Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Международные отношения
23.05.2003 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Конечным пунктом мог бы стать белорусский причал в одном из латвийских портов

Недавно Вадим Владимирович ЛАМКОВ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Латвийской Республике: -- давний друг и автор "Национальной экономической газеты" -- стал главой белорусского дипломатического ведомства в Латвии. На днях он прислал в редакцию статью, в которой дал оценку развития белоруско-латышских отношений и высказал свое видение перспектив белорусских предприятий на латышском рынке.
 
Нынешние отношения между Беларусью и Латвийской Республикой характеризуются высоким уровнем торгово-экономического сотрудничества. Латвия на протяжении последних лет стабильно входит в число основных внешнеторговых партнеров нашей страны. Например, по объему экспорта белорусских товаров в страны вне СНГ Латвия в 2001--2002гг. занимала 1-е место. В целом итоги внешней торговли между Беларусью и Латвией в 2002г. выглядят следующим образом: товарооборот вырос на 5,3% и сложился в размере 556,2 млн.USD. При этом экспорт белорусской продукции увеличился на 5,7% и составил 520,1 млн.USD, а объемы импорта практически не изменились -- 36,1 млн.USD.

Основными статьями экспорта Беларуси в Латвию являются продукция нефтехимической отрасли, лесопиломатериалы, изделия из углеродистой стали, тракторы и автомобили. Наши предприятия поставляют в Латвию одежду, обувь, мебель, косметику, парфюмерию. В последнее время возросли поставки табачной и винной продукции. Из Латвии в Беларусь поставляется рыбопродукция, лекарства, трикотаж, электромеханические товары.

Договорно-правовая база торгово-экономического сотрудничества между Беларусью и Латвией в основном сформирована и продолжает развиваться. К примеру, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ уже в развитие межправительственного соглашения о взаимном признании систем оценки соответствия (сертификации) продукции и стандартов, заключил в ноябре 2002г. соглашения о сотрудничестве с аналогичными государственными структурами Латвии. Или еще пример. В рамках усиления борьбы с контрабандой и незаконной миграцией в марте этого года было заключено соглашение между ГТК РБ и Государственной службой доходов Латвии об обмене информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через белорусско-латвийскую государственную границу.

Обойти "клещи" евростандартов

В настоящее время в Латвии задействовано много компаний, занимающихся реализацией продукции белорусского производства на основе дилерских и дистрибьюторских договоров. Активно работает на латышском рынке дочернее предприятие Минского тракторного завода -- компания "МТЗ-сервис". Фирмой создана разветвленная сеть центров предпродажного и гарантийного обслуживания продукции МТЗ. В итоге в 2002г. в Латвии было реализовано 492 белорусских трактора на сумму 5,4 млн. USD, а за первые два месяца 2003г. -- 167 тракторов более чем на 1,5 млн.USD.

Хорошие перспективы и у латышского дилера Минского автомобильного завода -- компании "Алкомтранс": уже сегодня объемы продаж наших автомобилей не уступают западным, при том они растут с каждым годом.

В апреле 2002г. в Латвии был открыт Белорусский торговый центр, цель которого -- популяризация продукции из Беларуси. Здесь представлены изделия более 50 наших предприятий: кожгалантерея, обувь, одежда, парфюмерия, посуда, хозяйственные товары, книжная продукция.

Особые требования к белорусским предприятиям на латвийском рынке будут предъявляться при вступлении Латвии в Европейский союз (1 мая 2004г.). Европа будет жестко отстаивать собственные интересы на рынках нынешних стран-кандидатов. Одним из способов вытеснения восточных конкурентов станет применение системы стандартов ЕС. Какая бы ни была хорошая и качественная продукция, без евросертификации ей доступ на рынок ЕС, в том числе и в Латвию, будет закрыт. С учетом того, что проведение аттестации на соответствие евростандартам является достаточно дорогой процедурой, наиболее логичным выходом является более активное проникновение на рынки стран -- кандидатов в ЕС на основе производственной кооперации.

В частности, в Латвии для этого есть ряд специфических условий. Это -- большое количество свободных производственных мощностей; высокий уровень технической и технологической подготовки кадров; инвестиционная привлекательность. Достаточно сказать, что латвийские предприятия активно используют механизмы кредитования под 5--7% годовых. Таким образом, вновь создаваемые совместные предприятия с участием белорусского капитала будут автоматически пользоваться привилегиями ЕС.

Этот путь по достоинству уже оценили и освоили россияне. В Риге собираются российские тракторы "Владимирец", машинокомплекты которых поступают в Литву. Далее уже готовая продукция поставляется как на внутренний рынок Латвии, так и в третьи страны.

Определенные подвижки в этом направлении есть и у нас. В апреле в Минске состоялась встреча руководителей белорусских предприятий с представителями министерства экономики Латвии, посвященная организации совместных производств на латвийской территории. Стороны договорились о визите в июне в Латвию белорусских компаний, чтобы те на месте ознакомились с возможностями создания совместных предприятий. Деловую поездку организует Белорусская торгово-промышленная палата. Приглашаю всех заинтересованных лиц принять участие в планируемой бизнес-встрече. БелТПП и Посольство готовы оказать всяческое содействие в поиске потенциальных партнеров. Дополнительную информацию можно получить в Посольстве Республики Беларусь в Латвийской Республике по тел. (371) -- 732 53 61; факс: 732 28 91; Е -- mаil: lаtviа@bеlеmbаssу.оrg

Нас здесь знают и ценят

Сотрудничество в этой области развивается поступательно. Так, на начало 2003 года в Беларуси зарегистрировано 183 предприятия с участием латвийского капитала. Латвийские инвестиции в них составили около 7 млн. USD. В том числе за 2002 год было создано 6 совместных и 16 иностранных предприятий с общей суммой инвестиций 721 тыс. USD. Сфера деятельности этих предприятий -- лесопереработка, производство продуктов питания, одежды, стройматериалов и др.

Белорусский капитал пока не так активно проникает на латвийский рынок. Тем не менее в Латвии уже зарегистрировано 175 белорусско-латвийских СП, белорусский вклад в уставных фондах которых составляет примерно 1,3 млн. USD.

Недавно в Латвии с визитом побывал глава администрации СЭЗ "Витебск", в ходе которого состоялась встреча с деловыми кругами Латвии, проведена презентация инвестиционных преимуществ СЭЗ, достигнут ряд конкретных договоренностей о сотрудничества. Встреча показала, что интерес латвийских предпринимателей к Беларуси есть, нужно только грамотно и активно налаживать необходимые контакты.

Нужно отметить, что белорусский товар в Латвии знают и ценят -- прежде всего стройматериалы, электронику, продукцию станкостроения, текстиль и многое другое.

В конце марта в Риге мы провели пятое заседание межправительственной Белорусско-Латвийской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Это знаковый момент, поскольку последнее такое мероприятие состоялось еще в 2000 году. Основной темой заседания стало развитие белорусско-латвийских торгово-экономических связей после присоединения Латвии в Европейский союз. Радует то, что латвийская сторона также заинтересована минимизировать негативные последствия вступления в ЕС на двусторонние экономические отношения, отмечая важность Беларуси как торгового партнера. Эта позиция Латвии была подтверждена в ходе встречи председателя белорусской части комиссии, первого заместителя министра экономики Н.П.Зайченко с министром экономики Латвии Ю.Луянсом. Стороны договорились продолжить работу.

Говоря о перспективах торгово-экономического сотрудничества, нельзя обойти вниманием и тему транзита. Белорусская экономика имеет чрезвычайно открытый характер, и поэтому транзитные возможности Латвии представляют для нас большой интерес. В настоящее время около 50% вывозимых Белорусской железной дорогой за рубеж грузов идет через Латвию и, с другой стороны, почти четверть грузооборота портов Латвии и более трети перевозок ее железной дороги занимает продукция, поступающая из Беларуси. Сохранение и дальнейшее повышение уровня сотрудничества в транзитной сфере отвечает интересам обоих государств. Мы видим понимание этой проблемы с латвийской стороны. В свою очередь, нам необходимо сконцентрировать усилия на создании логистической цепочки транспортно-экспедиционного обслуживания проходящих по территории этой страны белорусских товарных потоков, конечным пунктом которой мог бы стать белорусский причал в одном из латвийских портов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений