$

2.0388 руб.

2.2680 руб.

Р (100)

3.1884 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Проблемы и решения

В ожидании седьмого транша

13.11.2018
В ожидании седьмого транша
Фото: Reuters

Беларусь планирует получить седьмой транш кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в I квартале 2019 г. Об этом заявил министр финансов Максим Ермолович в последний день октября, сообщается на сайте Евразийского банка развития (ЕАБР), являющегося распорядителем средств ЕФСР и принимающего окончательное решение о перечислении денег. Однако с его получением не все так просто.

Напомним, что соглашение о предоставлении финансового кредита из средств ЕФСР Минфин Беларуси и ЕАБР подписали 25 марта 2016 г. Соглашение предусматривало выделение 2 млрд USD семью траншами – на поддержку программы реформ на 2016–2018 годы для нашей страны, которые должны были реализовать правительство и Нацбанк. При этом предоставление каждого из траншей было увязано с выполнением определенных условий.

Если с получением первых пяти траншей особых проблем не возникло (в частности, пятый мы получили 25 октября 2017 г.), то два последних, что называется, «зависли», хотя были уже включены в белорусский бюджет текущего года.

На шестой – уговорили

Как сообщалось на сайте ЕАБР по итогам визита проектной группы ЕФСР, состоявшегося в начале октября т.г., условиями перечисления шестого транша являлось выполнение 25 показателей, но на так называемую контрольную дату оценки (1 октября 2017 г.) мы не смогли выполнить пять из них, причем три считались контрольными. Однако это не помешало Совету ЕФСР освободить нашу страну от их выполнения, как было заявлено, с учетом того, что Беларусь выполнила дополнительные условия предоставления транша, которые стороны оперативно согласовали.

При этом было учтено, что еще в марте т.г. Нацбанк внес изменения в свои нормативы, которые были направлены на сдерживание избыточного роста объемов выдачи потребительских кредитов в качестве одного из возможных факторов увеличения «плохой» задолженности и ухудшения внешнеторгового баланса.

Деньги в рамках шестого транша в сумме 200 млн USD были переведены нам 12 октября – в последний день Форума регионов Беларуси и России, что некоторые эксперты не преминули прокомментировать как доказательство того, что руководство нашей страны просто «дожало» российских партнеров в этом вопросе.

Минфин: у нас все хорошо

На том же сайте ЕАБР приведена оценка состояния дел в вопросе выделения последней части кредита ЕФСР, которую высказал М. Ермолович: «Работа по подготовке седьмого транша продолжается. Надеюсь, что в ближайшее время уже на какие-то решения будем выходить». Кроме того, он поделился и предполагаемыми сроками перечисления средств по седьмому траншу, назвав I квартал 2019 г.

При этом он считает, что кардинальные изменения в правительственной программе реформ не нужны: «Программа сама по себе была целостная и достаточно подробно описывала весь набор мер макроэкономической сбалансированности и структурных преобразований». Поэтому, по его мнению, необходимо лишь усилить отдельные направления денежно-кредитной политики.

ЕАБР: слишком много рисков

Конечно, интересно узнать, как оценивает перспективы выделения седьмого транша российская сторона. И в этом нам поможет программный мониторинг кредита ЕФСР, который был подготовлен экспертами фонда по итогам упомянутого выше визита в нашу страну.

Они считают, что программа реформ для Беларуси требует уточнения с учетом нарастающих рисков в ее экономике. В ходе визита после консультаций с белорусскими властями был подготовлен предварительный перечень изменений в указанную программу в целях выделения седьмого транша.

Уточнение программы вызвано переносом контрольной даты оценки выполнения условий его предоставления с начала т.г. на 1 декабря. При этом перенос даты  оценки и, соот­ветственно, сроков возможного пре­доставления последнего транша «отражает необходимость принятия во внимание текущих и прогнозных макроэкономических трендов и выявленных рисков». Таким образом, никакой уверенности в выделении седьмого транша у специалистов фонда нет: они говорят лишь о возможности его предоставления по результатам оценки произведенных изменений, которая, скорее всего, будет проведена в декабре т.г.

Риски для экономики

Что же специалисты ЕАБР считают основными рисками для белорусской экономики? Ничего нового мы здесь не увидим – это несбалансированный рост оплаты труда, неустойчивое состояние платежного баланса или того самого счета текущих операций (СТО), о нарастающем дефиците которого мы неоднократно писали, а также растущая долговая нагрузка государственных предприятий.

Увеличение средней заработной платы в Беларуси фиксируется, с небольшими отклонениями, на протяжении всего текущего года, причем темпы ее роста существенно опережают прирост производительности труда, что в последнее время стало для нас уже привычным. Баланса в этой сфере не добавляет и «уверенное» снижение реальной ставки рефинансирования. Два этих фактора вызвали резкое увеличение внутреннего спроса, потянувшее за собой рост импорта потребительских и инвестиционных товаров. А это, в свою очередь, обусловило увеличение дефицита СТО – за январь–июль т.г. он вырос до 2,5% ВВП с 1% ВВП за аналогичный период 2017 г.

Такая ситуация, мягко говоря, смущает экспертов ЕАБР, которые к тому же обнаружили у нас «медленный прогресс в реализации структурных реформ в целом и коммерциализации госпредприятий в частности». Ухудшение финансовых показателей последних, а госсектор продолжает преобладать в Беларуси, может в перспективе оказать дополнительное давление на состояние госдолга, которое и так никого не радует (подробнее см. «ЭГ» № 58 от 07.08.2018 «Кабала государственного долга»).

Эксперты фонда также отметили, что «процентное» снижение уровня государственного долга – с 39,3% ВВП на 1 января т.г. до 36,3% ВВП на 1 августа – никак не сказалось на его «долларовой» величине, что вызвано в т.ч. и ослаблением курса белорусского рубля. Да и рост темпов инфляции, который отмечается в последние месяцы, добавил негатива в оценки экспертов.

* * *

В выводах, сделанных в программном мониторинге, снова упоминаются «как краткосрочные, так и среднесрочные риски», пусть и на фоне неплохой текущей ситуации. Так что чрезмерного оптимизма по поводу скорого выделения седьмого транша мы бы не высказывали – нервы с ним ЕАБР нам еще попортит.

К тому же получение очередных 200 млн USD от фонда полностью нивелирует то небольшое достижение по госдолгу, которое мы наблюдаем по итогам 10 месяцев: полученные в рамках транша деньги опять увеличат внешний долг и полностью перекроют снижение его уровня (на 183 млн USD), которого мы смогли добиться. Но такова судьба всех «неисправимых» должников, вынужденных влезать в новые долги, чтобы рассчитаться со старыми.

Автор публикации: Александр БОРИСОВ


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы