Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Международные отношения
29.07.2003 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Возможности белорусской дипломатии- национальному бизнесу

Динамично развивающаяся глобализация экономических процессов, расширяющаяся международная специализация и международное разделение труда приводят к тому, что в современном мире практически ни одно государство не может эффективно развиваться не торгуя с другими странами.
 

Когда вмешательство государства полезно...


Для эффективного присоединения государства к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов необходимо его вмешательство в эту сферу. Тем более что в современных условиях большинство государств прибегают к протекционизму, включая финансовые методы торговой политики с целью защитить рынок. В практике международной торговли все более активно используются методы расширения экспорта, базирующиеся на прямом или косвенном субсидировании правительством национальных экспортеров. Кроме того, транснациональные корпорации и производители из развитых стран сегодня достигли такого уровня организации производства (с эффективным использованием международного разделения труда), что они способны производить продукцию высокого качества с чрезвычайно низкими издержками, несмотря на высокую стоимость рабочей силы.

В таких условиях белорусским товарам становится все труднее конкурировать на мировых рынках. Нет сомнений, что будущее расширение ЕС может создать новые проблемы для белорусских экспортеров в сфере сбыта сельхозпродукции, а также той продукции, которая производится на основе устарелых технологий и не имеет соответствующих сертификационных документов европейского образца. По этим причинам белорусские производители товаров, как и других стран с переходной экономикой, вынуждены заручаться значительной поддержкой государства при выходе со своими товарами и услугами на внешний рынок.

Особую роль в оказании содействия национальным экспортерам в выходе на внешние рынки играет дипломатическая служба государства, так как она имеет квалифицированный персонал не только в стране, но и за рубежом. Работа по совершенст-вованию внешней торговли, в которой непосредственно задействован МИД и загранпредставительства, ведется по таким основным направлениям, как многостороннее сотрудничество, двустороннее сотрудничество и работа по совершенствованию национальных механизмов и инфраструктуры внешней торговли.


Ваш главный защитник за рубежом -- посольство


МИД может помочь белорусским экспортерам в изучении ими существующих стандартов, практики и правил международной торговли, привлечении технической помощи в республику по линии международных организаций. В выполнении этих задач на первое место выдвигается роль посольств. Белорусские посольства в иностранных государствах являются основными структурами, способными заниматься защитой интересов белорусских субъектов хозяйствования за рубежом и содействием в установлении контактов между белорусскими и иностранными предпринимателями. Также велика роль посольств в распространении информации о Беларуси в стране пребывания и сборе информации о состоянии экономики зарубежных государств.

С учетом сегодняшней статистики по приоритетному для нашей страны показателю -- объему белорусского экспорта "страновые" предпочтения (по убыванию экспорта) выстраиваются следующим образом: РФ, Великобритания, Латвия, ФРГ, Нидерланды, РП, Украина, Литва, КНР, Италия. В указанную десятку стран экспортируется более 82 процентов белорусских товаров. Перспектива вступления в ЕС сегодняшних стран-кандидатов показывает, что основная зона интересов по развитию белорусского экспорта находится в РФ и ЕС. Нужно учесть и то, что основные дипломатические ресурсы Беларуси сосредоточены в странах -- членах ЕС и РФ. На основе информации дипломатических представительств МИД ежегодно актуализирует "страновые" справки по большому количеству государств для предоставления их заинтересованным белорусским субъектам хозяйствования. В такие справки, как правило, включается общая информация о стране: уровень экономического развития, торгово-экономические показатели, характеристика основных отраслей экономики, главные торговые партнеры, объемы привлекаемых или вывозимых инвестиций.

Они также содержат контактные адреса и телефоны основных государственных и общественных органов, контролирующих, руководящих и способствующих внешней торговле, списки крупнейших агентов и торговых домов, консультационных и маркетинговых компаний, переводческих бюро. В свою очередь для содействия иностранным предпринимателям, желающим установить контакты с белорусскими субъектами хозяйствования, в дипломатических представительствах Беларуси за рубежом собирается постоянно обновляемая база данных белорусских предприятий и организаций.


Ждешь инвестиций -- дай четкий бизнес-план


Есть проблема подготовки основных инвестиционных проектов и бизнес-планов на иностранных языках, которые могли бы успешно использовать торгово-экономические службы наших посольств для привлечения иностранного капитала. До сих пор не все белорусские предприятия, желающие получить иностранные инвестиции, могут подготовить бизнес-план с учетом современных требований. Мой опыт работы и в Польше и в Великобритании показывает, что, к примеру, намереваясь создать совместное предприятие, потенциальный инвестор в обязательном порядке желает иметь следующую информацию:

-- о юридическом статусе и истории развития предприятия, характеристики продукции и рынка ее сбыта, налоговой системы и стоимости рабочей силы, о планах маркетинговой и производственной деятельности, о финансовом плане и программе инвестиций, анализ возможных рисков и страхования, характеристики конкурентной среды и организационного плана будущего предприятия, а также (во многих случаях) плана охраны окружающей среды.

К сожалению, часто посольства не располагают такой информацией, что мешает полноценному ведению переговоров с иностранным инвестором, цель которых -- заинтересовать его уже на первоначальном этапе.

Посольства также многое делают для установления контактов между белорусскими ведомствами, предприятиями, объединениями промышленников и предпринимателей, БелТПП и с аналогичными структурами страны пребывания -- через создание рабочих групп и советов смешанных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, организацию целевых визитов в нашу страну иностранных деловых делегаций.

Большинство белорусских экспортеров (исключение составляют концерны и отдельные крупные промышленные предприятия) не могут своевременно получать адекватную информацию о состоянии того или иного зарубежного рынка. Это связано с отсутствием средств на содержание своих представителей за рубежом, на оплату необходимых исследований маркетинговым зарубежным компаниям. Такую информацию по приоритетным для нашей страны направлениям могли бы подготовить белорусские загранпредставительства. Однако для этого потребуется четкая координация ведомств, предприятий и МИД на высоком уровне -- по определению формата и методологии подготовки таких обзоров, которые должны, среди прочего, содержать информацию об основных позициях импорта в страну пребывания, странах-поставщиках продукции на изучаемый рынок, тенденциях в динамике спроса на внутреннем рынке иностранного государства как на промышленные, так и на потребительские товары.


Обратная связь -- что может быть проще


Экспортеры должны знать, что особое внимание МИД уделяет вопросам проработки торговых предложений по закупке белорусских товаров. Перед посольствами поставлена задача вести активную работу по расширению экспорта, даже доведены соответствующие количественные ориентиры и требования к прорабатываемым торговым предложениям. Данные предложения должны содержать наиболее полную информацию, включая название и адрес фирмы-покупателя, номер телефона, факс, Е-mаil, наименование товара, основные требования, предъявляемые к товару и упаковке. Также должны быть указаны количество товара, минимальная партия, сроки и условия поставки и транспортировки, требования к сертификату качества и происхождение товара, условия платежа, включая наличие банковской гарантии, сроки действия торгового предложения.

Вместе с тем до сих пор нет эффективной обратной связи отечественного бизнеса с МИД и посольствами. Некоторые инвестиционные и торговые предложения, направляемые ведомствам и предприятиям, зачастую рассматриваются ими без должного внимания, в дальнейшем посольства не имеют информации о судьбе проработанных предложений. И здесь дело не в любопытстве посольств: обратная связь поможет целенаправленно строить свою работу с иностранными инвесторами и импортерами. Этот недостаток легко исправим без каких-либо финансовых затрат. Требуется просто ответственное отношение к предложениям посольств, включая реакцию министерств и ведомств.


С переходом на новые стандарты


На потоки товаров и инвестиций в мировом масштабе сегодня все больше оказывают влияние правила и стандарты, принимаемые различными международными организациями и объединениями. К их числу относятся ЕС, ВТО, Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), МВФ, ЦЕССТ и другие организации и ассоциации, объединяющие производителей тех или иных видов продукции.

Являясь кандидатом на вступление в ВТО, Беларусь в ближайшей перспективе будет вынуждена перейти на применение правовых документов и стандартов, разработанных ЕЭК и касающихся применения эффективной практики международных связей и межгосударственных контактов. Центром по упрощению процедур в торговле и развитию электронного бизнеса при ЕЭК ООН (СЕФАКТ) разработаны соответствующие процедуры для международного бизнеса и торговли.

В свою очередь, разработка белорусского национального законодательства об электронной торговле, расширение и упрощение доступа широкого круга субъектов хозяйствования к электронному документообороту создадут предпосылки для выхода на современный уровень международной торговли. Используя современные инструменты и технологии электронного бизнеса, опираясь на поддержку наших дипломатических представительств за рубежом, белорусским предприятиям можно будет значительно расширить белорусский экспорт.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений