Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В жилищной политике ожидаются серьезные изменения

Существенные изменения предполагаются в ближайшее время в жилищной политике страны. Об этом заявил министр архитектуры и строительства Беларуси Руслан Пархамович по итогам заседания Президиума Совета Министров. Во время мероприятия был рассмотрен вопрос о совершенствовании подходов к обеспечению граждан жильем, а также проект Концепции государственной жилищной политики страны до 2030 года.

Поддержка станет более адресной

О том, что в сфере жилищной государственной политики грядут изменения, мы писали еще в начале года, когда чиновники стали заявлять о необходимости совершенствования подходов в данной сфере и усиления социальной адресности. По мере того как причастными министерствами и госорганами вырабатывались и обсуждались различные предложения, новые подходы к реализации государственной жилищной политики приобретали все более четкие очертания. В итоге 4 декабря 2024 г. во время заседания Президиума Сов­мина министр архитектуры и строительства представил проект Концепции государственной жилищной политики страны до 2030 года, который стал своего рода квинтэссенцией всех предлагаемых изменений.

Вместо капремонта – реновация

Как отметил Руслан Пархамович, Минстройархитектуры планирует уделять больше внимания не количественным параметрам, традиционно используемым в качестве индикаторов развития сферы жилищного строительства, а качественным показателям благоустроенности и комфортности жилья. Можно расценить данное высказывание как признание того факта, что темпы жилищного строительства с господдержкой и дальше будут падать, по мере того как такая форма поддержки будет становиться более адресной и сложной в получении и постепенно уступать свое место иным формам – строительству арендного жилья и реновации.

Как отметил министр, одним из ключевых направлений должна стать деурбанизация – решение проблемы излишнего перетока кадров в столицу и областные города, а также принятие мер по возврату их в сельскую местность и малые города.

Минстройархитектуры планирует увеличить объем строительства арендного жилья для востребованных специалистов, а также произвести реновацию существующей жилой застройки. Дело в том, что в небольших населенных пунктах и сельской местности многие дома изживают себя, сносятся, но при этом инфраструктура остается, что позволяет строить новые дома на существующей инфраструктуре. За счет этого можно увеличить плотность застройки с повышением комфортности, поскольку достаточно большое количество жилищного фонда в стране имеет если не предельные сроки эксплуатации, то высокие с точки зрения нормативной службы.

Проводимые сегодня капитальные ремонты хоть и повышают эксплуатационные характеристики жилья, но возможность их проведения ограничена, т.к. капремонт в отличие от реновации не предусматривает повышения благоустроенности жилья. По данным вопросам белорусские чиновники планируют обратиться к опыту российских коллег, где тема реновации получила более широкое распространение.

Правительство займется вопросом выкупа арендного жилья

В ходе заседания были рассмотрены и вопросы дальнейшего развития рынка арендного жилья. Министр отметил низкую привлекательность данного варианта решения жилищного вопроса из-за настороженности граждан, которые боятся потерять место в очереди на строительство жилья. В итоге в Минстройархитектуры рассмотрели вопросы повышения привлекательности арендного жилья и проработали вопрос, который интересует многих арендодателей: возможность выкупа арендуемого жилья, т.е. приобретения его в собственность.

Р. Пархамович предупредил, что, хоть министерство и занялось проработкой данного вопроса, ждать его решения в лучшем случае можно лишь к концу следующего года. Первоочередная задача – обеспечить необходимый фонд арендного жилья, чтобы его можно было предлагать востребованным специалистам. Но, полагает министр, уже к концу следующего года межведомственной рабочей группой будет выработано совместное предложение по условиям выкупа арендного жилья для востребованных специалистов. Однако уже сейчас очевидно, что такая возможность будет, скорее всего, элементом закрепления кадров в регионах, поэтому в Минске и областных городах ждать ее не следует (речь идет о сельской местности и городах с населением до 20 тыс. человек).

Исключить гражданина из процесса строительства

Еще один вопрос, который обсуждался во время заседания Совмина, – государственная поддержка при строительстве жилья, ее формы, виды, условия ее предоставления. К сожалению, не все обсуждавшиеся новации были озвучены для СМИ. Скорее всего, детали будут появляться по мере того, как планируемые изменения будут приобретать форму конкретных нормативно-правовых документов.

Пока известно, что планируется упростить, а то и вовсе исключить участие граждан из процесса строительства. Так, текущая редакция Указа от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» подразумевает долевое участие при строительстве жилья граждан, которые имеют право на названную поддержку. Они берут кредиты в начале строительства и вынуждены сопровождать эту стройку. В итоге люди не всегда довольны и продлением сроков, и допсоглашениями, которые приходится подписывать в процессе строительства.

В новой схеме планируется исключить гражданина из цепочки – человек должен выбрать готовую квартиру, получить льготный кредит и за 3–4 месяца въехать в новое жилье. Среди плюсов данного подхода министр назвал исключение негативного отношения людей к процессу стройки, расширение ассортимента, упрощение жизни строителям.

При этом побочные факторы новой схемы Р. Пархамович, к сожалению, не комментировал. А это нарушение сроков сдачи домов, изменение стоимости жилья в процессе строительства, отсутствие прозрачной схемы участия гражданина в финансировании жилья. Возможно, с результатами оценки негативных последствий можно будет ознакомиться, когда планируемые изменения будут представлены на общественное обсуждение (если таковое будет проводиться).

***

Новации в сфере государственной жилищной политики приобретают все более и более конкретные очертания. Становится понятно (если понимание не появилось раньше), что текущая политика строительства жилья с господдержкой в виде льготного кредита и низкой стоимости квадратного метра для всех очередников уходит в прошлое. Количество нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые смогут сохранить возможность постройки жилья с помощью государства, скорее всего, сократится, остальным предложат иные варианты, причем вряд ли речь будет идти о возможности выбора.

Утешительными моментами видятся реновация жилья и подвижки по строительству арендных квартир, однако скорого решения вопроса с выкупом такого жилья ждать не стоит, да и вряд ли такая возможность коснется всех арендаторов. Скорее всего, она будет тесно увязана с кадровой политикой.


Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by