких исполнительных производств. Мы готовы забрать в счет долга три помещения, которые судебный исполнитель не смог реализовать, но нам согласились выделить лишь одно из них – для погашения задолженности по более раннему исполнительному производству.
Как в данном случае должны погашаться долги перед взыскателем: в порядке очередности или же они суммируются по всем исполнительным производствам, возбужденным в его пользу?
Судебным исполнителем были возбуждены исполнительные производства для взыскания долгов с ТЧУП «Е», в т.ч. в пользу ОАО «Т» и ООО «М».
ОАО «Т» готово забрать в счет погашения долгов не реализованное в рамках исполнительного производства арестованное имущество.
Судебный исполнитель, руководствуясь ч. 9 ст. 94 Закона от 24.10.2016 № 493-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 493-З), в целях оставления этого имущества за ОАО «Т» установил размер подлежащей перечислению взыскателем разницы между стоимостью передаваемого имущества и остатком задолженности только по одному исполнительному производству, которое имеет более раннюю очередность.
ОАО «Т» попыталось обжаловать это решение главному судебному исполнителю по г. Минску, который оставил жалобу без удовлетворения. Такую же позицию занял и экономический суд.
В то же время суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в данном случае для расчета следует брать задолженность ТЧУП «Е» перед ОАО «Т» по всем возбужденным исполнительным производствам без учета очередности ее погашения, предусмотренной ст. 122 Закона № 493-З. В этой связи решение суда первой инстанции было отменено.
ООО «М» и главный судебный исполнитель по городу Минску обратились с кассационными жалобами на постановление суда апелляционной инстанции.
Однако судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда согласилась его отменить.
Так, порядок и условия оставления арестованного имущества должника за взыскателем, в т.ч. нереализованного, не являющегося предметом залога, урегулированы ст. 94 Закона № 493-З.
В соответствии с ней при наличии нескольких взыскателей арестованное имущество должника, за исключением имущества, являющегося предметом залога, предлагается принять в счет погашения задолженности всем взыскателям в порядке очередности, установленной ст. 122 Закона № 493-З, и с учетом даты возбуждения исполнительных производств. В случае отказа взыскателя оставить арестованное имущество за собой либо непоступления от него уведомления о таком решении это имущество предлагается другим взыскателям.
Согласно ч. 9 ст. 94 Закона № 493-З до передачи кредитору арестованного имущества должника, стоимость которого превышает задолженность перед данным взыскателем по всем возбужденным исполнительным производствам, взыскатель обязан перечислить разницу между стоимостью передаваемого имущества и остатком задолженности по соответствующим исполнительным производствам, установленную постановлением, вынесенным судебным исполнителем.
Статьей 122 Закона № 493-З урегулированы вопросы очередности удовлетворения требований в случае, когда взысканных с должника денежных средств недостаточно для удовлетворения требований взыскателей по всем возбужденным в отношении этого должника исполнительным производствам.
Таким образом, в данной ситуации значение имели следующие обстоятельства: определение взыскателя, имеющего преимущественную очередность удовлетворения требований; направление ему в установленном законодательством порядке предложения; наличие согласия такого взыскателя оставить за собой нереализованное имущество должника; задолженность перед данным взыскателем по всем возбужденным в его пользу исполнительным производствам.
Суд апелляционной инстанции на основе ст.ст. 94, 122 Закона № 493-З пришел к выводу: при расчете суммы разницы между стоимостью передаваемого имущества и задолженностью перед взыскателем, имеющим преимущественную очередность, подлежит учету задолженность перед ним по всем исполнительным производствам вне зависимости от их очередности. При этом судьи обратили внимание на то, что ст.ст. 94 и 122 имеют разный предмет регулирования, а ч. 9 ст. 94 прямо указывает на необходимость учета задолженности по всем исполнительным производствам перед данным взыскателем без корреспонденции со ст. 122 Закона № 493-З.
Аналогичное мнение высказал специалист, опрошенный судом апелляционной инстанции. Такой же точки зрения придерживается и Минюст (она сформулирована в ответе министерства, полученном на запрос при рассмотрения кассационной жалобы).
С учетом того что взыскатель ОАО «Т» имел преимущественную очередность удовлетворения требований в соответствии со ст. 122 Закона, выразил согласие забрать нереализованное арестованное имущество общей стоимостью 733 000 руб., а задолженность ТЧУП перед ним по всем исполнительным производствам составляла 1 372 755 руб. и 18 614 USD, оснований для вынесения судебным исполнителем постановления об установлении разницы между стоимостью передаваемого имущества и остатком задолженности перед данным взыскателем, определенной с учетом наличия промежуточных взыскателей (с учетом очередности, установленной ст. 122 Закона), не имелось.