Валютное законодательство: изменения

С 09.07.2021 вступит в силу Закон от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (далее – Закон № 36-З). Как новые правовые нормы отразятся на участниках валютных отношений, рассказал спикер онлайн-сессии тематической недели «LegalWeek. Внешнеэкономическая деятельность – 2020», адвокат бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Алексей КОРОЛЬ.
В настоящее время законодательство, регулирующее валютные взаимоотношения между субъектами хозяйствования, включает Закон от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», Указ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178), постановление Нацбанка от 30.04.2004 № 72 «Об утверждении Правил проведения валютных операций».
С июля будущего года Закон № 36-З станет единым правовым актом, комплексно регламентирующим порядок осуществления валютных операций.
Валютный договор
Впервые в законодательстве закреплен термин «валютный договор» – договор (контракт, соглашение), иной документ, на основании которого совершаются валютные операции (подп. 1.5 п. 1 ст. 1 Закона № 36-З), т.е. определены общие требования ко всем валютным договорам: и внешнеторговым (экспорт/импорт), и внешнеэкономическим (например, заем).
Любая торговая операция (договор купли-продажи), в т.ч. в интернет-магазине, находящемся за рубежом, предполагающая использование валюты, представляет собой валютный договор и, соответственно, подпадает под требования Закона № 36-З.
Валютные договоры, заключаемые между резидентами и нерезидентами, должны предусматривать сроки исполнения обязательств нерезидентами РБ:
– по оплате переданных нерезиденту товаров, работ и услуг (норма сохранена);
– по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, работ и услуг (новая норма).
Осуществление валютных операций
Устанавливается единое определение валютных операций без структурирования на текущие и валютные операции, связанные с движением капитала. Положениями Закона № 36-З предусмотрено, что валютные операции, в т.ч. связанные с оттоком капитала за границу, проводятся без ограничений через банковские счета, открытые в банках РБ или иностранных банках (с учетом установленных ограничений по отдельным видам операций).
Вместе с тем больше не потребуется получать разрешение Нацбанка в ситуациях, требующих получения такого разрешения сегодня. Например, юридическим лицам при открытии валютных счетов за рубежом; физическим – при учреждении компаний, покупке ценных бумаг, приобретении недвижимости, предоставлении займов на срок свыше 180 дней и т.д., то есть если валютная операция не отнесена к запрещенной, то субъект вправе не получать разрешение регулятора на ее проведение. Перечень таких операций установлен в ст. 10 Закона № 36-З.
Резиденты РБ обязаны будут регистрировать валютные договоры и представлять документы и иную информацию об исполнении обязательств по зарегистрированным договорам в порядке, установленном Нацбанком. Возможно, будет предусмотрена процедура в виде онлайн-регистрации через личный кабинет пользователя.
Вводится термин «мониторинг валютных операций» (глава 2 Закона № 36-З). Нацбанк посредством информации, регистрируемой банками, будет осуществлять мониторинг осуществляемых клиентами операций.
Репатриация денежных средств
При проведении валютных операций, связанных с экспортом или импортом товаров, работ и услуг, резиденты смогут самостоятельно определять сроки зачисления на счета, открытые в белорусских банках, валютной выручки и возврата денежных средств при неисполнении или исполнении не в полном объеме нерезидентом своих обязательств (срок репатриации). Фактически репатриация – это сроки денежного завершения внешнеторговых операций. Порядок определения такого срока устанавливается Нацбанком. Этот термин давно присутствует в законодательстве РФ.
В настоящее время в Беларуси действуют законодательно установленные сроки завершения внешнеторговых операций по экспорту-импорту. Если сроки превышаются, то необходимо обратиться в Нацбанк за продлением сроков. С 09.07.2021 резиденты сами смогут определять сроки завершения валютных операций, предусмотрев их в договоре. Особенности проведения юридическими лицами – резидентами РБ экспортных/импортных операций изложены в ст. 19 Закона № 36-З.
Белорусские рубли и иностранная валюта, подлежащие репатриации и зачисленные в срок репатриации на счета юридических лиц – резидентов РБ, открытые в иностранных банках, должны быть переведены на счета этих юридических лиц – резидентов в банках РБ в течение 5 рабочих дней с даты их зачисления (п. 3. ст. 19 Закона № 36-З). Обязанность по репатриации считается исполненной в момент поступления денежных средств на иностранный счет субъекта.
На текущий момент положениями Указа № 178 предусмотрена обязанность осуществления расчетов со счетов юридических лиц – резидентов, открытых в банках РБ (подп. 1.2.3 п. 1 Указа № 178). Закон № 36-З устанавливает перечень случаев, когда резиденты РБ при экспорте/импорте имеют право, если иное не установлено налоговым законодательством, не зачислять на свои счета, открытые в банках РБ, белорусские рубли и (или) иностранную валюту. Например, при направлении денежных средств на оплату расходов, связанных:
– с выполнением работ, оказанием услуг (в т.ч. транспортных) на территории иностранного государства в период их выполнения, оказания;
– с содержанием филиала и (или) представительства резидента, находящихся за пределами РБ;
– в случае проведения зачета встречных однородных требований, вытекающих из одного или нескольких валютных договоров (п. 2 ст. 19 Закона № 36-З).
Отдельным положением (п. 6 ст. 19 Закона № 36-З) урегулированы случаи увеличения срока репатриации экспортной выручки или денежных средств при неисполнении или исполнении не в полном объеме нерезидентом своих обязательств при импорте, в частности, срок репатриации увеличивается на период:
– рассмотрения банком РБ, иностранным банком требования о платеже по банковской гарантии;
– проведения медиации и исполнения медиативного соглашения;
– рассмотрения обращения юридического лица – резидента страховщиком, судебным или арбитражным органами;
– исполнительного производства, производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении нерезидента, а также на период урегулирования спора в досудебном (претензионном) порядке.
Открытие счетов и депозитов
В Законе № 36-З прямо определено, что резиденты вправе без ограничений открывать счета в белорусских рублях и иностранной валюте в иностранных банках, если иное не установлено законодательными актами, а также не установлены валютные ограничения. Также вправе без ограничений переводить белорусские рубли и иностранную валюту:
– на свои счета, открытые в иностранных банках, со своих счетов, открытых в банках РБ, или других своих счетов, открытых в иностранных банках;
– со своих счетов, открытых в иностранных банках, на свои счета, открытые в банках РБ, или другие свои счета, открытые в иностранных банках.
Определен исчерпывающий перечень ситуаций, когда физические и юридические лица вправе зачислять денежные средства на свои счета, открытые в иностранных банках. Так, резиденты вправе получать белорусские рубли и иностранную валюту:
– переводимые резидентами со своих счетов, открытых в банках РБ, или других своих счетов, открытых в иностранных банках;
– внесенные наличными денежными средствами физическим лицом – резидентом на свой счет;
– полученные от нерезидентов по валютным операциям, связанным с экспортом/импортом (в течение пяти дней должны быть перечислены в банк на счет, открытый в РБ);
– полученные по договору купли-продажи ценных бумаг, заключенному с нерезидентом;
– полученные по кредитному договору, договору займа, заключенным с нерезидентом;
– полученные от нерезидентов при продаже, сдаче в аренду имущества резидента, находящегося на территории иностранного государства и относимого в соответствии с законодательством РБ к недвижимому имуществу;
– полученные от нерезидентов в качестве доходов в результате осуществления инвестиций (дивиденды, проценты, а также лицензионные, комиссионные и другие вознаграждения) и т.д.
Валютные ограничения
В рамках Закона № 36-З Нацбанк ввел новый правовой институт – валютные ограничения.
Предусмотрена возможность введения Нацбанком совместно с Совмином особых мер на срок не более 1 года при угрозе экономической безопасности и стабильности финансовой системы страны, к которым относятся:
– возникновение обязательств, при которых осуществление мер, направленных на ослабление или отмену валютных ограничений, может нанести ущерб интересам безопасности РБ, препятствовать поддержанию общественного порядка и повлечет за собой ухудшение экономической и финансовой ситуации;
– негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение национальных золотовалютных резервов относительно допустимого уровня;
– резкие колебания курса белорусского рубля.
К валютным ограничениям при возникновении угрозы экономической безопасности и стабильности финансовой системы страны отнесены:
– установление запрета на проведение валютных и валютно-обменных операций;
– установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
– требование получения специальных разрешений Нацбанка на проведение валютных операций;
– требование обязательной продажи полученной юридическими лицами – резидентами РБ иностранной валюты;
– ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.
Резюмируя, Закон № 36-З предоставит белорусам хорошие возможности инвестирования средств за рубежом; запустит процесс либерализации торговли на финансовых биржах, активизирует граждан к покупке/продаже акций иностранных компаний.